+76
Сохранить Сохранено 7
×

БАМ. Дорога из прошлого


76 30 1436

БАМ. Дорога из прошлого

Торжественное открытие сквозного движения на БАМе на восточном участке Байкало-Амурской магистрали. 1984 г. © Игорь Михалев/РИА Новости

В 70-е годы в СССР даже ребенку не нужно было объяснять, что такое БАМ – Байкало-Амурская магистраль была одним из величайших символов брежневской эпохи и советской власти вообще. Строительные десанты из всех регионов страны торжественно отправлялись реализовывать мегапроект строительства одной из наиболее крупных железнодорожных магистралей в мире с параллельным созданием инфраструктуры – вплоть до создания новых городов.

Родившимся после 70-х трудно представить, но так было – многие поселки и станции БАМа после объявления его всесоюзной ударной комсомольской стройкой строились отдельными республиками, областями или городами великой страны:

Азербайджанцы строили станции Ангоя и Улькан, армяне – Кюхельбекерскую и Звездную, грузины – Икабью и Нию, казахи – Новую Чару, латыши – Таксимо, литовцы – Новый Уоян, молдаване – Алонку, туркмены – Ларба, таджики – Солони, узбеки – Куанду и Леприндо, украинцы – Новый Ургал, эстонцы – Кичеру.

Поезд идет по Западному участку Байкало-Амурской магистрали в Иркутской области. 1986 г. © Хамзин/РИА Новости

Википедия напоминает нам, что Тамбовская область отвечала за Хурмули, Новосибирская строила Тунгалу и Постышево, Пензенская – Амгунь, Волгоградская – Джамку, Саратовская – Герби, Куйбышевская – станцию Этыркен, Ульяновская – Ижак, Свердловская – Кувыкту и Хорогочи, Пермская – Дюгабуль, Челябинская – Юктали, Ростовская – Киренга, Тульская – Маревая, Московская – Тутаул и Дипкун, Алтайский край – Эворон, Красноярский – Февральск, Хабаровский – Сулук, Ставропольский с Краснодарским – Лену, Башкирия – Верхнезейск.

Столица страны шефствовала, конечно же, над "столицей" БАМа – Тындой. Ленинградцы строили Северобайкальск. Жители трех кавказских республик – Чечено-Ингушской, Дагестанской и Северо-Осетинской – трудились в Кунерме…

"Слышишь – время гудит "БАМ!"

На просторах крутых – "БАМ!"

И большая тайга покоряется нам!.." - гремела песня Оскара Фельцмана-Роберта Рождественского, и впечатленные почти ежедневными репортажами программы "Время" о действительно героическом, самоотверженном труде – даже мальчишки сбегали из дома за таежной романтикой.

Вид на часть Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в районе поселка Туннельный. 1986 г. © Юрий Сомов/РИА Новости

Попадали на строительство и другими способами: основной путь советского проекта 1927 года создавался руками отнюдь не только энтузиастов – продвижение железнодорожной колеи обеспечивали и зэки Бамлага, а после его расформирования в 1938 году – контингент созданных на его базе шести железнодорожных ИТЛ; у Комсомольска-на-Амуре – заключенные Амурлага…

В сложных климатических и геологических условиях к северу от построенной при царях Транссибирской магистрали железная дорога протяженностью только основных путей в 4287 километров пересекает Ангару в Братске и Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибает с севера озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани.

Прорезая семь горных хребтов десятью тоннелями, один из которых – Северо-Муйский – самый длинный в России. По 2230 большим и малым мостам. Через высшую точку пути – крутой Муруринский перевал – только с двойной локомотивной тягой и с ограничением веса поездов.

"Суммарный" БАМ – с ответвлениями, которые сами по себе полноценные железные дороги – еще значительней. Пути от основной трассы ведут на Усть-Илимск, на Чинейское месторождение, на станцию Бамовская, на Якутск, на Эльгинское месторождение, на станцию Известковая, на Чегдомын, на Волочаевка, на станцию Чёрный Мыс – к еще одной заброшенной сталинской стройке подводного тоннеля на остров Сахалин…

Участок Байкало-Амурской магистрали в районе Северобайкальска. 2005 г. © Руслан Кривобок/РИА Новости

Вся Великая магистраль строилась со значительными перерывами, не на всех своих участках она равноценна: если от Тайшетa до Усть-Кута дорога двухпутная и электрифицированная, то от Усть-Кута до станции Таксимо - уже однопутная, хотя и электрифицирована. На восток от Таксимо электровозов уж нет – движение на тепловозной тяге.

Один из самых сложных участков - Северо-Муйский тоннель - ввели в постоянную эксплуатацию лишь в 2003 году. 

"Мы строили, строили – и наконец построили…". Достраивали великую магистраль уже без помпы (страна развалилась) и с трудом. Сейчас грузоперевозки по БАМу считаются нерентабельными, а вот соседи на юге не жалуются – в начале 2000-х КНР соединилась уже второй железной дорогой с Казахстаном. Известно, что эти широтно, как и Транссиб с БАМом, проложенные дороги заметно оживили Синцзян-Уйгурский угол Китая и отвели от российских железных дорог изрядную часть трансконтинентального грузопотока.

Но это уже вопросы большой политики – а строители Байкало-Амурской магистрали перед державой свое отработали честно.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+76

 

   

Комментарии (24)

  • Апототышка
    Апототышка 27 октября 2013

    Вот так всегда: работаешь, работаешь, а потом - бац!

    Ответить
    0 +
  • fisenich
    fisenich 28 октября 2013

    Тогда уж так: работаешь, работаешь, а потом — БАМ!

    Ответить
    3 +
  • maclen0k
    maclen0k 27 октября 2013

    грузы-грузами, а дорога - это всегда ещё и оборонная коммуникация.

    Ответить
    21 +
  • Рамзес1
    Рамзес1 27 октября 2013

    Была огромная страна.Сердце кровью обливается,что троица недоносков,смогли в один миг развалить такую мощную державу.

    Ответить
    23 +
  • Sergey
    Sergey 27 октября 2013

    она сгнила и рухнула сама тащемта

    Ответить
    29 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 27 октября 2013

    Ага. Сама.

    Так можно, конечно, говорить. Но только, если грамоте не обучен. Стыдно.

    Стыдно должно быть, если все знают, а ты не знаешь, что внешние проявления гниения сложных живых организмов и их последующая гибель (если своевременно не принять защитные меры) от отравления продуктами распада, обусловлены:
    (а) жизнедеятельностью гнилостных бактерий;
    (б) блокированием иммунной системы организма.

    Остаётся только догадаться, кому это было выгодно. Хе хе хе.

    Грибы.

    Ответить
    14 +
  • Sergey
    Sergey 27 октября 2013

    про бактерии в самую точку

    Ответить
    3 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 27 октября 2013

    А если со Штаммами ихними разобраться - ещё точнее будет. Хе хе хе.

    Грибы.

    Ответить
    1 +
  • Рамзес1
    Рамзес1 27 октября 2013

    бездарь,учи историю

    Ответить
    2 +
  • Sergey
    Sergey 27 октября 2013

    школота, я эту историю делал

    Ответить
    4 +
  • ALEX2
    ALEX2 27 октября 2013

    куда рухнула ? может ты куда упал головой ударился ?

    Ответить
    1 +
  • anton.reshin
    anton.reshin 27 октября 2013

    Хорош трындеть! Сам развавлил - сам и поднимай, вместо того, чтобы тут брехать попусту!!!

    Ответить
    9 +
  • anton.reshin
    anton.reshin 27 октября 2013

    Мне остоздели у же эти нытики, воющие, что, якобы, "такую страну развалили". Могучие страны так просто не разваливаются, даже при внешнем воздействии, значит прогнил сесесер насквозь!

    Ответить
    10 +
  • Толстопятов
    Толстопятов 27 октября 2013

    Нужно учитывать политическую систему. Социализм, пусть даже такой непритязательный, как в СССР сам по себе не живет. Он как культурное растение, которое нужно поливать, окапывать, пропалывать сорняки. А пусти дело на самотек, и сорняки очень быстро его задавят. Так вот, тем кто не хотел ухаживать за сортовым деревом, дожидаясь плодов, теперь приходится довольствоваться дичком, кислым и мелким.

    Ответить
    0 +
  • paukrus
    paukrus 27 октября 2013

    Бред, что нерентабельно... Просто на дачи свои начальству меньше надо тащить

    Ответить
    5 +
  • anton.reshin
    anton.reshin 27 октября 2013

    Не бред! Формально планировалась для освоения прилегающих месторождений, а они даже при дедушке Бреженве и в проекте не существовали, нет их и сейчас, зато РВСН там поездили.

    Ответить
    1 +
  • anton.reshin
    anton.reshin 27 октября 2013

    В 1980-х там возили стратегические ракеты железнодорожного базирования. Для того, видимо, и возродили сталинский почин. А больше - НИ ДЛЯ ЧЕГО!

    Ответить
    1 +
  • ALEX2
    ALEX2 27 октября 2013

    куда их возили не гони это просто делалось на будущие ведь трансиб построили не для того чтоб капусту рубить а чтобы стране была польза прошло более ста лет а он до сих пор приносит стране бабло

    Ответить
    1 +
  • Ольга
    Ольга 27 октября 2013

    Была тогда на БАМе в гостях у двоюродной сестры - добирались самолетом, вертолетом, потом на машине до поселка Ния.

    Ответить
    0 +
  • hippy55
    hippy55 27 октября 2013

    Железную дорогу через всю страну построили задолго до большевиков. И построили так быстро и качественно, что БАМ рядом не валялся.

    Проект строительства Байкало-Амурской магистрали — характерный пример социалистической «стройки века». Проект дорогой, масштабный, романтический — красивые места, Сибирь. Подкреплённый всей мощью советской пропаганды, экономически абсолютно бессмысленный. Дороги умели строить — это не производить конкурентоспособную продукцию или хорошие товары народного потребления. Беда в том, что никто так и не задумался элементарным вопросом: «А зачем мы строим эту дорогу? Что мы собираемся по ней возить и в какую сторону?» Проект обошелся примерно вчетверо дороже, чем предполагалась, и в полном объеме так и не был никогда завершен. Уже сегодня в наши цены на железнодорожные перевозки заложены затраты связанные с покрытием убытков от так и не заработавшей дороги.
    Е.Т.Гайдар

    Ответить
    1 +
  • Ольга
    Ольга 27 октября 2013

    Там, которые в ЦК сидели, хотели извлечь природные богатства Сибири. Тогда геологи активно работали, искали. Недавно смотрела на Культуре фильм "Сибириада" - либо нефть, либо ГЭС. Вот такое отношение к Сибири - брать, брать, брать...
    А люди на БАМе вообще-то работали искренне - верили, что пользу принесут. Платили им очень хорошо, снабжение было отличное, квартиры на родине давали - Сибирь красивая, но очень суровая.
    Потом пришли 90-е и все оборвалось... Геологов бросили без финансирования, бамовцы, которые не успели уехать, во времянках остались там жить.

    Ответить
    1 +
  • Толстопятов
    Толстопятов 27 октября 2013

    Рентабельна эта дорога или нет, не имеет особого значения. Если есть территория, она должна быть освоена, а как ее осваивать не имея путей сообщения на этой территории? Коммуняки тут все правильно сделали, с прицелом на столетия.

    Ответить
    1 +
  • hippy55
    hippy55 27 октября 2013

    В 1837 г. Н.И. Богданов, видный русский инженер путей сообщения, проводивший изыскания Кругобайкальской грунтовой дороги от Иркутска через Кяхту до российско-китайской границы, представил проект, где изложил свои соображения «для устроения железной дороги – выгоднейшего и удобнейшего способа сообщений от границы Китайской до Нижегородской ярмарки». Н.И. Богданов предлагал сооружать железную дорогу поэтапно, на основе временной рельсовой дороги. Он даже допускал возможность отказа от временной дороги, полагая, что можно сразу строить постоянную железную дорогу. Им были подсчитаны и представлены возможные финансовые расходы этого предприятия. Это был проект постройки Транссибирской магистрали.

    Как всегда, в России долго запрягают, но когда, наконец, уже Николай II подписал указ о строительстве Транссиба, то построили прообраз пафосного БАМа всего за четверть века. Несмотря на войны -русско-японскую и ПМВ.

    Ответить
    2 +
  • Nikolai-9906
    Nikolai-9906 28 октября 2013

    Моя молодость.

    Ответить
    3 +