+1
Сохранить Сохранено 7
×

«Бункер-42» и Карибский кризис: фоторепортаж


«Бункер-42» и Карибский кризис: фоторепортаж

Пока Хрущев привозил кукурузу из Америки, советские люди занимались строительством, а точнее доработкой бункера, который сможет защитить людей от ядерного удара США. Главная суть постройки в том, чтобы в случае нанесения ядерного удара со стороны американцев успеть ответить.

Сам бункер занимает по площади 7000 метров и находится в зоне Кольцевой линии метро. Как оказалось, изначально станцию планировали строить по принципу лондонского метро, но в связи с гонкой вооружений построили Кольцевую линию и связали ее с бункером. Сама ветка находится на глубине бункера — 60 метров.


Всего в Москве, по неофициальным данным, несколько десятков подобных бункеров, по официальном — всего два, на Таганской и Измайловской.

Попасть в «Бункер» можно только по записи, потому автор этих строк позвонил за несколько дней до посещения.

Вот и он, вход в «Бункер-42» на Таганке. Дверь заперта. Звоним.
Строгий мужской голос:
- Вам кого?
- В музей, говорю, попасть хочу.
- Вы по записи?
- Да, говорю, называю ФИО.
- Проходите.

Вот мы и внутри, любуемся схемами бункера. К сожалению, экскурсия «Карибский кризис» подразумевает посещение самого маленького, 4-го блока, посвященного эпохе холодной войны 1962 года.


Подходим к кассе и покупаем билетики. Пропуск выглядит интересно.

Продвигаемся в глубину бункера. Впереди нас ждет спуск на минус 20-й этаж, а потом веселый подъем. Спускаясь в бункер, можно подумать, что идешь в гости к другу в старом доме эпохи 90-х.

Отличие только в мотивирующих надписях «Осталась половина пути», или «Осталось 90 ступенек».

Вот мы и на месте — на КПП. Тут, по идее, у нас должны проверить документы, и, если что-то пойдет не так, вызвать отряд на белом приборе возле лампы.

В бункере на момент нашего прихода была комфортная температура, но во время холодной войны здесь было довольно жарко.

Все из-за работающих ламп того времени: они нагревались, и температура в бункере могла достигать 40 градусов. Чуть позже придумали более грамотную систему охлаждения, а до этого момента здесь можно увидеть старые советские автоматы с газированной водой.


Далее в кинозал, где нам покажут видео длиной 20 минут о гонке вооружений того времени на старом, советском проекторе. Там что-то о сотрудничестве Советского союза с Кубой, развертывании базы СССР (поближе к США), перевозке боеголовок из СССР на Кубу.

Переходим в зал, и перед нами первая советская ядерная бомба РДС-1. Ее испытания прошли в августе 1949 года.

Здесь более современные боеголовки, крайняя справа сейчас находится у нас на вооружении. Одна такая ракета способна уничтожить целый штат. Суть в том, что при приземлении она разделяется на множество ложных ракет, обнаружить и сбить настоящую не представляется возможным.

А вот и компьютеры, с которых осуществляется запуск ядерных боеголовок. Двум кандидатам предложили запустить ядерную ракету на территорию врага, и я оказался в числе избранных.

Перед вами пульт управления запуска ядерной ракеты. При взгляде на него сразу же возник вопрос:
- Какой штат бомбить будем?..

Справа на панели находятся 2 ключа. Сначала поворачиваем верхний ключ, набираем специальный код на клавиатуре по центру и одновременно нажимаем кнопку, левее от клавиатуры и поворачиваем нижний ключ, одновременно с соседом справа. Ракета запущена. На большом экране нам показывают момент запуска и момент разгрома целого города ядерной боеголовкой.

Стало как-то немного не по себе, и экскурсовод иронично сказала:
- Как видите, это не так весело, — и мне стало немного не по себе от своей же шутки…

А это, похоже, дань советским строителям, которые в период холодной войны строили туннель от станции «Таганская» до бункера. Работать приходилось много, поскольку холодная война началась внезапно. Проход построили примерно за 50 дней, работая днем и ночью.

Сейчас метро и бункер отделяет большая стена, поэтому к метро отсюда не выйти.

Стоит отметить, что строительство бункера велось в секрете, но при раскопке туннелей образовывалось много земли, и чтобы не было лишних вопросов, была построена специальная дорога, по которой на вагонетках эта земля вывозилась на окраины. Сам гриф секретности был снят лишь в 2006 году, с открытием музея. Чтобы не портить впечатление, скажу, что музей стоит посетить абсолютно всем. В конце вас ждет небольшой, но шокирующий сюрприз.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)