«Лишние» пассажиры, или как не стать жертвой овербукинга
- 03 сентября 2015 14:22
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
В России предлагают узаконить овербукинг. Этот термин раньше был знаком в основном туристам, которые регулярно сталкивались с таким явлением при заселении в турецкие или египетские гостиницы в высокий сезон. Но в последнее время он все чаще звучит применительно к авиаперевозкам. Именно авиационной отрасли и касается новый законопроект, разработанный Министерством транспорта. В среду в пресс-центре «Парламентской газеты» Общественная палата устроила его «нулевое чтение», попросту говоря обсуждение, собрав весьма представительную аудиторию от всех заинтересованных сторон — Минтранса, авиакомпаний, союзов защиты потребителей и независимых экспертов.
Что такое овербукинг и кому он нужен?
Дословный перевод термина — сверхбронирование. Формально речь идет о сознательной продаже билетов в количестве, превышающем число мест в самолете. Таким образом авиакомпании стараются подстраховаться. По словам Александра Волощука, директора департамента управления сетью и доходами «Аэрофлота», на каждый рейс в среднем порядка 2% пассажиров не являются на регистрацию, еще 5% сдают билет накануне вылета. Перевозчик же заинтересован в том, чтобы борт был заполнен полностью. Но иногда случается так, что никто не отказывается от полета и не опаздывает, и тогда появляются «лишние» пассажиры, которым мест на борту не хватает.
Впервые стратегию овербукинга опробовали в США. В 50-х годах прошлого века американские пассажиры добились права компенсации стоимости билетов в случае опоздания на рейс. В ответ авиакомпании стали продавать больше билетов, чем кресел в салоне, чтобы минимизировать потери. В 70-х годах эта практика была узаконена, но с обязательной выплатой компенсации пострадавшим клиентам. Сегодня сверхбронирование активно применяется во всем мире, сопровождаясь многочисленными скандалами и судебными процессами между авиакомпаниями и пассажирами, оставшимися за бортом перегруженных лайнеров. Иногда это происходит из-за замены по тем или иным причинам изначально запланированного самолета на другой, менее вместительный.
Конечно, овербукинг не означает полной отмены полета. Просто человеку придется лететь другим рейсом, и ждать этого рейса, возможно, довольно долго. При этом ему полагаются все те «плюшки», на которые могут рассчитывать пассажиры в случае задержки рейса: питьевая вода, бесплатное питание, гостиница
В России де-юре овербукинг запрещен (федеральные авиационные правила предписывают продажу билетов только на реальные места), де-факто — существует так же, как и во всем мире. Российские законы фактически приравнивают овербукинг к мошенничеству, но как поясняют представители авиакомпаний, реальное судебное дело могут возбудить только в том случае, если перевозчик не предупреждает о перебронировании и не предлагает никакой компенсации. Тем ни менее, в марте 2015 года гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева предложил узаконить овербукинг. В разработанном Минтрансом законопроекте предлагается дать авиакомпаниям право в одностороннем порядке изменять условия договора воздушной перевозки, в том числе в случае невозможности обеспечить пассажиру перевозку на рейсе, указанном в билете.
Российские авиапервозчики обещают будущим жертвам овербукинга компенсацию от 12 до 28 тысяч рублей, в зависимости от времени ожидания следующего рейса. Минимальная сумма полагается за два и более часа, максимальная — за сутки и более. За ожидание от 6 до 12 часов заплатят 18 тыс. рублей, от 12 до 24 — 21 тыс. рублей.
Аргументы «за»
Законопроект защищает в первую очередь права потребителей, дружно уверяют представители Минтранса и авиакомпаний. Если сейчас в случае овербукинга пассажир целиком зависит от доброй воли перевозчика и вынужден добиваться компенсации морального ущерба через суд, то в новых правилах денежное возмещение будет прописано как обязательное наряду с другими бонусами, которые должна будет предоставить авиакомпания.
Неофициально российские авиакомпании все равно уже используют такую практику, объясняя ее сбоями в системе бронирования, разводит руками заместитель директора департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса РФ Илья Белавинцев, а надзорные органы не всегда могут предупредить возникновение подобных ситуаций. «Мы, конечно, потом разберемся и накажем, но хотим, чтобы пассажиру было комфортно в час вылета, а не постфактум», — пояснил он мотив разработки законопроекта.
Для самих перевозчиков это не только один из способов оптимизировать издержки, но и повышение конкурентоспособности. «Российские авиакомпании не висят в воздухе, российский авиационный рынок является частью глобального. Иностранные компании, которые летают в Россию и над Россией, широко используют эти механизмы и за счет них получают существенно большую эффективность. Если мы их не используем, давайте думать, за счет чего мы могли бы компенсировать заранее невыгодную ситуацию для российских перевозчиков, в которую мы их ставим», — призывает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.
На самом деле, для самих авиакомпаниям «лишние» пассажиры — это лишние расходы на компенсации и репутационные потери. Они вовсе не заинтересованы в возникновении подобных ситуаций. И сверхбронирование применяется не тотально по всем маршрутам, а лишь на основе статистических данных о загрузке тех или иных рейсов после тщательного анализа спроса-предложения, потенциальных потерь и выгод и прочих факторов. «Никто не будет применять его на рейсе Москва-Владивосток, который осуществляется раз в неделю, — уверяет доцент департамента экономики ВШЭ Кристина Мозговая. — Это тонкая оптимизационная задача для авиаперевозчика, которая может быть решена только математическим методом и в совокупности с другими задачами управления доходами».
По статистике, на каждые 10 тыс. пассажиров приходится лишь один, не улетевший из-за овербукинга, уверяют эксперты.
Аргументы «против»
Защитникам прав пассажиров доводы сторонников законопроекта кажутся неубедительными. Да, он узаконит право на компенсацию, но при этом снизит шансы через суд получить более весомое возмещение возможного ущерба, парируют они. Ведь ситуации бывают разные. И если у бизнесмена из-за овербукинга сорвалась сделка на несколько миллионов, и 28 тысяч, и даже 100 тысяч рублей его вряд ли утешат. А станет ли эта сумма достаточным утешением для человека, опоздавшего на свадьбу или похороны?
«Фактически легализуется односторонний отказ от исполнения обязательств по перевозке пассажиров. А сколько может быть ситуаций в жизни, когда человек, оказавшийся лишним, потеряет несоизмеримо больше, чем компенсация. На Западе это происходит сплошь и рядом. И это совершенно не тот случай, когда нужно перенимать западную практику», — считает руководитель юридической службы Союза потребителей РФ Антон Недзвецкий.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак считает, что еще не исчерпаны другие резервы повышения коммерческой эффективности авиаперевозок. В частности, он обращает внимание на стоимость авиакеросина, растущую на фоне снижения нефтяных цен.
Вызывает нарекание и «сырой» текст законопроекта. Особенно фраза о том, что перевозчик должен просто проинформировать попавшего на овербукинг пассажира об альтернативном варианте перевозке, и в случае его несогласия с такой альтернативой вернуть деньги, а договор будет считаться расторгнутым.
«Представьте себе аналогичную ситуацию в другой сфере услуг по перевозке, — предлагает координатор Союза пассажиров России Сергей Попов. — Вы вызвали такси в аэропорт на определенное время. За несколько минут до предполагаемого выезда вам звонят и говорят: мы предлагаем вам поехать через три часа, не хотите — расторгаем договор. За это надо наказывать, но легализовать нельзя».
Кстати, о размере компенсации в законопроекте ничего не сказано. Не прописаны и механизмы выбора тех пассажиров, которым будет отказано в посадке на переполненный рейс. Предполагается, что из их числа должны быть исключены инвалиды, беременные женщины, другие социально незащищенные граждане, а также пассажиры со стыковочными рейсами. Но пока это лишь предположения.
С тем, что законопроект требует серьезной доработки, и в нем необходимо четко прописать все права пассажира, лишенного возможности улететь именно тем рейсом, на который был куплен билет, согласны и сторонники узаконенного овербукинга.
Что делать жертвам овербукинга
Очевидно, что независимо от того, примут спорный закон или нет, россияне вполне могут оказаться «лишними» на рейсе. Чтобы избежать подобной ситуации, лучше заранее позаботиться о регистрации, пройдя ее в онлайне (благо сейчас практически все перевозчики предоставляют такую возможность), или же просто пораньше приехать в аэропорт.
Если самолет все же улетел, а вы остались, надо постараться получить от авиакомпании максимальную компенсацию — не только стандартный набор услуг, положенных любому пассажиру в случае переноса рейса, но и денежное возмещение, и возможный апгрейд самой перевозки (например, перевод в бизнес-класс из эконома). Чем настойчивее пассажир, тем больше бонусов он может выбить из авиакомпании. Но делать это лучше спокойно, без истерик. Весомым аргументом в переговорах с представителями перевозчика станет знание закона о защите прав потребителей.
Если полюбовно решить ситуацию все же не удалось, можно попытаться получить компенсацию через суд. Шансы на благоприятный исход повысят документальные подтверждения овербукинга. Следует зафиксировать время прибытия в аэропорт и добиться от представителей авиакомпании отметки в билете о том, что в регистрации было отказано. Хотя, конечно, получить ее будет весьма непросто. Помимо компенсации морального ущерба суд может принудить перевозчика возместить и расходы, понесенные пассажиром, — их докажут чеки из ресторанов аэропорта и гостиницы, если все это пришлось оплачивать самостоятельно.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: