Белорусы привезли в Москву «умный» боевой беспилотный вертолёт
- 13 июня 2024 11:09
- Максим Легуенко, обозреватель «Ридуса», заместитель главного редактора
В московском выставочном центре «Крокус Экспо» завершила работу XVI Международная выставка вертолётной индустрии HeliRussia 2024.
Волею судеб к настоящему времени некогда крупнейший в Европе вертолётный форум свёлся к формату довольно узкого отраслевого мероприятия. Тематика выставки оказалась переориентированной с вертолётной преимущественно на беспилотную. Из «живых» машин был представлен только российский лёгкий многоцелевой вертолёт «Ансат» медицины катастроф.
Что касается беспилотников самого широкого круга назначения, то свои изделия на выставке представили практически все вовлечённые в эту отрасль компании и частные предприятия, включая «Сколково», «Икар» и других.
Экспозиция явно не поразила воображение тех посетителей, которые ещё помнит HeliRussia прежних лет.
Особенностью выставки стало значительное количество участников из Республики Беларусь.
Центральным и относительно интересным экспонатом оказался ранее не выставлявшийся белорусский комплекс, состоящий из двух разведывательно-ударных беспилотных вертолётов HUNTER, наземной станции управления, станции наземного обеспечения полётов и двух транспортных платформ. Комплекс разработан белорусской компанией «КБ Беспилотные Вертолёты».
Из всего комплекса на выставке были представлены один беспилотный вертолёт с набором используемых боеприпасов и наземная станция управления, размещённая на шасси автомобиля ГАЗ.
По заявлению создателей, комплекс предназначен для решения задач военного и специального назначения, включая поражение целей (в том числе огневых точек противника), борьбу с надводными дронами и низкоскоростными воздушными целями (шары и аэростаты), охрану государственной границы, транспортировку грузов, мониторинг массовых беспорядков и целеуказание.
Немаловажно, что аппарат оснащён мощным 268-сильным автомобильным двигателем, что упрощает его ремонт и обслуживание.
Максимальная взлётная масса вертолёта составляет 750 килограммов, полезная нагрузка — до 200 килограммов, максимальная скорость — 190 километров в час, а продолжительность полёта — до 6 часов. Максимальный радиус действия беспилотника составляет 150 километров.
HUNTER оснащён 7,62-миллиметровым пулемётом Калашникова танковой модификации с боекомплектом в 550 патронов, установленным на специальной турели, восемью 57-миллиметровыми неуправляемыми ракетами С-5 и 16 противотанковыми бомбами. Пулемёт способен вести стрельбу на дальность до 1,5 километров. Ракеты осуществляют залп на расстояние 1,8 километра.
Беспилотник оборудован системами защиты от радиолокационных ракет, имеет барьерный радиолокатор, станцию предупреждения об облучении, автомат выброса помех.
На HUNTER установлен ряд продвинутых электронных и оптических систем, имеется бортовая нейросеть. Всё это позволяет аппарату быстро обнаруживать угрозы, оценивать их и предпринимать соответствующие действия.
Особый интерес представляет система возврата БПЛА по изображению подстилающей поверхности при отсутствии данных спутниковой навигации. Это является важным условием для работы и выживания беспилотника в условиях действия систем РЭБ противника. По сути, речь идёт об использовании в данной машине простейших систем искусственного интеллекта.
Как пояснил «Ридусу» представитель «КБ Беспилотные Вертолёты» Владимир Чудаков, после обнаружения воздействия РЭБ вертолёт автоматически прерывает линию связи с оператором и анализирует возможность движения с использованием спутниковой навигации до момента выхода из зоны действия систем РЭБ. В случае невозможности этого аппарат принимает решение о возвращении на базу по выстроенному им ранее изображению подстилающей поверхности.
Система выглядит достаточно перспективно, хотя некоторые моменты не могут не вызывать ряд вопросов. Прежде всего это крепление пусковых установок ракет на довольно слабых крыльях, что чревато их повреждением вплоть до отрыва при открытии огня.
Довольно габаритные наземные станции управления и наземного обеспечения полётов, смонтированные на шасси грузовиков, представляют собой хорошо заметные потенциальные цели для БПЛА противника и других средств поражения. Как пояснили представители белорусской компании, для предотвращения подобных ситуаций станции имеют возможность постоянно менять местоположение.
Тем не менее, учитывая особенности той или иной местности и не самые высокие показатели проходимости шасси, на которых смонтированы станции, в боевых условиях это может оказаться затруднительным.
Не менее интересными оказались и многоцелевые белорусские дроны SAKAVIK, которые могут быть использованы в самых разных областях, включая сельское хозяйство. После практически полного прекращения функционирования сельхозавиации, построенной на базе советских самолётов Ан-2, в полный рост встала проблема обработки полей и сельскохозяйственных посадок, ранее осуществляемой этими неприхотливыми самолётами. Сегодня данная работа всё чаще ложится на плечи (или несущие винты) дронов. Спрос на подобного рода воздушные суда в целом ряде российских регионов с каждым годом будет только расти.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: