+1
Сохранить Сохранено 7
×

Эксперты объяснили, почему Центробанк решил «изменить сам себе»


Эксперты объяснили, почему Центробанк решил «изменить сам себе»

Здание Банка России.

© АГН «Москва»

В пятницу на очередном заседании совета директоров Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 21% годовых. Опубликованное на сайте Центробанка решение вызвало удивление у экспертов, привыкших к постоянному и довольно резкому ужесточению денежно-кредитной политики регулятора.

«Произошло более существенное ужесточение денежно-кредитных условий, чем предполагало октябрьское решение по ключевой ставке. Этому способствовали автономные от денежно-кредитной политики факторы», — говорится в итоговом пресс-релизе Центробанка.

По оценке Банка России, с учётом значительного роста процентных ставок для конечных заёмщиков и охлаждения кредитной активности достигнутая жёсткость денежно-кредитных условий формирует необходимые предпосылки для возобновления процесса возвращения инфляции к обозначенной цели, несмотря на повышенный текущий рост цен и высокий внутренний спрос.

«Банк России будет оценивать целесообразность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании с учётом дальнейшей динамики кредитования и инфляции. По прогнозу Банка России, с учётом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4,0% в 2026 году и будет находиться на цели в дальнейшем», — следует из релиза регулятора.

Довольно неожиданное решение Центробанка вызывает ряд вопросов, учитывая прежнюю жёсткую и целенаправленную политику регулятора. За ответами на них «Ридус» решил обратиться к экспертам-экономистам и представителям бизнеса.

Ставки, как в МФО

© Коллаж / Ridus.ru

Неожиданным и очень правильным решением назвал сохранение ставки на прежнем уровне заместитель директора Института экономики, управления и права МГПУ Вадим Ковригин.

«Смешно великой стране иметь показатель ставки, сравнимый в прошлом с процентами в микрофинансовой организации. На таких уровнях ключевая ставка уже перестаёт быть инструментом сдерживания инфляции и оттягивает её на позднее время. У населения слишком ярко проявляется сберегательная модель поведения», — рассказал «Ридусу» Ковригин.

По его словам, граждане сохраняют на счетах значительную часть средств, чему способствуют высокие проценты по вкладам. При этом некоторые банки в ожидании ещё большего ужесточения денежно-кредитной политики повысили ставки до 23% и более. По мнению эксперта, после неизбежного будущего смягчения денежно-кредитной политики эти средства выльются на рынок и разгонят инфляцию.

«Индекс отреагировал на решение ЦБ РФ бурным ростом — 6% в плюсе. Рублю это никак не повредило, фьючерсы на доллар не взлетели. Поэтому не надо бояться смягчать в будущем денежно-кредитную политику. При такой мягкой бюджетной политике будет инфляция, от неё никуда не деться. Но 2025 год должен стать временем последовательного смягчения денежно-кредитной политики. Надо думать и о небольшом ужесточении бюджетной политики», — резюмирует Ковригин.

Подмена цели

Экономист и депутат Государственной думы Оксана Дмитриева считает нынешнее решение Центробанка вполне закономерным и прогнозируемым. По её мнению, своими действиями Неглинная хочет снять с себя ответственность за ошибочные действия, так и не способствовавшие остановке инфляции.

«Мой прогноз был, что под давлением бизнеса Центробанк не будет дальше значительно повышать ставку. Я полагала, что либо повысит на 1–2%, чтобы доказать правильность курса, либо оставит без изменения. Поскольку повышение ключевой ставки не оказывает влияния на инфляцию, нашли другой выход из положения. Теперь отчитываются о темпах охлаждения экономики и снижении кредитной активности. То есть нанесённый экономике вред записывают себе в актив. А как же борьба с инфляцией, ради которой всё затевалось? Снижение темпов роста подавалось как неизбежные потери. Теперь произошла подмена цели. Потери в экономическом росте и инвестициях подаются как достигнутые цели, а про борьбу с инфляцией забыли», — пояснила «Ридусу» Дмитриева.

Окрик сверху?

Член генерального совета «Деловой России», генеральный директор петербургской группы компаний «Далпорт» Олег Николаев полагает, что Центробанк «изменил себе» благодаря «окрику сверху».

«Центробанк был бы рад поднять ставку во имя святой борьбы с инфляцией. Но похоже, что сверху намекают, что пока лучше не доводить ситуацию до абсурда. Хотя в плане тенденций это ничего не меняет. Посмотрят на ситуацию в течение месяца (скажем, до 20 января — красивое число, почему бы и нет?), а там уже и решат. Если в бушующем мире ничего не изменится, ничего не поменяется и в центре принятия решений Центробанка», — говорит Николаев.

Стимулирование рецессии?

© Коллаж / Ridus.ru

Главный экономист Института экономики роста имени П. А. Столыпина Борис Копейкин выказывает явную обеспокоенность денежно-кредитной политикой, проводимой Центробанком в последнее время. Он напоминает, что по заявлениям ЦБ эффект от решений по ставке полностью проявляется в течение нескольких кварталов. То есть негативных или позитивных последствий повышения ставки этим летом и осенью пока ещё не просматривается.

Однако он обращает внимание на нарастающие риски замедления экономического роста, охлаждения розничного кредитования и заметного падения спроса на рынке недвижимости.

«Всё больше компаний заявляет о нежелании начинать новые инвестпроекты. Появляются первые признаки снижения активности в корпоративном кредитовании. За последние месяцы заметно упала прибыль компаний. Всё это повышает вероятность охлаждения и даже рецессии. Решение о неповышении ставки можно только приветствовать. Первой реакцией рынка были небольшое ослабление рубля и заметный рост фондового рынка. Но нельзя забывать, что при 21% ставка в реальном выражении у нас остаётся на одном из самых высоких в мире уровней. Пока ещё ничто принципиально не поменялось. Она запретительно высока для поддержания устойчивых темпов инвестиций и экономического роста», — говорит Копейкин.

По словам экономиста, скорейшее снижение ставки в совокупности с другими мерами поддержки инвестиционной активности ещё могло бы помочь российской экономике сохранить набранные темпы и продемонстрировать рост, сравнимый со среднемировым в ближайшие годы. Однако сигналов о смягчении денежно-кредитной политики Центробанк пока не подаёт. При этом озвученный регулятором несколько месяцев назад сценарий снижения темпов роста ВВП в 2025 году до 0,5–1,5% вполне может реализоваться. И даже оказаться излишне оптимистичным.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)