Будни авиадиспетчеров: фоторепортаж
- 02 марта 2016 00:59
- fotografersha
Впрочем, обо всем по порядку. В конце прошлого года Госкорпорация по ОрВД сделала важный шаг в информационном развитии и стала более открытой для нас с вами. Обновлены страницы корпорации в соцсетях, разработан специальный контент, который направлен на привлечение внимания не только специалистов, но и широкой аудитории.
Через соцсети ГК ОрВД делится самой актуальной информацией о своей деятельности, а также приоткрывает занавес «невидимой» для глаз большинства обычных людей. Таким образом ОрВД рассчитывает популяризировать деятельность одного из крупнейших и важнейших предприятий России. Старые и новое здания ЦУПа находятся в поселке Внуково буквально в двух шагах от частного сектора. Первым делом мы посетили филиал «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», где заместитель директора по ОрВД Александр Повалий, который работает здесь уже 40 лет, рассказал о специфике работы авиадиспетчеров и инженеров. Московский центр начал свою работу в 1981 году.
В его задачи входит обслуживание воздушного движения в Московской воздушной зоне, на трассах и вне трасс в пределах Московской зоны ОрВД, в которой находятся 4 аэроузла и 70 аэродромов.
Работа диспетчера сложная, но интересная. Обучают таких специалистов, например, в «Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации», «Московском государственном техническом университете гражданской авиации», «Ульяновском институте гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева и в других учебных заведениях. Далее, уже в процессе работы, диспетчеры проходят внутреннее обучение в собственных учебных центрах предприятия, повышают квалификацию, периодически подтверждают допуски к работе. Как во время учебы, так и по ее завершении студенты проходят практику на предприятии. Закончив ВУЗ, стажируются не менее 6 месяцев. Профессия престижная и высокооплачиваемая: средняя заработная плата, например, по филиалу МЦ АУВД составляет 180 тысяч рублей.
Оплачиваемый отпуск составляет 67 рабочих дней.
По прошествии трех лет работник имеет право на 50% скидку на билет в любом направлении, а через 7 лет работы на одном месте получает 100% скидку для себя и 50% для одного члена семьи. При этом у работников расширенный корпоративный пакет: каждому диспетчеру положен завтрак, обед, ужин. Для ночных смен — тонизирующие напитки, чай-кофе. Кстати, в столовой деньги не нужны — все суммы списываются с индивидуального чипа на пропуске. На территории предприятия есть спортивный зал и теннисный корт, которые сотрудники могут посещать в нерабочее время. Диспетчерский тренажер в ЦУПе. Тренируются диспетчеры на «ТЕРКАС» (TERCAS), созданную шведами и внедренную в нашей стране в 1981 г.
Но в новом ЦУПе ее уже не будет, там совершенно новое современное оборудование.
Диспетчеры РДЦ (районный диспетчерский центр) управляют воздушным движением как на воздушных трассах — специально выделенных участках воздушного пространства, ограниченных по ширине и высоте, — так и при полетах вне трасс от нижнего безопасного эшелона до практического потолка полета ВС.
Здесь диспетчер управляет воздушным движением с использованием комплекса средств: радиолокационной обработки, мультирадарная и плановой информации.
А на вышке идет непосредственный визуальный контакт с воздушным судном, туда мы пойдем позже.
Протяженность воздушных трасс по Московской зоне ЕС ОрВД составляет около 30 тысяч километров, из которых 25 тысяч открыты для международных полетов. Непосредственное управление воздушным движением осуществляют 530 диспетчеров, из них две трети 1-го класса. Обслуживание воздушного движения непосредственно на аэродромах и при полетах ниже нижнего эшелона поддерживается восемью центрами ОВД и тремя отделениями центров ОВД:
— Внуковский центр ОВД;
— Домодедовский центр ОВД;
— Шереметьевский центр ОВД;
— Белгородский центр ОВД;
— Воронежский центр ОВД;
— Нижегородский центр ОВД;
— Калужский центр ОВД;
— Тверской центр ОВД;
— Липецкое отделение Воронежского ЦОВД;
— Ярославское отделение Тверского ЦОВД;
— Орловское отделение Калужского ЦОВД.
В новом ЦУПе еще не было ни одного журналиста или блогера, так что мы первые. Хоть окна частных домов и упираются прямо в ЦУП, снаружи ничего не разглядеть из-за затемненных стекол.
Диспетчерский зал пока работает в тестовом режиме. Ввод в эксплуатацию новой автоматизированной системы планируется в этом году. На смену круглым тёплым ламповым экранам приходят привычные мониторы. Филиал «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» осуществляет обслуживание воздушного движения (ОВД) над территорией площадью более 730 тысяч квадратных километров.
Под конец экскурсии мы наконец-то добрались до самого интересного.
Вышка, она же КДП Внуково, построена 10 лет назад, её высота 40 метров. На первом этаже находится тренажер, на котором можно смоделировать любую ситуацию в любых погодных условиях. Визуализация на экране точно такая же, как на верхнем этаже в реальности. Состав смены в ЦУПе — восемь человек, а на вышке КДП — двенадцать. А вы знали, что приоритет в радиообмене по языку принадлежит пилоту?
Нам рассказали, что, когда в 90-е годы английский язык стал обязательным в радиообмене, учащимся стали добавлять 50% к зарплате, тем самым стимулируя изучение языка. Сейчас знание английского на очень высоком уровне — обязательное требование для диспетчеров.
Изучаем матчасть.
На мониторах выводится информация; воздушной обстановки, плановая информация, локационная информация, чтобы диспетчер понимал кто куда летит; есть мониторы, с которых управляют светосигнальным оборудованием; дополнительное оборудование, связанное с локаторами летного поля; а также информация о готовности к выполнению полета. Разрешение на выполнение полета выдает delivery — пункт, обеспечивающий экипаж метеорологической, плановой и разрешительной документацией.
Дальше самолет переходит к диспетчеру руления и он управляет им в зоне маневрирования до впп. Потом обслуживание самолетом передается другому органу — диспетчеру старта (СДП), который фактически разрешает взлет и управляет им до высоты 200 метров.
После этого самолет переходит к диспетчеру круга, где идет инструментальное обслуживание (это где тёплые ламповые круглые мониторы). И так далее — подход, рц, самолет снижается и в обратной последовательности все то же самое, только на заключительном этапе уже работает диспетчерский пункт посадки.
У диспетчеров обычно еще и самый лучший вид на аэропорт. Вот так и пролетел незаметно день в компании диспетчеров, начало общению положено, надеюсь, теперь будем встречаться чаще.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: