Равшана Куркова сыграла в нашем варианте «Непристойного предложения»
- 31 августа 2016 16:32
- Максим Марков
«Искушение»
Россия, реж. Александр Тютрюмов, в ролях: Фёдор Добронравов, Равшана Куркова, Кирилл Жандаров, Андрей Смоляков.
Он и Она (имена не играют тут никакой роли) — молодая влюблённая пара: ещё не поженились, но собираются в обозримом будущем. Пока же они едут к кому-то на день рождения — с бутылкой дорогого коньяка в подарок. Доехать до места назначения им будет не суждено, и судьба в виде лесной тропинки приведёт их к избушке, из которой доносятся звуки классической музыки.
Хозяин им откровенно не рад, но неожиданно словно бы узнаёт девушку. «Судьба!» — говорит он о ней, выгнав парня с тулупом в стог сена («Он — третий лишний»). Подобно ясновидящему, этот пожилой уже мужчина знает о непрошенной, но явно ожидаемой гостье даже интимные подробности — и про родинку, и про цепочку с золотой рыбкой. «Мне нужна именно эта женщина», — убеждает он жениха, предлагая ему взамен миллион долларов наличными. «Полтора», — принимает шутку молодой человек, на что странный «лесник» поднимает цену: сперва до двух миллионов, а затем и до трёх — и показывает деньги.
Тизер фильма «Искушение»
Истоки сюжета очевидны и не скрываются: «Ты смотрел фильм „Непристойное предложение“? Твоё предложение непристойно». Но «Искушение» и похоже на ту знаменитую ленту с Робертом Редфордом, Деми Мур и Вуди Харрельсоном, и нет; это другое кино, с другими посылами и задачами.
Герой Фёдора Добронравова — не пустозвон-миллионер. Он по памяти цитирует Гумилёва, Есенина, даже Менделеева, а потому даже его «широкий жест», когда в камин летит пачка с десятью тысячами долларов, воспринимается как своеобразная дань русской литературной традиции. «Не бандит, интеллигентный мужчина», — отзывается о нём девушка, ставшая не только предметом торга, но и полноправной (а как же иначе!) участницей сделки.
Что отличает новую картину — так это неочевидность мотивов «покупателя». Он словно бы стесняется сказать со всей откровенностью, что не секс с молодой красавицей ему нужен, а нечто иное, для него — большее. «Вдохновение!» — находит он нужное слово, но всё равно приходится додумывать, что конкретно он имеет в виду. Проясняется род деятельности этого персонажа: он скульптор, увидевший в гостье достойную натурщицу. И потому его восторг («Она — мечта всех мужчин!») — это восторг не похотливого мужика, а художника: «Что ты можешь ей дать? Я — бессмертие».
Но если речь идёт, допустим, только о позировании — для чего такой невообразимый ценник? Может, девушка согласилась бы «сыграть» роль Музы и на почасовых сеансах — и за куда меньшую плату?.. Однако скульптор, видимо, не согласен на редкие встречи — ему нужно полное обладание «объектом», причём не столько даже физическое: рук он не распускает. Она просто должна быть всегда рядом, не отвлекаясь на сторонние чувства, и потому за согласие её отпустить и забыть — такая награда.
«Нет такой вещи, которую нельзя было бы купить за эти деньги». Справедливо? Кто знает. Можно сколько угодно рассуждать на эту тему гипотетически, вспоминая при этом классический анекдот, но прекрасно понимая, что тебе самому такую сделку никто никогда не предложит. В пространстве данного фильма слово даётся каждому из персонажей, и молодые люди оказываются куда разговорчивее встреченного в лесной глуши незнакомца. С ним как раз понятно то, что деньги сами по себе ему не нужны — он вполне согласен с тем, что с милой рай и в шалаше. Другое дело — алчные планы тех, кто вот только что признавался друг другу в вечной любви…
«Мы тебе игрушки, что ли? — кричит в сердцах парень. — Мы тебе куклы?». Но в том-то и дело, что это не игра. У обладателя несметных сокровищ нет причин затевать психологические баталии, проверяя гостей на моральную стойкость, нащупывая ту границу, за которой недозволенное превращается в позволительное. Он просто «покупатель», но вот они… Да, кто они?..
Казалось, что «Искушение» не предвещает ничего хорошего, но фильм, как мы уже успели отметить, оказался неожиданно хорошим. Неожиданно хотя бы потому, что Александр Тютрюмов — запоминающийся артист, которого вы наверняка в какой-нибудь картине да видели — откровенно «староват» для режиссёрского дебюта: ему уже 57 лет. Не рекорд, возможно, но всё же.
Впрочем, принципиальных откровений именно по части режиссуры лента не содержит, отвечая в первую очередь театральному условию единства времени, места и действия. Любой заметит, что «Искушение» — идеальная основа для антрепризного спектакля на четырёх актёров (четвёртый герой появляется в самом финале), но даже такой внешне «простой» материал перенести на киноэкран не так-то и просто.
Вспоминаются в этой связи удачные опыты Романа Поланского, сумевшего в своих картинах «Венера в мехах», «Резня», «Смерть и дева» связать кинематографическое полотно из сплошных разговоров; есть, разумеется, и другие примеры подобного рода лент, когда напряжение рождается от одних только произнесённых слов. Это, можно сказать, особый жанр — который очень легко «провалить», если подойти к процессу создания фильма без понимания его сути. Тютрюмов пусть и не Поланский, но экзамен с честью выдерживает — руководя как актёрами, так и всей своей группой не только с душевной чуткостью, но и с профессиональной требовательностью.
Благодаря этому «Искушение» смотрится без того ощущения несгибаемой фальши, которое присуще иным нашим отечественным киноподелкам. Это, конечно, не великое событие в мире искусства, но всё-таки в меру увлекательный фильм, заставляющий по меньшей мере задуматься — что уже вовсе немало.
Неудивительно поэтому, что картина имеет неплохую фестивальную судьбу: в начале августа её показали на фестивале в Выборге, только что — в Ростове-на-Дону на фестивале Bridge of Arts. Москвичи смогут увидеть «Искушение» 1-го сентября — в 17 часов в кинотеатре «Космос» начнётся её показ в рамках Пятого Московского фестиваля российского кино «Будем жить». По окончании финальных титров — встреча с творческой группой, прекрасная возможность обсудить увиденное.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: