"Те же в Манеже". К юбилею разгрома "Манежной выставки"
- 03 декабря 2012 08:52
- Vadim Preslitsky
Полвека прошло с одного знакового события в культурной жизни нашей страны. 1 декабря 1962 года Никита Хрущёв, первый секретарь ЦК КПСС и председатель Совета Министров СССР, «разгромил» выставку художников-авангардистов студии «Новая реальность» в Манеже, приуроченную к 30-летию московского отделения Союза художников СССР, и выставку студии повышения квалификации при Московском Горкоме графиков, организованную художником Элием Белютиным.
Это событие стало некой вехой в истории отношения власти и творческой интеллигенции в СССР.
По воспоминаниям участников выставки, Хрущев прибыл в Манеж в уже «приподнятом» настроении. Накануне ему доложили о разоблачении группы гомосексуалистов в издательстве «Искусство» и рассказали о некой выставке, экспонаты которой ну никак нельзя было назвать произведениями соцреализма. Хрущёв три раза обошел экспозицию и задавал художникам один вопрос об их отцах, пытаясь тем самым выявить их классовое происхождение.
Вот одна из цитат Хрущева: «Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! … Что это такое? Вы что — мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть?».
Ровно через 50 лет энтузиасты решили вспомнить эти события, и собрать по возможности как можно больше экспонатов с той самой выставки. Идея пришла Вере Ивановне Преображенской, одной из участниц той выставки. Вера Ивановна проработала 50 лет в издательстве «Просвещения» одним из ведущих художников и именно с её иллюстрациями мы читали все учебники по ботанике, зоологии. Часть экспозиции была посвящена и её творчеству.
Все картины, представленные в экспозиции, настоящие, из той выставки 1962 года. Всего удалось привезти 13 картин. Нет на выставке картин Шорца, Рабичева, Шумилиной по разным причинам. Некоторые художники, например, уничтожили свои картины после разноса Хрущева.
А вот та самая картина художника Леонида Мечникова, в которую Хрущев попросту плюнул. В дальнейшем художник даже обвёл место плевка, что придало картине дополнительную ценность.
Судьба всех художников сложилась по-разному. После выставки все конечно боялись, что будут арестованы или высланы из страны. Но этого не произошло. В основном под хрущевскую «раздачу» попали художники-графики, иллюстраторы. Они в дальнейшем продолжали свою работу в разных издательствах и киностудиях страны. А вот выставляется приходилось в полуподпольных условиях, на частных закрытых выставках.
Без этой выставки 1962 года не было бы «Бульдозерной выставки» 1974 года и других, не менее знаковых, культурных событий эпохи СССР.
Н.С. Хрущев: «…я вам говорю как Председатель Совета Министров: все это не нужно советскому народу. Понимаете, это я вам говорю! … Запретить! Все запретить! Прекратить это безобразие! Я приказываю! Я говорю! И проследить за всем! И на радио, и на телевидении, и в печати всех поклонников этого выкорчевать!» 1962 год.
© Vadim Preslitsky
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: