Блеск и слава Древнего Рима возродились в Коломенском
- 08 июня 2015 16:52
- Григорий Студнев
В минувшие выходные в московском музее-заповеднике Коломенское возродили Древний Рим. Организаторы фестиваля «Времена и Эпохи» собрали лучших реконструкторов со всего мира, чтобы показать зрителям не только Вечный город, но и самые отдаленные провинции империи, а также ее воинственных соседей.
Промыслы и ремесла, музыка и кухня, настольные игры и состязания, жертвоприношения и суды, политические дебаты и богослужения, но главное битвы! Все эти и многие другие аспекты жизни народов, населявших бескрайние просторы Древнего Рима более двух тысяч лет назад, нашли отражение на фестивале.
Его центральной площадкой стал Римский военный лагерь. Муштра, наказания провинившихся, возведение укреплений, починка обмундирования, полевая кухня — все в точности воспроизведено скрупулезными реконструкторами. В стальные легионы плечом к плечу встали люди из Италии и Франции, Греции и Румынии, России и Белоруссии. Координировать действия столь разношерстной компании, естественно, помогала латынь, на которой офицеры отдавали приказы.
А действовать надо было решительно, поскольку лагерь подвергся нападению кельтов. Это была реконструкция легендарного восстания Боудикки - жены кельтского царя Прасутага. Ведомые стремлением к свободе племена разбили небольшой отряд римлян. Окрыленные победой, они уверовали в то, что им благоволят боги, и предприняли штурм лагеря. Пока часть легионеров ожесточенно отбивалась от незваных гостей, другой отряд зашел кельтам в тыл. Тактика и дисциплина победили безумство храбрых.
Рядом с военным лагерем раскинулся Форум — центр культурной и политической жизни Вечного города. Здесь у подножия храмов Марса и Весты жизнь кипит. В местных лавках не ограничиваются продажей мяса, фруктов, ювелирных украшений, трав, ремесленных изделий, но и не гнушаются торговать людьми. Невольничий рынок привлекает больше всего народу! Тут же и школа гладиаторов для наиболее крепких рабов.
Весталки жгут фимиам, прославляя богиню домашнего очага. На службу богине поступали только девочки из самых знатных семей, без каких-либо физических недостатков и проводили в храме 30 лет своей жизни.
Весталки были очень уважаемыми и влиятельными женщинами. Но и они не были всесильными. За нарушение обета целомудрия им полагалась смертная казнь. Это считалось большим горем для всего Рима. В такие дни наступал траур. Для провинившейся весталки вырывали погреб, давали ей масло и молоко, после чего закапывали там живьем. Считалось, что не люди, но боги отнимают у нее жизнь, рассказывает юная служительница храма Весты.
В Палестине все сурово. Плетутся заговоры против метрополии и оживают библейские образы. Вот старейшины ищут двух блудниц, чтобы поставить сценку знаменитого суда Соломона о ребенке. За процессом наблюдает статный воин в доспехах и с гладиусом в руке.
Это боевое оружие, а не бутафорское. Доспех тоже самый настоящий — весит порядка 30 килограммов. Сегодня примерно столько же носят на себе израильские военные во время боевых операций, так что мне не привыкать, — рассказывает израильский гость из клуба «Рыцари Иерусалима» Денис Златопольский.
Размахом мероприятия он поражен. Говорит, что масштаб поистине московский — не израильский. С ним солидарны греки, участвующие в реконструкции Боспорского царства. Его столица находилась в современной Керчи, здесь эллины повстречались со скифами, роль которых на себя взяли российские энтузиасты. Из Греции в Москву привезли не только ремесленные мастерские, но и настоящие колонны для пущего антуража.
В деревне кельтов (в данном случае галлов) для тех же целей вместо колонн использовали пики с насаженными на них головами римлян. Врагов приносили в жертву богам и гадали по их корчащимся в агонии телам, решая, к примеру, выступать на войну или нет. И как-то это легко уживалось с философией друидов о балансе.
Основа мировоззрения — получить и дать. Мы очень трепетно относимся ко всему, что взяли — нужно обязательно дать что-то в замен. Даже если это может показаться не важным. Если мы не оставили в замен ничего, боги нам воздадут, а эквивалент им не важен. За сорванную без воздаяния веточку могут, например, страшную болезнь наслать, — объясняет девушка-друид Севера из Рязани.
В соседнем германском бурге воины готовятся к вылазке. Раскрашенный углем и кровью представитель племени хаттов «презренных римлян» не боится и в предвкушении боя нежно поглаживает огромную дубину. Быть или не быть войне решают жрецы в священной роще. В ожидании воли богов одни метают дротики и топоры, а другие режутся в кости.
Каждая локация таит столько всего интересного, что разузнать обо всем за два дня фестиваля было просто невозможно, не говоря о том, чтобы всю эту информацию вместить в одну небольшую статью. Поэтому ограничимся подробным рассказом о главном событии праздника — Триумфе.
Считается, что первым триумфатором стал легендарный Ромул, когда основанный им город был еще скромной деревушкой. Каждый триумф (а было их за всю историю около 350) становился настоящим событием в жизни целого поколения. Случалось так, что на своем веку римлянин мог не разу его и не увидеть, а только завороженно слушать рассказы стариков.
Открывалось событие появлением весталок на арене. Затем на площадку выводили гусей — птиц, которые по легенде спасли Рим, подняв гогот и предупредив тем самым спящий город о нашествии врага. В Коломенском одной из птиц так понравилось работать на публику, что вместо того, чтобы вернуться с остальными в загон, она улетела в толпу зрителей.
Появление увенчанного славой полководца возвещают ликторы с фасциями в руках. «Io Triumphe!», — кричит появившийся на черном жеребце генерал с лавровым венком в руках. Танцовщицы разбрасывают лепестки белых и красных роз. Эти цветы — один из символов Рима.
Наконец, в колеснице, запряженной четверкой белых скакунов, появляется триумфатор. Ave! — приветствует его толпа. Он здесь не только для того, чтобы погреться в лучах славы, но и показать всем и каждому плоды своей победы.
На арену вывозят груженую золотом телегу и прочие трофеи: скотину, вина, масла, пойманного в клетку леопарда, оружие побежденных и, конечно, самих поверженных врагов. Варварского военачальника провозят в телеге, прикованным к позорному столбу. Следом ведут в кандалах его домочадцев и подданных. Горе побежденным!
Командир без войска ничто. Поэтому только в этот день армии позволено войти в город — в остальное время вооруженным солдатам не место в столице. Грохочут латы, горные сандалии топчут песок арены — колонна двигается к триумфальной арке.
Это сейчас в нашем понимании триумфальная арка — монументальное сооружение. А на заре Рима ей служили три связанных копья. Проходя под ними солдаты и офицеры сбрасывают щиты и мечи на песок. Это не только символ окончания войны, но и своеобразное очищение перед лицом богов от ее ужасов. Вы послужили Риму и богам — крови на вас больше нет.
Кульминацией Триумфа было приношение в жертву белых быков на ступенях храма Юпитера Капитолийского. В современных реалиях пришлось ограничится зажжением фимиама.
А потом снова танцы! На арене появляются корзины с хлебами, которые раздают зрителям. Дело за зрелищами!
Специально для завершения Триумфа в Москву в полном римском обмундировании прибыли конники из Нидерландов. Это реконструкция высочайшего уровня, поскольку римляне не знали стремени.
Вызов приняли двое российских реконструкторов. Похвастать шикарными доспехами они не могли, зато умением и ловкостью гостей превзошли. Началось состязание с тактической игры — всадники перебрасываются учебными дротиками — небольшими копьями. Без стремени было невозможно справиться с большим копьем и удержаться в седле.
После разминки участники состязания берут каждый по три уже настоящих боевых дротика. Задача на скаку поразить три деревянных мишени, выхватить спату (меч) и снести установленный на шесте кочан капусты. Задача, прямо скажем, не из легких.
Дротики были основным вооружением легкой римской конницы — спаты были коротковаты для полноценного ведения боя, оставаясь оружием последнего шанса.
Голландские наездники слаженная команда, поэтому смогли продемонстрировать умение налетать всей четверкой на врага. Российские реконструкторы оказались лучше в индивидуальных состязаниях. Но войны Рим выигрывал во многом благодаря дисциплине и четко отработанным действиям, что наглядно нам показали легионеры, разгромив восставших кельтов.
Фестиваль «Времена и эпохи. Рим» превзошел самые смелые ожидания. Жаль, что больше ничего подобного мы не увидим. В следующем году у фестиваля будет новая тема и новые герои. Те же, кому посчастливилось увидеть Триумф, наверняка еще долго будут рассказывать друзьям и детям об этом событии. Хорошо, что в XXI веке у нас есть аппаратура для фото- и видеосъемки, чтобы сохранить эти моменты для потомков.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: