+1
Сохранить Сохранено 7
×

Что пошло не так с российским оружием


Что пошло не так с российским оружием

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Пятилетний застой в области мировых продаж вооружений преодолен. Как сообщил в понедельник Стокгольмский международный институт исследований проблем мира (SIPRI), в 2016 году объём продаж вооружений и военных услуг крупнейшими военно-промышленных компаниями, входящими в Топ-100 по версии SIPRI, увеличился на 1,9% по сравнению с 2015 г. и составил 374,8 млрд долл. США. По сравнению с 2002 годом, мировые продажи оружия выросли более чем на 38%.

Тройка лидеров 

Безоговорочными лидерами в области продаж вооружений, по данным SIPRI, являются Соединенные Штаты Америки. В 2016 совокупный объём продаж вооружений американскими компаниями, входящих в Топ-100, вырос на 4,0% и составил 217,2 млрд долл. 

Второе место в рейтинге занимают европейцы. В 2016 совокупный объём продаж западноевропейских, входящих в Топ-100 SIPRI, вырос по сравнению с 2015 лишь на 0,2%, и составил 91,6 млрд долл. 

«Бронза», по расчетам специалистов SIPRI, принадлежит России, весьма значительно отстающей от лидеров. Так, в в 2016 году совокупный объём продаж вооружений российских компаний, входящих в SIPRI Toп-100, возрос на 3,8% до 26,6 млрд. долларов США. При том, что их доля в общем объёме продаж составила 7,1%. Замедление темпов продаж, по мнению экспертов SIPRI, связано с экономическими трудностями, с которыми Россия столкнулась в 2016 году.

Кто на чем «поднялся» 

Чем же, по мнению шведских экспертов, объясняется подобная расстановка сил и с чем вообще выходят на рынок мировые лидеры оружейной торговли? 

Абсолютным лидером среди американских компаний стал крупнейший производитель высокотехнологичных вооружений (прежде всего, авиатехники) — Lockheed Martin. Ее продажи выросли на 10,7% в 2016, что стало решающим фактором увеличения доли США до 57,9% в общем объеме продаж в рейтинге SIPRI Топ-100. 

F-35 Lightning II. Фото: общественное достояние
С приобретением компании Sikorsky, выпускающей вертолеты, в конце 2015 года и увеличением объемов поставок боевых самолетов F-35, Lockheed Martin сообщил о значительном росте продаж оружия в 2016 году, — пояснила директор Программы вооружений и военных расходов SIPRI д-р Од Флеран. 

Довольно интересная динамика продаж вооружений просматривается в Европе. В тенденциях, имеющих место в Великобритании, Франции, Италии и Германии — прослеживаются явные расхождения. Так, по данным шведских исследователей, наблюдалось общее снижение продаж вооружений трансъевропейских, французских и итальянских компаний, в то время как объёмы продаж компаний в Великобритании и Германии растут. 

Рост продаж оружия в Германии на 6,6% в 2016 связан в основном с увеличением продаж компаний Krauss-Maffei Wegmann (12,8%), производящей бронированные транспортные средства, и Rheinmetall (13,3%) — производителя наземных систем, — отмечает старший научный сотрудник SIPRI Питер Веземан. — Обе компании смогли увеличить объём продаж за счет высокого спроса на оружие в Европе, Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. 

Примечательно, что на результатах продаж британских компаний никак не отразился выход UK из ЕС. Напротив, в 2016 объём продаж британского оружия вырос на 2,0%. Так, компания GKN, занимающаяся производством аэрокосмических компонентов, показала наибольший рост продаж оружия — 43,2%.

А что Россия? 

Тенденции продаж 10 российских компаний, перечисленных в рейтинге SIPRI Toп-100, неоднозначны. Пять компаний показали рост продаж, остальные пять — снижение. В 2016 самый высокий рейтинг в SIPRI Топ-100 заняла Объединённая Авиастроительная Корпорация (ОАК) — 13-е место, увеличив продажи на 15.6% по сравнению с 2015. Рост обусловлен увеличением объема экспорта и поставок оружия в российские вооруженные силы. 

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Впрочем, с озвученными SIPRI цифрами по России согласны далеко не все эксперты. 

Я бы не рассматривал данные SIPRI в отношении РФ, как догму, — пояснил „Ридусу“ военный консультант, полковник в отставке Евгений Волчков. — SIPRI ориентируются, прежде всего, на открытые источники, дающие информацию по конкретным производителям, входящим в их Топ-100. Между тем, особенно в части военного экспорта, большая часть данных у нас полностью закрыта. Да и поставками в России занимается куда больше компаний, чем те 10 о которых говорит SIPRI. Еще весной этого года, Путин заявлял о том, что за 2016 год РФ экспортировала вооружений и военной техники более чем на 15 млрд долларов. Рискну предположить, что даже эта цифра несколько занижена. И это мы говорим только об экспорте. А еще мы имеем внушительные поставки нового оружия в собственные Вооруженные силы. Так что цифра в 26,6 млрд. долларов за 2016 год, на мой взгляд, исключительно абстрактная. Думаю, по объему продаж в 2016-м мы гораздо ближе к европейцам, чем пишут эти шведские эксперты.

Какие выводы? 

Возобновление роста продаж на мировом оружейном рынке объясняется как минимум двумя основными причинами. С одной стороны, это рост военной активности в мире в связи с ситуацией на Ближнем Востоке, а также, повышение градуса напряженности вокруг Северной Кореи; с другой (и это куда более значимый фактор) — это начало массовой смены поколения оружейных систем. 

Поступление в армии мира оружия новых поколений является глобальным и достаточно продолжительным по времени процессом, при том, что стоимость новейших вооружений всегда значительно выше, по сравнению с тем, что уже давно используется военными. 

Что касается России, то для нее эта ситуация выглядит неоднозначно, — говорит Евгений Волчков. — Американцы наращивают продажи за счет Lockheed Martin с его суперсовременным F-35. При всех своих „детских болезнях“ и заоблачной цене, этот истребитель 5-го поколения — машина будущего. За последние годы они устранили на нем большую часть „косяков“, а также сильно снизили цену. В том числе и за счет увеличения объемов производства. Сегодня они экспортируют этот самолет в целый ряд стран. Мы же со своим Су-57 до сих пор блуждаем в трех соснах. И это при том, что ударная боевая авиация играет одну из основных, если не решающую роль в войне XXI века. Вместо этого, основа наших поставок в 2016-м — это хорошая, но уже довольно возрастная техника: истребители Су-30, подлодки „Варшавянка“, вертолеты, системы ПВО „Панцирь“ и С-300. Если не считать наших средств ПВО, которые лучшие в мире, то все остальное - это, в большинстве своем,техника вчерашнего дня. Она хорошо зарекомендовала себя в вооруженных конфликтах по всему миру и прекрасно чувствует себя на поле боя сегодня, но это не машины будущего. 
Танки Т-14 Армата. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Действительно, значительная часть российских поставок в 2016 году приходится на технику разработанную еще в СССР. Боевые машины последнего поколения, будь то пресловутый Су-57 или новейшая платформа бронетехники «Армата», находятся лишь в стадии перехода в промышленную фазу. А это значит, что говорить о их массовом поступлении в ВС РФ и на экспорт пока еще преждевременно. 

Не все гладко и с поставками российскому ВМФ современных АПЛ и вооружения к ним. 

Как справедливо заметил Волчков, единственной полностью конкурентной и даже превосходящей конкурентов позицией остаются сегодня российские комплексы ПВО С-300, С-400, а также «Панцирь-С1». По крайней мере, эта техника поставляется на рынок и хорошо продается. Возможно, через какое-то время к ним добавится бронемашины из семейства «Армата». С продвижением других, уже разработанных и испытанных современных систем вооружений дела обстоят гораздо хуже. И главной причиной тому, действительно остается не самое лучшее состояние экономики страны, на что собственно и указывают в своем исследовании аналитики SIPRI.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (8)

  • Ya_mimiting
    Ya_mimiting 12 декабря 2017

    Хорош гнать.

    Ответить
    2 +
  • Abstinent
    Abstinent 12 декабря 2017

    Авторы-русофобы прямо-таки упиваются своей " осведомленностью".

    Ответить
    2 +
  • Бобринский
    Бобринский 12 декабря 2017

    Статья пострадала из-за типичной для сегодняшней России проблемы с определением понятия "современный". Так, цанговый карандаш считается современным, а обычный нет. Неглубоко для анализа, близоруко.

    Ответить
    2 +
  • Маргарита
    Маргарита 12 декабря 2017

    Достали всей этой хренью!!!!

    Ответить
    2 +
  • Олег
    Олег 12 декабря 2017

    «На втором месте европейцы». Здорово написано. Это что, страна такая? А на каком азиаты и африканцы? Разбейте их по странам и картина резко поменяется. К тому же, много оружия эти европейцы продают друг другу.

    Ответить
    2 +
  • Максим
    Максим 12 декабря 2017

    SIPRI считает Европу одним общим блоком, разбивая только по национальным компаниям в рейтинге, собственно в статье об этом и написано. И какая картина там должна поменяться? Есть лидеры: Германия и UK, и чего в этом нового. А то, что они друг другу продают, какая разница, считаются все продажи. Там, кстати, Южная Корея красиво смотрится, не стал ее трогать, так как это отдельная история, тоже весьма интересная

    Ответить
    0 +
  • Дмитрий
    Дмитрий 12 декабря 2017

    очень мало миллиардов получает Россия за оружие .. позор

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 12 декабря 2017

    Согласен полностью. Но не все от нас зависит. Что касается экспорта, Будем предлагать что-то интересное, миллиардов будет больше. Да и не все стоит продавать, много чего и нам самим нужно

    Ответить
    0 +