29 «Болотных фигурантов и узников». Кто есть кто
- 06 мая 2013 17:49
- Игорь Казаков
Словосочетания «6 мая» и «Болотная площадь» не сползают с первых полос на протяжении целого года. За это время уголовное дело о беспорядках на Болотной площади, случившихся 6 мая, превратилось, по меньшей мере, в ток-шоу.
Одна из заинтересованных сторон всячески пытается сделать из всех без исключения фигурантов дела «узников совести», эдаких мучеников, арестованных исключительно за убеждения и страдающих строго за народ, ну или, в крайнем случае, попавших под пресс случайных прохожих.
Потому, очевидно, стоит разобраться и взглянуть на жизнь 29 обвиняемых (один из них покончил жизнь самоубийством) в участии в массовых беспорядках до 6 мая 2012 года: выяснить, какими они были людьми, каких взглядов придерживались, с кем общались, о чем думали и мечтали накануне трагичных событий.
Жаль, что начинать приходится с одного из главных оппозиционных «заводил» Сергея Удальцова. Дело в том, что неизвестные участники имеют больше шансов на оправдание. Начиная изучать биографию каждой отдельной малоизвестной личности, я и не знал, что нас ждет.
Другое дело – Сергей Удальцов. Человек публичный и давно зарекомендовавший себя определенным образом. Его фамилию очень сложно «отмыть», даже если очень сильно захотеть, потому что придется слепо игнорировать ряд очевидных фактов. Но рейтинги привычно составляются от известного к малоизвестному. Поэтому Сергей Удальцов ожидаемо занимает первое место в нашем списке «29 болотных».
Сергей Удальцов, лидер временно запрещенного «Левого Фронта», потомственный коммунист, политикой занялся в конце 90-х. Тогда он попытался пройти в Госдуму по спискам «Трудовой России», но партия не смогла преодолеть необходимый барьер. После неудачи политик занялся созданием коммунистической молодежки АКМ (Авангард красной молодежи). Стоит отметить, что под руководством Сергея Удальцова АКМ добилась достаточного успеха для леворадикального движения. Именно на базе АКМ в 2007 году был проведен своеобразный ребрендинг и создан «Левый Фронт», который во многом и стал плацдармом для оппозиционера.
Сергей Удальцов занимает одно из первых мест среди политиков по количеству задержаний (статистика их не велась, но точно более 200). Следствие имеет неопровержимые доказательства того, что Удальцов связан с забугорными заказчиками, фильм «Анатомия протеста» – первое тому подтверждение, ну и, конечно же, показания Лебедева.
Следующую строку в «рейтинге» фигурантов «Болотного дела» занимает Константин Лебедев, который стал вторым осужденным. Он профессиональный революционер, поставивший политический протест на коммерческие рельсы – это все объясняет. «Это Остап Бендер со своей идеологией»,— цитирует обозреватель «Коммерсанта» слова близкой подруги осужденного. Не стоит сомневаться в том, что он рассказал следствию все, что знал. Свою позицию он весьма полно раскрыл в интервью «Коммерсанту» – он признает свою вину и открыто говорит о том, что понимал, на что идет.
Бывший председатель парламентского комитета Грузии по обороне и безопасности Георгий Таргамадзе, по версии Следственного комитета, не только финансировал оппозиционеров, но и осуществлял «непосредственное руководство действиями лидеров оппозиции» при проведении марша 6 мая 2012 года. На официальном сайте СКР отмечается, что привлечение к делу Таргамадзе является ответом на «появившиеся в СМИ материалы о контактах Гиви Таргамадзе с лидерами российской оппозиции».
«С именем Таргамадзе связано множество околокриминальных историй, помимо политических авантюр, - отмечает один из лидеров партии «Грузинская мечта» Созара Субари. – Если прежнее правительство Михаила Саакашвили это игнорировало, то после формирования нового мы начнем расследования, и Таргамадзе окажется в списке проверяемых».
Леонид Развозжаев, бывший помощник депутата Илья Пономарева, по версии следствия - один из главных организаторов беспорядков 6 мая. Принимал активное участие в создании «Левого фронта». Главный герой «Анатомии протеста». Известно о том, что Развозжаев лично получал деньги от грузинского политика Гиви Таргамадзе. Стоит отметить, что в январе нынешнего года в отношении Развозжаева за сроком давности было закрыто уголовное дело (по версии следствия, он похитил 500 шапок около 15 лет назад).
К примеру, Баронова однажды была сфотографирована в позе страстного поцелуя с лидером движения «Сопротивление: Street-Art» Алисой Образцовой. А на протестной демонстрации 12 июня 2012 года Баронова решила поделиться с общественностью протоколом обыска в ее квартире. В числе прочего изъятого в протоколе указан «бульбулятор».
Самым первым реальный срок по «Болотному делу» получил Максим Лузянин, отбывающий сейчас 4,5 года в Тульской области. Нужно отметить, что он полностью признал вину и помогал следствию. Но биография Лузянина открывает за ним довольно темное прошлое. К примеру, в 90-е годы молодой, спортивно сложенный Максим занимался рэкетом и «крышеванием» подольских предпринимателей. Ранее был осужден условно за вымогательство. «У него вообще все в жизни неплохо, бизнес свой, «Порш», - делится впечатлением источник в следствии. - Зачем ему это все нужно – неясно, он же по идее вышел против “жуликов” выступать, то есть против самого себя, может, огня не хватает адреналинового, ностальгия по 90-м замучила?». По словам представителя СК РФ, можно предложить еще одну гипотезу, совсем уж конспирологическую: как в детективах Агаты Кристи, Лузянин решил этим делом прикрыть некое более страшное преступление. «Хотя жена Лузянина нам после задержания просто пояснила причины: “Мы вас, с..к, мочили и мочить будем”», - вспоминает правоохранитель.
Стоит отметить, что Лузяин получил в рамках «Болотного дела» действительно минимальный срок. «Максиму лет 10 минимум корячилось, если бы он по 51-й (статье Конституции РФ – прим.) ушел, - отмечает источник в следствии. – За ним же, кроме рецидива, на «болотке» эпизодов семь выявлено, в суде в итоге рассматривали четыре, в частности, выбитые зубы у одного из сотрудников»…
«Генератор идей» - так называют Анастасию Рыбаченко в оппозиционной среде. Она успела податься в бега перед началом арестов в прошлом году. Достоверно известно, что Илья Пономарев оплатил ее институтское обучение. Любопытно, что ее мать в свое время убила отца в состоянии аффекта. Как рассказал нам близкий к Анастасии человек, ее отец был большим любителем охоты, и в его доме находился неплохой арсенал. Однажды мать Анастасии застала мужа, развлекавшегося с какой-то девицей, итог печален.
Безобидная пенсионерка Елена Кохтарева оказалось не такой уж простой бабулей. При обыске в ее доме был найден не один ствол: два охотничьих ружья и один «травмат». Скорее всего, у пенсионерки имеются психические расстройства. Источники в следствии отмечают, что она неспокойна и неуравновешенна.
По версии следствия, Илья Гущин «мешал задерживать участников митинга, хватая полицейского за форму». Известно о том, что Гущин придерживается национал-демократических взглядов. Впрочем, адвокат из РосУзника активно пытается сделать из него почему-то крайне-левого.
Сергей Кривов, пятидесятидвухлетний оппозиционер, кандидат физико-математических наук, отец двух детей. Сергей долгое время не работал. Со временем стал активным оппозиционным активистом.
По некоторым данным, Кривова могли отпустить, если бы он признал вину, более того, он сначала согласился как и Лузянин с Лебедевым на особое производство. Однако после разговора с адвокатом РосУзника он отказался от этого, объяснив следователю свое решение следующим образом: «Я уже не молод. За всю жизнь навидался и напробовался разного. А сидеть – не сидел. Надо попробовать».
Вина Александры Духаниной очевидна и запечатлена на видео. Но наибольший интерес представляет ее личность в целом. Близкие друзья характеризуют Духанину психически неустойчивой. Александра – бывшая первокурсница Высшей школы перевода при филологическом факультете МГУ, она зимой 2012-го ушла с факультета после первого семестра. На «Марше» кинула камнем в сторону полиции. Находится под домашним арестом.
Примечательно, что учебу Александры в МГУ оплачивали родители, в Высшую школу переводов студентов принимают только на контрактной основе (цена за учебный год – 270 500 рублей).
Дмитрий Рукавишников, лидер ивановского отделения «Левого Фронта». Долгое время занимался незаконной коммерческой деятельностью. Известен тем, что в самом начале гражданской войны в Ливии собирал отряд добровольцев для участия в конфликте на стороне ливийской оппозиции. Невероятно, но Дмитрию удалось собрать небольшую команду добровольцев, готовых ехать в Ливию. Однако сам молодой политик «слился» почти перед самым отъездом, когда встал вопрос о выборе «командира отряда» – все ждали, что Рукавишников возьмет на себя эту ответственность, но он отвертелся, сославшись на локальную текучку, местные дела «Левого Фронта». Соответственно, вместо того, чтобы воевать в Ливии, он отправился переворачивать общественные туалеты в Москве.
Степан Зимин в обычной жизни занимался исторической реконструкцией, учился в РГГУ. В ходе обыска у него были изъяты: рация, маска с прорезями для глаз, бутылка с зажигательной смесью, соответствующая литература, несколько паспортов...
Интерес следователей и общественности вызвал также и дневник Зимина, приведу оттуда несколько выдержек "орфография и пунктуация сохранены – прим.ред.):
«Народный марш назначен на 6 мая. В голове только одни догадки, скорее всего повторение Манежки. За себя не страшно, страшно за Сашу. И за ее судьбу после этих событий. Перед глазами картинки летящих коктейлей, гул сирен и дым от пожаров. Мы шли к этому с 5 декабря и теперь решающий момент. Так странно, в сердце чувства любви, страха и безысходности. Знаю, что свинтят, но боюсь, что после Сашу больше не увижу. Посмотрим. Блок анархистов собирается. 6 мая, черный блок, анархисты вперед!!! No pasaran!!!
Крики толпы, нечем дышать, мы стоим впереди и пути назад нет. Только вперед, на ОМОН и на Кремль, судьба дала нам такой шанс. Тугая маска поглотила лицо, я больше не личность, я часть толпы. За мной развиваются флаги и я готов ради них умереть. Летящие заженные горючие смеси, дым и удар по лицу — это последнее что буду помнить, упав на асфальт»…
Идеологический соратник Зимина Алексей Гаскаров был последним задержанным в тот день в рамках «Болотного дела». Соратники и заинтересованные лица всячески пытаются сделать из Гаскарова политзаключенного, но процесс этот не может набрать достаточных оборотов, потому что вина Гаскарова столь же очевидна, как и Удальцова. В ходе беспорядков он возглавлял группу агрессивно настроенных молодых людей с опущенными на лица капюшонами, которые участвовали в столкновениях с сотрудниками ОМОНа, лично Алексей толкнул одного из полицейских под ноги толпы, в результате чего у последнего был сломан нос со смещением.
Впрочем, прошлое Гаскарова, активного участника так называемого движения Антифа еще более примечательно. Он уже проходил по уголовному делу о нападении на администрацию подмосковных Химок 28 июля 2011 года, когда люди в масках под лозунги в защиту Химкинского леса забросали файерами и бутылками здание администрации, а также исписали его баллончиками с краской. Днем позже было возбуждено головное дело по статье «Хулиганство» (часть 2 статьи 213 Уголовного кодекса России), по подозрению в участии был задержан на тот момент журналист института «Коллективное действие» (членом КСО он стал в конце 2012 года) Алексей Гаскаров, а также корреспондент «Газеты.ру» Максим Солопов. Последний в итоге был осужден условно, а Гаскаров после 85 дней ареста и 296 – нахождения под подпиской о невыезде – был оправдан. Оба они были наречены общественностью «химкинскими заложниками». Позже, 27 апреля 2012 года, Гаскаров отсудил у правоохранителей компенсацию за моральный ущерб, вызванный незаконным уголовным преследованием в размере 50 тыс. рублей, хотя требовал он 635 тыс. рублей.
По делу проходят еще 15 человек. Один из них – скрывшийся от органов нацбол Александр Долматов – покончил собой при невыясненных обстоятельствах на территории центра для беженцев в Амстердаме.
Рихард Соболев родился в 1990 году. По убеждениям, в отличие от более именитых фигурантов дела, национал-социалист. На данный момент – активист ЭПО "Русские" (либо одного из их подразделений – Боровикова, Демушкина; ранее состоял в ныне запрещенном ДПНИ). Стоит отметить, Рихарду не привыкать находиться под арестом в качестве обвиняемого. Причем нынешние статьи, куда более мягкие, чем были у него раньше. Ранее же Рихард обвинялся в убийстве в составе экстремистской преступной нацистской группы скинхедов «Белые Волки». Но был оправдан присяжными за недостаточностью улик против него.
Владимир Акименков, 26 лет, почти слепой активист "Левого фронта" с врожденным заболеванием глазной сетчатки, по словам приятелей, "работал на шабашках", и трудовой книжки у него нет. В 2010 году Акименков был приговорен к году условного наказания по ст. 282 УК РФ (за продолжение деятельности запрещенной НБП и листовки с лозунгом "Убей в себе раба!").
Олег Архипенков, коммерческий директор турфирмы ООО «Адрия». По версии следователей, Архипенков на Болотной площади пытался ногой из-за металлических заграждений нанести удар сотруднику полиции, но сделать этого не смог.
Андрей Барабанов, 23 года, выпускник Московского математического колледжа. Официально числился безработным, подрабатывал аэрографической росписью мебели и машин. Остается под стражей до 28 мая 2013. «Обвиняется по двум статьям – «Насилие по отношению к представителю власти», и «Призыв к массовым беспорядкам». По первой статье он признал свою вину. Есть знакомые анархисты и футбольные фанаты. На видео с акции бьет ногой по бронежилету одного из полицейских.
Федор Бахов, кандидат химических наук, работает в компании "Метаклэй", которая занимается разработкой новых полимерных материалов. Обвинение только в участии. Похоже на случайность. Сначала утверждал, что оттолкнул и ударил омоновца, который задерживал одного из демонстрантов. Потом от показаний отказался.
Ярослав Белоусов, студент, активист националистической организации «Русский гражданский союз». Декан факультета МГУ Андрей Шутов поручился за него. По некоторой информации, Белоусов кинул лимон в ОМОН. Следствие говорит о том, что подозреваемый бросал камни и куски асфальта, прорывал оцепление и наносил удары представителям власти. Надеется, что привлекли его за партийную деятельность в легально-политическом поле - писал статьи, готовил агитматериалы.
Кроме того, по делу проходят Николай Кавказский, Леонид Ковязин, Михаил Косенко, Денис Луцкевич, Александр Марголин, Алексей Полихович, Дмитрий Рукавишников и Артем Савелов – все они, хоть и не являются постоянными участниками политических процессов, обвиняются в нанесении побоев сотрудникам полиции.
Подводя итоги, хочется сказать, что некоторые подозреваемые в беспорядках 6 мая 2012 года стали соучастниками одного большего преступления не по какой-то определенной причине, а просто потому, что оказались не в том месте, не в то время. Некоторые из этих «узников совести» поддались стадному инстинкту, поддались на заранее спланированные провокации. Но закон есть закон.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: