Аукцион уникальных книг
- 09 декабря 2012 14:58
- Vadim Preslitsky
В зале «Псков» гостиницы «Националь» 8 декабря прошел аукцион антикварных книг «Уники и раритеты из частного семейного собрания Н.Н.».
Всю неделю до торгов в «Доме антикварной книги в Никитском» проходил предаукционный показ коллекции, представляющей собой уникальную подборку книжных редкостей из единого фамильного собрания. Директор магазины Сергей Бурмистров с удовольствием показал нам самые интересные экземпляры коллекции и рассказал, что за все постсоветское время - это один из лучших аукционов по уровню представленных изданий.
Многие из них никогда не фигурировали в аукционной продаже в России. Это очень дорогие эксклюзивные издания, и как правило, их старались продавать в «закрытом» порядке, без рыночных аукционных механизмов. Организаторы сравнивают аукцион по значимости с аукционом «Sotheby's» 1975 года по продаже библиотеки Дягилева-Лифаря.
Владелец этой коллекции пожелал не афишировать свое имя и его в документах и презентационных материалах называют « Н.Н.». Мы поговорили с Господином Н.Н. и он рассказал, что собирал свою коллекцию более 40 лет. Первые старинные книги попали в его руки в 16 лет. И за все эти года он собрал уникальнейшую, одну из лучших в России, коллекцию редчайших памятников русской культуры. И впервые в России владелец собрания решил продать почти всю коллекцию с аукциона. До этого продавались в основном одиночные экземпляры книжных редкостей или некие серии, объединенные одной тематикой.
Вся коллекция содержит более тысячи уникальных книг и поэтому аукцион был поделен на три части. В конце года прошла первая часть, где было представлено более трехсот лотов. Пожалуй, стоит подробнее рассказать о некоторых из них.
Например, это издание 1741 года под длинным названием: «Палаты Санктпетербургской Императорской Академии Наук Библиотеки и Кунсткамеры, которых представлены планы, фасады и профили, приписанныя ея императорскому высочеству государыне великой княгине и правительнице всея России».
В начале XIX века известный библиограф Василий Сопиков писал, что не знает ни одного сохранившегося экземпляра данного издания с посвящением Анне Леопольдовне (регентше Российской империи при малолетнем императоре Иване VI) и с гравюрой с упоминанием Анны Леопольдовны. Все дело в том, что после царствования Ивана VI императрица Елизаве́та I Петро́вна всеми силами вымарывала из истории память о ненавистных предшественниках. Все книги подвергались жесткой цензуре. И все книги были переделаны. И этот уникум, представленный в торгах, можно считать единственным сохранившимся в первоизданном виде экземпляром этой книги. Забегая вперед, могу сказать, что на самих торгах при заявленной начальной цене лота в 2 млн. рублей, это издание своего покупателя так и не нашло.
Представлен были на предаукционной выставке практически весь ряд коронационных сборников российских императоров. Это очень роскошные книги, издаваемые малым тиражом для раздачи участникам коронаций. Многие из них являются именными экземплярами. Обладать коронационным сборником в своей коллекции всегда считалось очень престижным у любителей книжной старины. Например уже на аукционе «Коронационный альбом Императрицы Елизаветы Петровны» был продан за 2 миллиона 600 тысяч рублей. при начальной цене в 2 миллиона.
Самая старая, хоть и не самая дорогая, из представленных книг это «Нюрнбергские хроники» 1493 года. В издании в цельнокожаном переплете с застежками представлена иллюстрированная история жизни от сотворения мира до дней написания Хроник, основанная на научных знаниях и представлениях XV века. Книги того времени называют инкунабулами. (инкунабула – книга, изданная в Европе от начала книгопечатания до 1 января 1501 года).
Расскажем немного о самом аукционе. На нем присутствовало примерно 40-45 человек. Так же учувствовать в торгах могли желающие по телефону и по интернету. Интересно, что на таких аукционах «телефонные» участники, которых может быть заметно меньше пришедших лично, покупают примерно от 40% до 60% заявленных лотов. Через интернет в аукционе делаются так называемые «заочные ставки». Это когда человек заранее извещает аукционный дом о той максимальной цене, которую он готов заплатить за понравившийся лот. И далее в торгах от его имени торгуются уже сотрудники аукционного дома. Если человек не жадничает, а указывает реальную цену лота, то у него есть шанс победить. Такие участники были и в этом аукционе.
Как и положено мероприятию такой значимости, начало аукциона было немного смещено по времени. Необходимо было дождаться всех потенциальных покупателей, в том числе и тех, кто изъявил желание учувствовать в торгах по телефону. Вел торги известный аукционист Андрей Хаазе, который уже много лет специализируется на аукционах художественных и культурных ценностей.
После краткого рассказа об общих правилах данного мероприятия мастер аукционного молотка начал сами торги. Пока на большом экране мелькали описания и фотографии книг, ведущий энергично представлял лоты. Потенциальным покупателям требовалось лишь быстро припомнить свой бюджет, оценить, стоит ли книга таких денег, и вскинуть табличку. Это напоминало некую «машину по продаже ценностей». И если эта машина запущенна, то всё, что оставалось покупателям это только вовремя «соскочить на своей остановке».
Первой была продана инкунабула 1493 года «Нюрнбергские хроники» за 1 миллион 300 тысяч рублей. При заявленной начальной цене лота в 900 тысяч.
По результатам аукциона стало вдруг ясно, что Россия - это страна с давними масонскими традициями. Во всяком случае, при продаже серии масонских рукописей, масонских и мистических книг аукцион заметно оживился. Были успешно проданы такие раритеты, как: Инструкция по руководству масонским обществом за 130 тысяч, Кабалистическая схема: Таблица душевного совершенства за 40 тысяч и много других интересных экземпляров, которые расходились как "горячие пирожки".
Примечательно, что в данном аукционе присутствовали и книги из библиотеки Дягилева-Лифаря, проданной на аукционе «Sotheby's» в 1975 году. Например, «Басни» И.А. Крылова 1834 года издания были проданы за 420 тысяч рублей.
О причинах, побудивших его продать свою коллекцию, Господин Н.Н. сказал: «Мне 60 лет. Обычно такие коллекции достаются наследникам. И чтобы не обременять моих наследников таким «багажом», я решил поступить именно таким образом. Планирую продать всю коллекцию с аукциона».
© Vadim Preslitsky
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: