«Батькины змагары»: как белорусский КГБ «перепрошивает» оппозиционеров
- 14 июня 2021 13:19
- Сергей Смирнов, Журналист
Интервью с «эффектно сбитым» над Европой Романом Протасевичем произвело не менее сильное, чем операция по его захвату, впечатление. Всего за несколько дней белорусское КГБ сумело разговорить одного из главных координаторов белорусского протеста настолько, что он достаточно охотно и расковано сдал всю белорусскую революцию на корню, назвал своих бывших информаторов «крысами», и не забыл при этом похвалить «стальные яйца» главного белорусского контрреволюционера.
И пока одни спорят с другими на тему: пытали ли Протасевича, либо ему кололи «сыворотку правды», Собкор «Ридуса» в Минске решил разобраться в том, как в Республике Беларусь из «агентов Запада» делают ярых сторонников Лукашенко. Ведь это не первый громкий случай, когда плененные белорусские «змагары» (бойцы с режимом) легко меняют сторону, и, как в известной книге Оруэлла начинают вполне искренне любить «Старшего Брата».
Попытка не пытка?
Вряд ли откровения захваченного спецслужбами революционера стоят тех санкций, которые выпадут из-за него на долю Белоруссии. Однако, с точки зрения белорусских силовиков и медийщиков, интервью, безусловно, оправдало все ожидания. Протасевич рассказал в подробностях всё, что ему известно: как устроен протест, кто стоял у истоков, как происходит финансирование.
Послевкусие от полуторачасового просмотра данного видео гнетущее. Однако видно, что Протасевич закладывает своих соратников достаточно искренне, с огоньком. В разговоре четко прослеживается личная обида на недооцененность его профессиональных качеств, неуважение к его мнению и низкую оплату труда. По всей видимости, опытные люди из КГБ умело направили застоявшуюся обиду Протасевича в нужное им русло, что и склонило его к сотрудничеству.
Ожидаемо, вместо попыток оправдаться, белорусская оппозиция и мировая общественность заняла позицию полного отрицания того, что наговорил экс-администратор NEXTA, однозначно заключив, что все сказанное им, сказано под пытками.
«Я могу прокомментировать, что у нас теперь есть два Романа Протасевича: Роман Протасевич на свободе и Роман Протасевич в КГБ. И это два разных человека. То, что мы слышали, видели, — это совсем другой Роман Протасевич, он говорит то, что ему сказали говорить», — прокомментировал интервью Протасевича его бывший шеф, советник Светланы Тихановской Франак Вечорко.
Сеть бурлит похожими комментариями лидеров мнений: «Человек под прицелом камер говорит то, что написали сценаристы КГБ — потому что совершенно точно знает, что его ждет, если он ошибется хоть в одном слове».
Вместе с тем, белорусским медийщикам удалось оперативно показать, что слухи о «пытках и давлении» на Протасевича были несколько преувеличены. Смех, шутки и раскрепощенность Романа трудно назвать «подавленным состоянием».
Несмотря на это европейские чиновники единогласно заклеймили «белорусскую пропаганду» за это интервью: «Это позор для канала, который показал [Протасевича], и для белорусского руководства, которое ещё раз продемонстрировало своё презрение к демократии и, собственно говоря, презрение к людям», —пресс-секретарь правительства ФРГ Штеффан Зайберт. По его словам, Протасевича принудили «дать эти неправдоподобные показания». Европейцы единогласно призвали привлечь к ответственности лиц, причастных к трансляции «интервью» с экс-редактором NEXTA.
Вызывает сострадание
Ощущения рядовых белорусов от интервью с Протасевичем, состоявшимся 3 июня, легли на новость о чудовищном кровавом «перформансе». Двумя днями ранее, 1 июня, прямо в зале суда Советского района города Минска 41-летний политзаключённый Степан Латыпов воткнул себе шариковую ручку в горло.
Перед этим Латыпов заявил о пытках и издевательствах над ним в следственном изоляторе, а также предупредил отца и соседей о грозящей им опасности. В тяжёлом состоянии он был доставлен в больницу и, благодаря вовремя оказанной медицинской помощи, выжил. Государственная пресса Белоруссии отреагировала на шокирующий акт отчаяния издевательскими комментариями в духе: «Шоу с Латыповым в суде — жалкая попытка увести публику от основных новостей».
В результате неудачной по времени премьеры фильма/допроса с Протасевичем эмпатия общества в отношении дворового активиста Латыпова, сидящего по явно сфабрикованному делу, частично перешла и на редактора NEXTA.
Нарративы переобувшегося змагара
Опрошенные «Ридусом» эксперты отметили, что Протасевич в своем интервью озвучил в том или ином виде все основные тезисы госпропаганды.
Сначала Протасевич долго рассказывал, как устроена кухня белорусской оппозиции за рубежом. Апофеозом стало заявление про то, что Тихановская хочет заставить белорусов буквально голодать. И лишь батька-Лукашенко стоит на ее пути, и вопреки всему кормит всю нацию со своих мозолистых рук. Вообще часть про Лукашенко, наверное, стала самой карнавальной из всего интервью. В ней Протасевич непрестанно хвалит мудрость и прозорливость бессменного лидера Белоруссии.
В показаниях Протасевича не обошлось и без российского следа. Так, по его словам, одним из спонсоров белорусской оппозиции является некий русский олигарх, чья компания «связана с Уралом и горной добычей». Этот олигарх — прямой конкурент Гуцериева (бизнес-партнера Лукашенко), потому и копает под белорусский режим. Имя и фамилию таинственного русского олигарха Протасевич так и не назвал. И в порыве покаяния расплакался.
На особенность нарративов из интервью с Протасевичем обратил внимание телеграм-канал «Бульба престолов», по мнению авторов которого, Протасевич воспроизвел все то, что обычно говорят дикторы госканалов.
«Лукашенко — крепкий орешек со стальными яйцами. У Лукашенко — хороший национализм, у змагаров — плохой. Лукашенко защищает вас от русских олигархов. Если не Лукашенко, то будет вам Донбасс. Лукашенко — единственный гарант независимости Белоруссии», — приводят примеры авторы канала.
На то, что морально сломанный Протасевич может стать верным союзником Александра Лукашенко обращает внимание и политолог Кирилл Аверьянов-Минский.
По мнению эксперта, «власть оценит старания Протасевича, и ему суждено стать системным радикалом, призывающим „не покаявшихся“ змагаров под знамёна Александра Лукашенко».
В подтверждение своих слов Аверьянов-Минский приводит слова Протасевича из того самого интервью для «Радио Свободы» (объявлено в России иноагентом), в котором тогда еще совсем юный «журналист» позировал с пулеметом в руках на территории Донбасса.
Война идет не только за Украину, но и за Белоруссию. Если не остановить российскую путинскую орду сейчас, то следующей может стать наша с вами страна. Наращивание военной мощи Российской Федерации, в том числе и в Белоруссии, об этом ярко свидетельствует, — заявлял в старом интервью Протасевич.
«Этот нарратив, на самом деле, очень близок Лукашенко», — считает политолог.
Вообще есть мнение, что помимо обид на бывших соратников, Протасевичем вероятно движет страх ответить за участие в войне на Украине. Во время интервью Роман постарался избежать ответа на прямой вопрос, воевал ли он в составе «Азова», прикинувшись «писарем штабной стенгазеты». При этом Протасевич забавно подтвердил, что у него был штатный пулемет, понятно же, что строчить колонки без пулемета невозможно. В остальном же основной нарратив его выступления про «Азов» заключался в том, что узник белорусского КГБ очень боится экстрадиции на территорию Донбасса.
На еще одну конспирологическую версию (о «русском следе») в белорусских протестах, о которой часто говорят по БелТВ «переобувшиеся» на подобие Протасевича оппозиционеры, обратил внимание российский политолог Станислав Бышок:
«Сон разума рождает чудовищ, а бодроствование живущего в теориях заговора разума рождает… заговоры, с которыми нужно бороться», — считает он.
«Согласно белорусскому околоофициозному дискурсу, Россия в политическом отношении остаётся в „лихих девяностых“ — с так называемой семибанкирщиной, с властью олигархов и прочее. Эти воображаемые олигархи, согласно такому дискурсу, стремятся свергнуть российского президента, но перед этим решили „потренироваться на зайцах“ — на Белоруссии. Очевидно, в известных кругах РФ есть люди, имеющие схожую картину мира», — заключил Бышок.
Кейс Юрия Воскресенского
В октябре прошлого года, когда протесты на белорусских улицах были еще сильны, Александр Лукашенко неожиданно приехал на встречу с политическими заключенными в СИЗо КГБ. По правую руку от него находился арестант, который «наговорил» себе на свободу и статус главного «медиатра» власти с оппозицией в интервью с тем самым директором ОНТ Марковым, которому недавно так охотно «исповедовался» Протасевич.
Этим узником был член команды арестованного экс-кандидата в президенты РБ Виктора Бабарико, бизнесмен Юрий Воскресенский. «Я понравился президенту, президент понравился мне. Благодаря этому я получил определенный карт-бланш, в том числе благодаря своему опыту. Все началось с интервью Маркову, который приехал в СИЗО с тремя фурами оборудования. На сцене ДК им. Дзержинского мы сделали это интервью, которое является лидером по просмотрам на ОНТ. Это интервью увидел президент. Когда он приехал в СИЗО, он сказал, что приехал из-за меня. Я буду рад, если моя скромная детальность поможет сохранить гражданский мир в стране», — позже скажет он.
Оказавшись на свободе, Воскресенский стал самым преданным сторонником, даровавшему ему волю Александра Лукашенко, и постоянным гостем в телеэфирах всех каналов, попытался развить бурную деятельность (уговорить на перемирие относительно лояльных Лукашенко оппозиционеров). В белорусском обществе нет однозначного мнения по отношению к Воскресенскому. Кто-то считает того «предателем» и называет «Иудой», захватившим кресло бывшего шефа (Воскресенский занял помещение бывшего штаба Виктора Бабарико). Кто-то считает его «заложником» обстоятельств, цепляющегося за жизнь и свободу, искренне уверовавшего, что он посланник Бога и президента.
Как бы там ни было, на фоне других непримиримых Лукашенко оппозиционеров, Юрий Воскресенский остается пока единственным видимым успешным проектом перевоспитания в застенках КГБ. На очереди, по всей видимости, — Протасевич. По крайней мере пресс-секретарь Александра Лукашенко Наталья Эйсмонт уже делала анонсы новых частей интервью с раскаявшимся экс-редактором NEXTA.
С вопросом о том какова вероятность того, что Протасевича экстрадируют в Донбасс, корреспондент «Ридуса» обратился к доценту кафедры политологии Белорусского госуниверситета Всеволоду Шимову.
Всеволод Шимов: Думаю, что вероятность очень мала. Судя по всему, его действительно напугали такой перспективой, однако выдача ЛНР будет означать фактическое признание и субъектность этого образования. Конечно, за последнее время официальный Минск пересмотрел свою позицию буквально на 180 градусов по многим позициям, однако вряд ли готов заходить столь далеко. Тем более, вопросы признания или непризнания Крыма и республик Донбасса рассматриваются здесь как удобный инструмент торга с Россией, и этот козырь не будут выкладывать на стол до последнего.
«Ридус»: Станет ли Протасевич системным радикалом, призывающим змагаров под знамёна лучшего в мире президента? Будут ли делать из него второго Юрия Воскресенского?
Всеволод Шимов: Не исключено. Тем более, в амплуа кающегося оппозиционера Протасевич выступил гораздо ярче того же Воскресенского, да и как представитель оппозиции он гораздо более весом. Поэтому его могут попытаться задействовать по полной.
С минским политологом согласен и политический обозреватель из Бреста Кирилл Озимко.
По его мнению, вероятность того, что Протасевич предстанет перед судом ЛНР нулевая.
«Во-первых, государственность ДНР и ЛНР до сих пор не признана белорусскими властями, поэтому непонятно, на каком основании Протасевич может быть передан Луганску или Донецку. Во-вторых, белорусская власть наверняка захочет сама распорядиться судьбой блогера — тем более, он пошел на сотрудничество с ней.
В-третьих, передача Протасевича Донбассу вызвала бы широкий мировой резонанс и резкую реакцию Запада, а в Минске все еще надеются, что есть шансы нормализовать отношения с ЕС и США. Как минимум, чтобы избежать ужесточения санкций», — считает эксперт.
Озимко также не исключает дальнейшего плодотворного тандема Протасевича и белорусских спецслужб.
«Такое развитие событий возможно. Предыдущие интервью об этом весьма красноречиво говорят. Мое мнение по этому вопросу отнюдь не оригинально. Я думаю, Протасевичу пояснили, что сотрудничество со следствием (говоря юридическим языком — деятельное раскаяние) зачтется судом при вынесении приговора. Причем, существенно. И он выбрал путь наименьшего сопротивления, чтобы понести наименьшие потери», — заключил политолог.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: