Доброфест 2014. Как молодая группа может получить "билет на большую сцену"?
- 19 мая 2014 16:08
- Артём Дунаев
Фестиваль проходит уже не первый год, и отбор молодых групп соответственно тоже. Следите ли Вы как то за судьбой игравших на вашей площадке молодых команд? Используют ли они предоставленный им шанс сыграть на большой сцене по полной?
Сергей Силушин, продюсер фестиваля (далее C.C.):
Однозначно можно сказать, что для молодого коллектива фестиваль – это шанс не только получить отличный опыт выступления перед большой искушенной аудиторией, но и заявить о себе, расширить свою личную аудиторию. 80% музыкантов, которые играют у нас на фестивале, для продвижения своего творчества имеют три возможности – это всемирная сеть интернет, клубные выступления и участие в фестивалях. Но фестиваль не является продюсерским центром который помогает популяризировать творчество того или иного коллектива.
Это своеобразный музыкальный марафон, который в течении трех дней дает возможность музыкантам выступить с полноценными концертными сетами. У нас это происходит именно так, и зрителям удается увидеть за эти дни порядка 80-ти сольных концертов. А использовать этот шанс или нет – это уже собственный выбор каждой группы. В 2013 году мы получили невероятное количество отзывов от публики о выступлениях музыкантов, прошедших отбор – а значит выбранная нами молодежь шансом воспользовалась.
Дмитрий, ваша точка зрения, как человека, имеющего вес на российской рок сцене, что означает шанс выступить на ДФ для молодых групп? Было ли что-то подобное во времена вашей творческой молодости? Если да, то что?
Дмитрий Сид Спирин, фронтмен группы Тараканы! (далее Д.С.):
На данный момент, фестиваль практически единственная действенная возможность заявления о себе для новых групп. Рекорд-индустрия умерла, радио не хочет брать новых артистов, а на сольные концерты, для которых юные музыканты с трудом выбивают для себя будние дни в клубах, никто не ходит. Да и кто пойдет на тебя, если ты никто и звать тебя пока никак? Поэтому такой фестиваль, как Доброфест, где на двух сценах чуть ли не вперемежку выступают известные и новые артисты дает молодым хотя бы призрачный шанс быть замеченными аудиторией фестиваля.
В начале 90-х, когда мы начинали, все было примерно также, правда тогда, из-за большого интереса к отечественному андеграунду и из-за малого количества концертов, даже фестиваль состоящий из одного раскрученного имени и 20 новых групп мог собрать достаточную аудиторию. Так, одним из первых концертных выступлений для тогда еще Четырех Тараканов стал "Фестиваль Надежд 91", проводившийся "Рок-лабораторией".
Сергей, есть ли примеры групп, которые выступали на прошлых фестивалях «на разогреве», а сейчас уже вполне самодостаточны и едут на фестиваль в качестве приглашенных участников?
С.С.: У нас вообще нет таких понятий как хедлайнер или «группа на разогреве». У нас нигде нет таких разграничений – ни на сцене, ни в зрительном зале, где, например, нет вип-зон. Все очень демократично. Все группы вне зависимости от их популярности получают статус участника фестиваля и в зависимости от багажа своего творчества играют сеты. Нет у нас и такого понятия как «главная сцена» или «второстепенная». Есть сцена 1, сцена 2. В процессе фестиваля на сцене 2 можно обнаружить артиста сцены 1, который просто пришел поддержать другой коллектив. И, конечно, есть коллективы, которые в первый раз проходили отбор, а на следующий год мы уже сами их пригласили, потому что получили массу откликов и просьб – это тоже те, кто воспользовались своим шансом.
Группы каких направлений в основном присылают свои материалы? Есть ли какая то общая тенденция, наиболее мейнстримные моменты (может быть в дань современным музыкальным трендам)?
Д.С.: Вы и сами можете все посмотреть и послушать. Конкурс у нас проходит на открытом ресурсе, в официальной группе фестиваля ВКонтакте, где коллективам предложено постить свои аудио и видео. Там масса жанров: панк, регги, русский рок, бардовская песня, металлы всех сортов, ска, джаз, инди – все, что угодно.
Не могу сказать, что какой то жанр преобладает. Но, наверное, так как Доброфест все-таки рок опен-эйр, то больше всего поджанров рок-музыки. Джаза и хип-хопа меньше.
Какое количество заявок от групп поступило в этом году, на сколько это число больше чем в прошлом? Изменилось ли качество материала, предоставляемого на суд организаторов? В какую сторону?
С.С.: Заявок на сегодняшний момент поступило меньше чем в прошлом году (2013 год – более 1200 заявок), но скорее эта тенденция радует чем огорчает, потому что уровень материала и самих музыкантов сильно отличается от того, что было в предыдущие годы. Многие из них достаточно зрелые, хорошо сыгранные ансамбли, со своим индивидуальным творческим стержнем и главное – с уже приличным гастрольным графиком и лояльной аудиторией.
Еще в этом году появились четкие правила подачи заявок. Недостаточно прислать просто трек или видео, отснятое «на коленке». Теперь каждый участник предоставляет качественно отснятое репетиционное видео. В сегодняшних технических условиях это абсолютно реально, было бы желание. Это значительно упрощает работу, ведь мы сразу видим и слышим на что способен коллектив.
Есть ли у ДФ понятие формата? Имеет ли для организаторов какое либо значение в каком стиле играет команда, какой месседж они несут в своем творчестве или нет?
Д.С.: Не думаю. По жанрам отсекались барды, эстрада, блатняк.
Каковы основные (базовые) требования к группам и предоставляемым материалам?
Д.С.: Группа должна показать, как она играет живьем и как она при этом выглядит. Поэтому, были разработаны правила: каждый ансамбль должен был снять подобие "живого", но многокамерного (или однокамерного, но с нескольких дублей) видео с живым звуком. Так как легче всего это сделать на репетиционной базе, то именно репетиционные видео артистам и было предложено предоставлять. Репетиционные видео такого типа сразу же выдают реальный исполнительский класс, который невозможно закомуфлировать грохочущим и неразборчивым концертным звуком, к тому же записанным на встроенный микрофон видеокамеры. Плюс, на репетиционных видео сразу же видно, насколько исполнение без публики прет самих артистов.
Если все стоят со скучными лицами на репетиции, то скорее всего и на сцене перед зрителями они тоже ничего яркого не покажут. Мы вообще ожидали от музыкантов креативного подхода, подхода "мы постарались снять такое репетиционное видео, что бы нас заметили и выделили из тысяч". Но немногие оказались способны снять видео, где артисты одеты в необычные костюмы, или играют лежа.
Насколько нам известно, то непосредственный отбор ведете вы оба. Кто еще входит в «жюри»? Как вы распределяете направления между собой (Дмитрий например, отвечает за тексты и выбор трендов, а Вы например за звук, качество исполнения и техническую часть)?
С.С.: Вообще, Оргкомитет фестиваля – это дружный коллектив, который очень многое решает коллегиально. Но, конечно, мы с Дмитрием больше других погружены в процесс отбора, особенно Дмитрий, который имеет особое чутье, будучи действующим успешным музыкантом. В большей степени именно мы вдвоем выступаем экспертами, которые подводят итоги и объявляют результат. Мы в постоянном диалоге – отслушиваем, обсуждаем, спорим, затем приходим к решению и артисту делается предложение. И после несложного формального согласования условий выступления информация об артисте появляется на официальном сайте.
Дмитрий, советуетесь ли Вы с кем-нибудь при отборе, например в случае если у Вас есть какого либо рода сомнения? Не обвиняют ли Вас в субъективности при оценке? Как реагируют группы, которым отказали?
Д.С.: У нас никому не отказывают, просто берут не всех. Да, я не осуществляю единоличный отбор. Я всего лишь слежу за соблюдением условий, и отфильтровываю совсем уж невменяемых. Могу сказать, что практически все группы, которые на данный момент отобраны для выступлений на второй сцене Доброфеста показывают такой уровень, что в принципе это абсолютно готовые для мейнстримовой сцены новые артисты.
Встречаете ли вы уже «знакомые лица» в ходе отбора (пересекались на выступлениях, фестивалях и т.д.)? Видите ли Вы их творческий рост?
Д.С.: Да, и такие есть. И рост виден также. Жаль, что фестиваль не может идти неделю))
Есть ли (планируется ли) какой либо интерактив с посетителями фестиваля (голосование за команды, «приз зрительских симпатий»)?
С.С.: Все что касается каких-то конкурсных механизмов по отбору лучшего/худшего — мы этим не занимаемся и даже не будем начинать. Опыт показывает, что зрителю такая опция не нужна. Люди, которые приехали на фестиваль, при входе получают программку, как правило они сами составляют график посещения того или иного выступления, а все остальное время они развлекают себя играми спортивного или интеллектуального характера.
Голос зрителя – это его приход на выступление артиста, как мне кажется. Кстати, у нас после того, как ночью заканчивается работа всех сцен, в палаточном лагере происходят весьма творческие музыкально-литературные «посиделки». Это традиция, к которой мы не имеем никакого отношения – это придумали сами зрители. Я считаю, что мы этим можем гордиться, ведь зрители «Доброфеста» очень творческие, инициативные и активные.
Есть ли у Вас как у организатора столь масштабного фестиваля еще какие-нибудь механизмы, способные повлиять на судьбу и развитие молодых участников (контакты продюсеров, лейблов и пр)? Используете ли Вы их после проведения ДФ, уже посмотрев как наиболее достойные по результатам отбора команды показали себя на большой сцене?
С.С.: Думаю, что мало кто вообще из фестивалей может похвастать продвижением артистов, кроме, наверное, одного, который собственно и был создан, имея уже мощный радио-ресурс. В принципе, продюсирование артистов – это отдельная работа, отдельный рынок, который занимается продвижением и раскруткой артиста. И есть отдельная каста тех, кто занимается концертной деятельностью и фестивальным бизнесом.
Дмитрий, в ходе отбора на ДФ 2014 «зацепила» ли Вас особенно какая-то группа, вплоть до того, что Вы например, сказали «эти ребята однозначно будут на сцене ДФ»? Пригласили ли бы Вы кого-нибудь из них выступить у себя на разогреве?
Д.С.: Да, все те группы, которые на данный момент подтверждены для выступлений на малой сцене фестиваля.
А какие из групп, прошедших отбор понравились больше всего Вам, Сергей?
С.С.: Отбор еще не закончен, и я не могу выделить кого-то одного – это будет некорректно и несправедливо. Есть несколько групп, которые уже понравились, именно поэтому они и есть в лайн-апе фестиваля. Но безусловно, это не окончательный список. В этом году «Доброфест» ждет много хорошей музыки.
Сам отбор - http://vk.com/topic-13469053_29758514
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: