Балтийск и заброшенный аэродром германского Люфтваффе. Фоторепортаж
- 23 июля 2013 17:04
- Редакция
Наверное, это будет звучать странно, но самым ярким моим впечатлением от посещения Калининградской области стали Балтийск и Балтийская коса с заброшенной авиабазой Люфтваффе "Нойтиф". Все дело в удивительной совокупности военного городка где военных больше чем красивых девушек, паромной переправы на абсолютно дикое побережье Балтийской косы (не путать с Куршской косой), боевые корабли Балтийского флота, германский форт и главное - отличная и веселая компания.
Попасть в эти края я мечтал давно, еще впервые оказавшись в Калининграде лет 10 назад, но все время что-то мне мешало осуществить задуманное. Думаю, что если бы не приглашение давнего ЖЖ-френда и жителя Балтийска Славы soullaway, я бы так и не выбрался в этот город, что было бы большой ошибкой. Компанию мне составили два калининградских блогера и путешественника Андрей Румянцев blacktroll и Алексей Певнев ren_ar, которые еще большие любители разного рода военных артефактов и заброшенностей, чем я сам. Так что команда подобралась что надо!
Путешествие к заброшенной базе Люфтваффе начинается с паромного причала г. Балтийска, откуда паром отправляется на Балтийскую косу примерно раз в два часа. Билет стоит 80 рублей в обе стороны, причем продается сразу же туда и обратно. Желающие сэкономить могут туда уплыть на моторке (возле причала дежурят парни, предлагающие за 50 рублей с носа доставить вас на косу), а назад вернуться паромом. Поскольку на косе нет кассы, то вы таким образом возвращаетесь назад в Балтийск бесплатно. На сэкономленные 30 рублей можете купить бутылочку Боржоми в близлежащем супермаркете. Шучу. Боржоми в России все еще остается персоной нон грата.
Пусть иностранных гостей не пугает надпись в верхнем правому углу, где с иностранцев требуется какой-то специальный пропуск для посадки на паром. На самом деле никто и ничего не проверяет.
Маяк - символ Балтийска.
Паром плывет минут 10 от силы.
Метрах в 500 от причала, едва вы сойдете с парома, начинается германская база "Нойтиф". Построили эту базу в 1932 году, до прихода Гитлера к власти и вначале она даже не была военно-воздушной. В 1934 году на немцы стали сооружать аэродром Neutief (Нойтиф), расширяя и укрепляя прежнюю базу.
Аэродром был построен для Luftwaffe (Люфтваффе) и сдан в эксплуатацию в конце 1939 года, когда война была уже совсем близка. Аэродром функционировал и как сухопутный, и как гидроаэродром. Википедия гласит, что аэродром получился на славу, с подсветкой и огнями, установленными на водной глади гидрогавани, а сухопутные взлётно-посадочные полосы были расположены под углом 45 градусов друг к другу, что давало возможность эксплуатации авиабазы практически при любой погоде и любом направлении ветра, кроме того полосы имели ещё и подогрев. Аэродром имел 3 огромных бетонных ангара 100х30 метров для самолётов, и 2 металлических для другой техники. С этого аэродрома в 1941-1943 гоах наносились удары по советским обьектам в Белоруссии и Ленинградской области. В 1945 году, незадолго до штурма советскими войсками Пилау-Балтийска (Калининград-Кёнигсберг был уже взят), немцы бросили аэродром и отступили на запад, не успев его уничтожить, как это планировалось ранее.
После войны, со слов очевидцев, всё осталось в идеальном состоянии: ворота ангаров были электрифицированы, всё было сохранено и работало. Немецкая база сразу же превратилась в советскую. С 1947 году в гидрогавани базировались пять гидросамолетов «Каталина»: это была отдельная эскадрилья противолодочных самолетов Балтийского флота. Впоследствии сюда были переведены самолеты-амфибии «летающие лодки» Бе-4а, Бе-6 потом и Бе-12. Постепенно сломались электрофицированные ворота, начала течь крыша, местами она обвалилась, самолёты стали хранить на взлётной полосе, а в 90-х годах базу за ненадобностью оставили и она превратилась в место паломничества для таких любителей как мы.
Аэродром на Google.maps с точными координатами https://maps.google.com/maps?saddr=54.61
На крыши ангаров можно легко забраться, но осторожно, там все в аварийном состоянии -
Когда-то на башне были часы.
Неподалеку от базы расположена крепость, которая была возведена намного раньше, чем авиабаза. Еще в 1869 году, во время франко-прусской войны, здесь создавалась мощная линия обороны, вызванная необходимостью усилить оборонительные возможности расположенной в Балтийске крепости Пиллау.
Рядом с крепостью находится сторожевая вышка, куда можно забраться и посмотреть на крепость с высоты метров 20.
Слава после покорения вышки.
Слева на право: blacktroll, ren_ar, soullaway -
Паром на большую землю.
Надо сказать, что после эвакуации базы ВВС начале 90-ых, жизнь на Балтийской косе практически прекратилась. Здесь нет работы и те немногие жители, что остались после ухода военных - работают в Балтийске, каждый день пересекая пролив на пароме.
Еще здесь можно обнаружить достаточно раритетные автомобили, которые в массе своей давно исчезли с российских дорог.
Здесь порядка десяти подобных бараков, частично брошенных жителями.
На косе нет абсолютно никакой инфраструктуры: ни поликлиники, ни отделения милиции, ни детского сада. Совсем ничего.
Уникальная модель BMW.
А нас на большой земле ждет совсем не раритетный, но более чем удобный Фольгсваген из Hertz'а.
Отдельный отчет я посвящу собственно городу Балтийску. А пока не буду тратить время и засиживаться в калининградской гостинице "Дейма", где я живу вот уже почти неделю. Так тяжело заставить себя выползти из-за рабочего стола и выключить компьютер. Времени мало, труба зовет! Завтра уже отбываю в Литву и далее в Финляндию.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: