Дислексия: недуг, размывающий грань между «слабоумием» и гениальностью
- 24 сентября 2018 00:23
- Василий Зырянов
Дислексия — не новое и достаточно распространенное расстройство. Дети с ним путают буквы, переставляют местами слоги и испытывают прочие трудности при чтении. Проблема не проходит с годами и почти всегда сохраняется в течение всей жизни человека.
С расстройством чтения связаны разные мифы и заблуждения. Попробуем разобраться, в чем же суть явления, какая нейрофизиология за ним стоит и мешает ли дислексия одаренности.
Если рассматривать усредненные цифры по всем странам, то количество дислексиков будет колебаться в пределах от 5 до 10%. От проблем с чтением страдали поэт Владимир Маяковский, изобретатель Томас Эдисон, физик Майкл Фарадей, художник Пабло Пикассо. Нередко говорят о дислексии Петра I, который к тому же обладал неровным и неразборчивым почерком. И этот список можно продолжить. Как видно, плохие навыки чтения не мешают, а часто сопутствуют талантам.
Дислексию путают с алалией, однако их нужно четко различать. Их разница в том, что дислексия — это неспособность научиться бегло и правильно читать, а алалия — это расстройство устной речи, трудности с произнесением слов и предложений. Часто их рассматривают в связке с дисграфией и дискалькулией. Все четыре явления затрудняют обучение и, в зависимости от отдельных черт, могут тормозить социализацию.
Почему в России не существует диагноза «дислексия»?
В России термин «дислексия» не используется. Дело в том, что в стране действует стандарт МКБ-10 (Десятый пересмотр международной классификации болезней), согласно которому существует только специфическое расстройство чтения (код F81.0). Этот диагноз — довольно общий, т. к. он не делает различий между непониманием печатных слов и непониманием текста. В США дислексия определена конкретнее, явление описывается в последнем, пятом издании DSM («Диагностический и статистический справочник ментальных расстройств»).
Какие формы она принимает?
Первая — оптическая. В языках, базирующихся на кириллице или латинице, начертания букв не отличаются контрастным многообразием,
Вторая форма — семантическая. За предложениями дислексик не видит текста,
Третья форма — аграмматическая. Ее обычные проявления выглядят так: «низкая стол», «бежевая плед».
Четвертая форма — фонематическая. При чтении ребенок путает глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, читает медленно, по буквам, переставляет слоги.
И последняя форма — мнестическая, вызванная расстройством памяти. Мнестический дислексик не может запомнить, как связаны графический знак и звук, для него очертания символа выглядят абстрактно и неконкретно.
Что мешает читать и понимать прочитанное?
Фундамент проблемы — нейрофизиология. Разумеется, ее можно нивелировать, но только до определенной степени. Еще считается, что у дислексии есть генетические причины.
После 130 лет изучения расстройства ученые в целом сходятся во мнении, что строение задней части левой средней височной извилины мозга — ее краеугольный камень. Еще один нюанс — это сбой в распределении функций между полушариями. Список причин завершает расстройство зрительного восприятия. У хорошо читающих людей глаза передают мозгу разные картинки.
Дислексия — не признак слабоумия
Иногда встречается точка зрения, согласно которой неуверенное чтение — индикатор слабоумия. Разумеется, это грубая ошибка. Первый задокументированный случай дислексии относится к 1887 году, когда немецкий медик Рудольф Берлин в своей работе рассказал о пациенте — мальчике с достаточно развитым интеллектом, но систематически ошибающемся при чтении. Ребенок уверенно и правильно мыслил, не страдал слабоумием.
Наконец, в 2011 году было доказано, что дислексия — это не проблема из области IQ и измерений общего интеллекта. Чтобы подтвердить эту гипотезу, ученые из Массачусетского технологического института провели нейрофизиологический эксперимент. Они пригласили 131 ребенка, от 7 до 17 лет. После непродолжительного теста на качество чтения и уровень интеллекта испытуемых разбили на три группы: хорошо читающие с нормальным IQ, плохо читающие со стандартным IQ и плохо читающие с низким коэффициентом интеллекта. Во время теста им показывали напечатанные словосочетания и спрашивали, зарифмованы они или нет. Параллельно запускалось магнитно-резонансное сканирование шести участков мозга, отвечающих за поиск соответствий между звуками и графическими знаками. Итог: у детей с дислексией активность этих участков была одинаково низкой, независимо от того, какой IQ был у ребенка, пониженный или нормальный.
Дислексия и одаренность
Бытует мнение, что это косвенное проявление одаренности. В этом, конечно, можно найти рациональное зерно. Хотя бы потому, что мозг может компенсировать недостаточное развитие одной способности выдающимся развитием другой.
В 2010 году ученые из Мидлсекского университета (Соединенное Королевство) провели эксперимент, чтобы подтвердить или опровергнуть связь дислексии и редких талантов. Тест сводился к анализу визуального восприятия и восприятия трехмерного пространства. В итоге выяснилось, что дислексики успешнее запоминают мелкие детали изображений и лучше воспроизводят разноцветные рисунки по памяти. Опираясь на эти выводы, можно даже сделать робкую догадку, что феноменальные художественные способности Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо были связаны с их дислексией.
Как она лечится?
Проблема преодолима. Но важно понимать, что коррекция этого изъяна не избавляет от него целиком, а скорее помогает овладеть техникой, за счет которой человек будет «обманывать» врожденный дефект и успешно его компенсировать. Лечение зависит от типа расстройства.
Каков итог?
Нейрофизиология — ключ к пониманию дислексии. Именно она обуславливает эту проблему и мешает избавиться от нее. Она может соседствовать с низким интеллектом, но это не значит, что они устойчиво связаны или что одно обуславливает другое. К сожалению, полностью дислексия не излечима, но компетентная терапия может избавить от дискомфорта при чтении.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: