+5
Сохранить Сохранено 7
×

Фестиваль мотивационного кино: минусы и плюсы


Фестиваль мотивационного кино: минусы и плюсы

© BRIDGE OF ARTS

На прошлой неделе Ростов-на-Дону принимал кинофестиваль Bridge of Arts, на пять дней став, по уверениям ведущих красных дорожек, «столицей мировой киноиндустрии». Столь громкие заявления приятны, конечно, на слух, но вряд ли имеют под собой какие-либо основания: мировая киноиндустрия фестиваль вряд ли заметила. Доверие и репутация не зарабатываются вмиг, они — результат усердной многолетней работы.

За два года создать форум мирового уровня вряд ли возможно — и потому не стоит удивляться многочисленным огрехам по организационной части: невразумительно составленному расписанию, позволившему «наслоиться» друг на друга двум конкурсным фильмам, шумному ремонту за стеной кинозала, невыключенному во время сеанса свету… Простить можно и многочисленные «двоечные» ошибки в субтитрах: видимо, переводчики так торопились с переводом, что в этой гонке забывали, как родные слова пишутся.

Однако подобный перечень даже самых обидных недочётов даёт как раз то, во имя чего «Мост искусств» создавался, — мотивацию; мотивацию всё исправить и добиться в будущем совершенства. Второй фестиваль — это только начало большого пути, пути к своему зрителю. Который (признаем это) к фестивальному кино пока что не готов (о чём красноречиво свидетельствовали залы), но которого можно (и следует) научить, втянуть, заинтересовать. И потому любое движение в этом направлении, пускай поначалу даже не очень уверенное, — благодатно.

Творческая группа фильма «Лошадь с надеждой» с дипломом фестиваля Bridge of Arts
1
Творческая группа фильма «Лошадь с надеждой» с дипломом фестиваля Bridge of Arts
© BRIDGE OF ARTS

Но что такое «мотивация» в художественном произведении? Если задуман фестиваль мотивационного кино, то какого рода фильмы на нём должны быть представлены?.. Наверное, вдохновляющие на какие-то новые свершения, новые подвиги, на преодоление препятствий, на изменение самого себя в лучшую сторону. Проблема конкурсной программы выплыла с неожиданной стороны: в фильмах, где этой самой Мотивации было через край, отсутствовало Кино, в то время как действительно любопытные картины с мотивационной точки зрения были как минимум спорны.

Фестивальный ролик фильма «Шоудаун»

Например, «Шоудаун» (реж. Хайриль Бахар, Малайзия) — лента, очень близкая духу фестиваля, включившему в своё расписание не только кинопоказы, но и спортивные соревнования. Пятёрка друзей решает, что «пора доказать, что уличные танцы — это сила, с которой нужно считаться», — и включается в борьбу за главный приз популярного телеконкурса. Их соперники сильны, но заряжены отрицательной энергией; победа над ними начинается с признания и исправления собственных ошибок… «Разбивает» танцевальные номера любовная линия в духе Ромео и Джульетты (прозрачный на то намёк — плакат «Вестсайдской истории» в комнате главной героини), но до шекспировского накала здесь весьма далеко.

Любопытно, что аналогичный молодёжный конкурс в день показа фильма проходил в одном из ростовских парков — а ведь именно его участники могли бы стать идеальным зрителем этого «Шоудауна». Если бы только знали о его существовании, если бы оказались заинтересованы в малайзийском опыте подобного рода баттлов…

Фестивальный ролик фильма «Заблудшие овцы»

«Нашим бы чиновникам этот фильм показать», — переговаривались зрители, посмотревшие картину «Заблудшие овцы» (реж. Гао Ченганг, Ванг Ксяопинг, Китай). В предновогоднюю пору у деревенского пастуха украли четырёх овец. Местный шеф полиции клятвенно обещает разыскать преступников, но вскоре на пути у следствия возникают неожиданные преграды. Оказывается, до сей поры эта деревня числилась по отчётности образцовой — и теперь разного калибра «вожди» начинают переживать, что сам факт кражи портит их радужную статистику. Они не просят, а требуют у пастуха, чтобы тот забыл про свою беду «ради великого блага» — ради будущего культурного центра, который здесь можно было бы построить, ради дороги, которую можно было бы заасфальтировать. «Смотри на вопрос шире!» — говорят они, наотрез отказывая в компенсации потерь, но с аппетитом поедая поданную к столу баранину (на подобные ужины герой потратил ещё три овцы).

Драма маленького человека, для которого его простой промысел — единственный способ обеспечить образование своим детям, сводится в итоге к тому, что на каждого «маленького вождя» найдётся вождь повыше. Сколь ни изворотливы были чиновники на местах, нашёлся-таки над ними мудрый руководитель, который смог восстановить справедливость, заставив подчинённых рассчитаться с пастухом из собственного кармана.

Фестивальный ролик фильма «Фабрика грёз»

Другой «идеальный» пример «мотивационного кино» — «Фабрика грёз» (реж. Арун Чидамбарам, Индия), напоминающая, что «все открытия в мире начинались с маленькой искры», и посвящённая «создателям завтрашнего мира». Постоянные перебои с электричеством толкают молодого и любознательного Эсхила на ряд научных экспериментов и строительство собственного ветряного генератора. Что родные, что соседи воспринимают его затею как вредную (хотя и устали оплачивать правительственные счета за отсутствующий свет), а его самого числят за чудака — но герой не сдаётся, потому как «если все восемь направлений против тебя — создай девятое». «Мозг хоть и размером пятнадцать сантиметров, но обладает силой управлять вселенной», — с этой мыслью и при помощи верных друзей он добивается своего, принося электричество в родную деревню. Другой персонаж картины в то же время добивается успехов в органическом земледелии — в перспективы которого никто из местных жителей, опять же, не верил.

Мотивации — хоть отбавляй, но с кинематографических позиций всё довольно посредственно. Режиссёр использует полиэкран, иногда — анимацию, с успехом (но без сюжетной связи) вставляет в свой фильм типично болливудский песенно-танцевальный номер; определённые умения налицо, но вытянуть полнометражную картину ему откровенно не удаётся. Тем не менее жюри дало автору мотивацию для следующих работ — в виде своего не приза, но Специального диплома.

Режиссёр фильма «Фабрика грёз» Арун Чидамбарам
2
Режиссёр фильма «Фабрика грёз» Арун Чидамбарам
© BRIDGE OF ARTS

Сельской жизни посвящён и «Поисковый движок» (реж. Аталай Таждикен, Турция), и тут тоже своя беда — в деревне нет полноценного питьевого источника. Но история движется не только этим: автор следит за несколькими равнозначными персонажами, у каждого из которых — свои заботы и проблемы. Один мужик тут целеустремлённо копает землю в поисках клада, другой — добивается того, чтобы его дом признали историческим памятником. Третий королём вернулся на родину из Германии — теперь он сорит деньгами и раздаёт детям шоколад с леденцами, но обижается, что никто не спешит к нему в гости, и чуть ли не умоляет односельчан забыть обидное детское прозвище: мол, какой же он «Нищий», когда всю деревню с потрохами купить может?..

Фестивальный ролик фильма «Поисковый движок»

Максимальные, пожалуй, симпатии завоёвывает дед, на старости лет задумавший найти себе новую супругу. Он и амулет завёл, и человека нанял, чтоб тот жену ему из Азербайджана привёз, и даже попросил знакомого паренька завести ему страницу в «Фейсбуке», откуда начал общаться с потенциальными невестами из Украины и России (впрочем, и на сирийку он тоже согласен)…

Но режиссёр не спешит одарить всех и каждого, напоминая, что одной лишь мотивации для хэппи-энда недостаточно. Нотка обречённости звучит уже в самом начале этого сборника грустных анекдотов — в признании того паренька с ноутбуком: «Если б не интернет, как бы я смог жить в этой деревне?..»

По техническим причинам показ картины на большом экране был отменён — но этого, кажется, никто не заметил. А жаль: как раз этот фильм — неплохой и вполне даже достойный, несмотря на невнятно переведённое название.

Фестивальный ролик фильма «Лошадь с надеждой»

Следующей конкурсант — «Лошадь с надеждой» (реж. Бай Хайбин, Китай) — ещё лучше. В деревенской начальной школе есть две примечательные личности: новая молодая учительница и её ученик Пен Пен, у которого — собственная лошадь. Мать мальчика умерла при родах, и он с детства привык почитать за маму именно свою рыжую лошадку — тихую и смирную, обожающую яблоки. Но едва мы успеваем их всех полюбить, как дед пацана без его ведома продаёт кобылу, чтобы расплатиться с долгами. Мисс Ай берётся вернуть домой попавшего в беду «члена семьи» — иначе парнишка не сможет дальше учиться, потеряв не только мотивацию к получению знаний, но и вообще интерес к жизни.

Неспешный, почти медитативный фильм о почти молчаливой дружбе снят просто, но выразительно — и заслуженно получил Диплом Всемирного фонда дикой природы «за чуткое отношение к природе».

Фестивальный ролик фильма «Искушение»

Не в деревне, но в лесу живёт герой Фёдора Добронравова в российской драме «Искушение» (реж. Александр Тютрюмов). Он, собственно, и выступает искусителем — делая двум своим незваным гостям столь неприличное предложение, что смущает их молодые умы, развращает их одной лишь перспективой внезапного обогащения… Фильм неожиданно получился хорошим, а потому заслуживает отдельного рассказа, который вскоре последует.

(Продолжение следует)

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+5

 

   

Комментарии (0)