16 звёзд и один коридорный
- 12 марта 2014 09:14
- Максим Марков
«Отель «Гранд Будапешт» (The Grand Budapest Hotel)
Великобритания – Германия, реж. Уэс Андерсон, в ролях: Рэйф Файнс, Тони Револори, Сирша Ронан, Эдриан Броуди, Уиллем Дефо, Матье Амальрик, Джуд Лоу, Ф. Мюррэй Абрахам, Эдвард Нортон, Харви Кейтель, Джефф Голдблюм, Тильда Суинтон, Билл Мюррей, Оуэн Уилсон, Джейсон Шварцман, Леа Сейду, Том Уилкинсон.
В наши дни девушка читает возле памятника писателю его книгу, в которой он в 1985-м году рассказал о том, как ему в 1968-м поведали историю, произошедшую в 1932-м. В те далёкие времена, когда республика Зубровка не считалась ещё самой дальней границей Европы, а была центром могущественной империи, жил-поживал месье Густав. Под его чутким управлением принимал гостей шикарный отель, престарелые постоялицы которого не скрывали по отношению к Густаву своих самых тёплых чувств – и он отвечал им тщательно продуманной взаимностью («Я сплю со всеми друзьями»). Одна из его дорогуш оставила возлюбленному после своей скоропостижной смерти бесценную картину «Мальчик с яблоком», которую Густав предпочёл снять со стены ещё до того, как ему запретят это сделать другие наследники. Помог ему в этом подопечный Зеро – новичок-коридорный, мальчуган-беженец; именно он и расскажет в 1968-м эту историю писателю, который опишет её в 1985-м в романе, перенесённом на экран уже в наши дни, вот прямо сейчас. «Интрига, как говорят, закручена», - выражаясь словами главного персонажа.
Режиссёр Уэс Андерсон – пожалуй, один из главных «авторов-авторов» современного кино. Но в отличие от многих своих коллег, в свои 44 года он до сих пор так и не стал суперзвездой. Его традиционно любят-обожают все критики, у него своя киноманская «армия фанатов», к нему на площадку радостно слетаются актёры наивысшего класса. Его «Королевство полной Луны» открывало два года назад Каннский кинофестиваль, а нынешний «Отель «Гранд Будапешт» открывал в феврале Берлинский. У него три номинации на «Оскар» и множество прочих разнообразных приятных мелочей…
Но при всех своих огромных достоинствах и незаурядных способностях, он так и остаётся режиссёром, которого необходимо представлять так называемому «широкому зрителю». Что удивительнее всего – даже давнее уважение профессионалов выражается в большей степени в почтительных реверансах, нежели в весомых наградах: Гран-При последнего Берлинале, по большому счёту, - его первая серьёзная, настоящая награда. Премия MTV за дебютную «Бутылочную ракету», «Независимый дух» за режиссуру «Академии Рашмор» и «Маленький Золотой лев» за фильм «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники» - всё это было хорошо, но скорее понарошку.
Фильмы Андерсона – также следует назвать «Семейку Тененбаум», «Водную жизнь» и анимационного «Бесподобного мистера Фокса» - любят не за то, что они что-то там получили. А за то, с каким чувством они сделаны. За лёгкую иронию, подкреплённую безупречной арифметикой деталей и выверенной геометрией кадра. И за ту виртуозность, с которой автор разгоняет действие до максимальной скорости, умело тормозя в нужных местах за считанные секунды.
Свою новую картину Андерсон привычно выстроил по законам пёстрого балагана, весёлой ярмарки, где всё бурлит и взлетает. Это ярко придуманное, взрывное и уморительное приключение, сравнимое с ездой на «американских горках» или ещё лучше – на санях для бобслея (что буквально сымитировано в кадре). Только вот наравне со всеми увеселениями режиссёр уподобляет отелю не только собственно «Гранд Будапешт», но и тюрьму, по коридорам которой безвинно осуждённый герой развозит утреннюю кашу. И находит, кроме того, в сюжете место и для пары довольно кровавых сцен, и для цветов, лежащих в коробке размером с детский гробик.
И в конечном итоге – чему способствует и год, выбранный для основного рассказа, - приводит зрителя к той же мысли, что и наш Алексей Герман в своём завещании «Трудно быть богом»: вслед за «серыми» обязательно приходят «чёрные». Разве что высказал это Андерсон куда более доступным языком, нежели Герман. Отдав финальные титры не скорбному молчанию, а разухабистым балалайкам – которые, конечно, куда веселее: чего уж там, ведь всё уже быльём поросло и из документа превратилось в чудесную сказку.
Подобное «веселье» и не позволяет, скорее всего, перейти почти однофамильцу другого сказочника ту черту, которая отделяет его пока от подлинного величия. Великими куда быстрее называют трагиков или циников – а не тех, кто хитренько подмигивает, скрещивая в карманах пальцы. Так что «большая слава» Андерсону, кажется, по-прежнему не грозит – но он отлично уживается и с тем, что имеет. Уже сейчас, будем верить, затевая новое приключение.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: