«Доедет или встанет?» Стоит ли покупать китайский тягач для магистральных перевозок
- 09 августа 2023 01:50
- Дмитрий Александров
В начале 2022 года китайские автомобили занимали небольшую нишу на рынке коммерческого транспорта. По данным «Автостата» за ноябрь 2021-го, доля китайских производителей составляла 10,7%.
Так продолжалось бы и сегодня, но в 2022 году ситуация в корне изменилась с уходом европейских брендов. Сегодня китайские грузовики буквально «дышат в спину» производителям из России и Белоруссии. На рынке произошли значительные изменения, и китайские производители первыми ринулись заполнять вакуум, образовавшийся после ухода европейских брендов. Их доля на рынке увеличилась в четыре раза в 2022 году и по состоянию на февраль 2023 года достигла уже 60%.
Почему китайские грузовики стали покупать
До 2022 года продажи китайских автомобилей росли медленно. Перевозчики воспринимали их как новое и недостаточно изученное предложение. Определенные преимущества у китайской техники были всегда, и прежде всего низкая стоимость. Благодаря этому производители постепенно увеличивали продажи, и этот тренд был наиболее заметен в сегменте самосвалов. Благодаря коротким рейсам надежность не настолько важна для самосвала, как грузоподъемность. А с этим у китайских автомобилей явно нет проблем: в отличие от «европейцев», они изначально рассчитаны на перегруз и возят по 40–45 тонн.
Игроки рынка магистральных перевозок не слишком спешили приобретать китайскую технику, так как в этом сегменте надежность — важнейший приоритет. Эксплуатация техники из Европы, России и Белоруссии была в этом сегменте связана с минимальной неопределенностью благодаря большому ресурсу, ремонтопригодности и доступности запасных частей. В 2022 году европейские производители ушли, и это стало причиной дефицита как самосвалов, так и тягачей.
Перевозчикам волей-неволей пришлось покупать «китайцев», и неопределенности в их бизнесе стало в разы больше. Например, пока никто точно не скажет, сможет ли китайский тягач проехать столько же, сколько европейский, и насколько будут отличаться затраты на ремонт в ходе эксплуатации.
Различия между европейскими и китайскими автомобилями
Дать однозначные ответы на эти вопросы сложно из-за нехватки статистических данных. Только единицы китайских тягачей прошли 500–700 тысяч километров. Судить о современных китайских автомобилях по опыту эксплуатации старых Foton, Howo, Dongfeng или Shakman некорректно: производители говорят о «новом поколении». При этом у некоторых брендов, например Sitrak, почти нет истории эксплуатации в России. Все, что можно пока о них сказать, основано на опыте эксплуатации с минимальным пробегом до 200 тысяч километров и на агрессивной рекламной кампании. Например, продажи тягача Sitrак C7H в России начались только в 2022 году. Блогеры, специализирующиеся на большегрузной технике, с подозрительным энтузиазмом расхваливают новый товар, напирая на то, что это «копия известного европейского бренда».
Объективно о Sitrak известно, что это один из брендов Sinotruk Group, компании, выпускающей грузовики под маркой Howo, и что в 2009 году концерн MAN купил 25% акций китайской компании для выпуска линейки грузовой техники с кабиной MAN TGA.
Отзывы о технике Howo противоречивы, как и мнения о грузовиках других брендов из Поднебесной, а то, что маститый MAN является совладельцем бренда Sitrak, ни о чем не говорит: на китайский рынок сейчас стремится множество европейских и американских корпораций.
Сам факт такого неожиданно интенсивного «пиара» вызывает скепсис. Грузовой автомобиль — не кулинарный деликатес, и если уж нахваливать его, то на основании опыта и фактов. С грузовиками связаны многочисленные сложности эксплуатации в разнообразных российских климатических и дорожных условиях. Кроме того, это еще и дорогое приобретение. Еще летом 2022 года китайский тягач можно было купить за 6–7,5 миллионов, и это оценивалось как «интересная» цена в сравнении с 10–12 миллионами, за которые продавались европейские марки.
Сегодня Sinotruk и другие аналоги стоят не менее 11 миллионов. При этом неопределенность в результате этой покупки рекордна.
Чтобы отчасти ее развеять, мы собрали имеющийся опыт эксплуатации по отзывам пользователей китайской техники под роликами блогеров-обзорщиков и обобщили проблемы тягачей Sitrak, Shacman, Faw и Howo. Акцент сделан на поломки, с которыми автомобиль может остановиться на маршруте.
Проводка и электроника
Эта проблема заслуженно стоит на первом месте в списке. Проблемы с питанием отмечают десятки пользователей китайских тягачей и самосвалов, водители и операторы парков.
Наиболее часто наблюдается окисление и разрушение жил кабелей. Причина, по мнению пользователей, в низком качестве медных жил и некоторых спорных решениях.
Например, в распределительном блоке на раме одной из популярных моделей для подключения кабелей использована медная распределительная пластина с креплением кабелей пайкой вместо более распространенного решения — распределительного блока с контактами в формате шпилек, к которым кабели крепятся через обжимную клемму «ушко». Пластина корродирует целиком до полного разрушения. В ряде случаев проблема проявляется в первый год эксплуатации из-за работы в условиях повышенной влажности. На пластину завязана система зажигания, поэтому разрушение приводит к исчезновению питания на стартере. Замена пластины по гарантии доступна, но занимает достаточно много времени. В сложившейся практике механик или водитель самостоятельно меняет конструкцию узла с переходом на крепление кабелей традиционным способом с помощью шпильки и клеммы.
Слабая электропроводка нередко становится источником проблем с блоками управления. Ситуацию усугубляет неудачный выбор расположения контроллера. Например, блок управления интардером (тормоз-замедлитель, используется на автоматических коробках ZF, входящих в оснащение китайских тягачей) находится на теплообменнике рядом с карданным валом. Высокая влажность и сопутствующая коррозия приводят к отказу блока при пробеге до 100 тысяч километров. Решение проблемы — самостоятельная установка защиты в водонепроницаемый бокс.
Нередко мелкие проблемы с проводкой начинаются еще во время перегона автомобилей в Россию. Перестают работать поворотники, стоп-сигналы, приводы стеклоочистителей.
Комментаторы отмечают отказ самых разнообразных контроллеров, отвечающих за работу электромоторов регулировки положения водительского кресла, отказ отдельных приборов или всего щитка.
«Взяли два „Ситрака“, один увезли на эвакуаторе, пробег 32 тысячи. Коробка заклинила на 12-й передаче, погорели все предохранители, расплавились воздуховоды, задние фонари потухли. Пока всё!»
Еще одно спорное решение — монтаж проводки на раму грузовиков «на вырост». Модельный ряд производителей, помимо тягачей с короткой колесной базой, включает самосвалы с разными габаритами и длиной рамой. При этом на все модификации устанавливают унифицированные жгуты проводки. Когда возникает необходимость укоротить жгут для установки на тягач с короткой базой, гофрированную трубу с кабелем сворачивают в бухту и закрепляют на раме, создавая условия для ускорения процессов коррозии. Комментаторы заявляют о необходимости вырезать и менять отрезки длиной более метра на автомобилях с пробегом до 150 тысяч километров.
Проблемы с проводкой приводят к выходу из строя такого важного узла, как коробка передач, по причине отказа блока управления. На Sitrak установлена достаточно надежная 12-ступенчатая КПП ZF Traxon. Агрегат подключен к жгуту проводки, уложенному в гофрированную трубу с продольным разрезом по всей длине. В связи с этим решением кабели в зимний период постоянно находятся в условиях повышенной влажности.
Большинство пользователей сходятся во мнении, что основная проблема — в низком качестве кабелей, которыми производители комплектуют грузовики разных марок. Случаи признаются гарантийными, однако ремонт проводки, как правило, производят своими силами ради экономии времени.
Лотерея с поставщиками шин на конвейер
По некоторым данным, в Китае около 500 шинных заводов. Среди них есть локализованные предприятия мировых брендов, есть аутентичные китайские бренды и есть фабрики, копирующие продукцию известных марок.
По мнению пользователей, в том числе операторов парков, новые автомобили на заводах комплектуют шинами по принципу «что было на складе, то и поставили».
Для производителя грузовиков смена поставщика шин — вопрос оптимизации расходов. Для покупателя продукция, выполненная с применением устаревших технологий и низкокачественного сырья, — дополнительные расходы, которые исчисляются в сотнях тысяч.
Полярность мнений комментаторов по вопросу шин огромна. Кто-то говорит, что шины на рулевой оси уже прошли 80 тысяч километров и заметного износа нет. Другие сильно сомневаются в правдивости информации и предупреждают, что автомобиль оппонента с таким подходом рано или поздно окажется на встречной полосе в виде неуправляемого снаряда после взрыва колеса.
Комментаторы сходятся на том, что проблема смены поставщиков и качества шин более актуальна для самосвалов, а не для тягачей, так как техника, приобретенная для работы на карьере, приходит на шоссейных шинах, полностью не соответствующих назначению.
Подшипники и подвижные соединения
Пользователи отмечают проблемы со смазкой шкворней, подшипников ступицы и карданной передачи, рулевых тяг. Производители устанавливают на эти узлы пресс-масленки, как того требует технология. Однако даже при регулярном обслуживании смазка не всегда попадает в зоны трения, например в игольчатые подшипники. Проблемы с разрушением подвижных узлов возникают уже на 50 000 километров.
Нередко в сообщениях пользователей упоминается разрушение втулок шкворней и ступичных подшипников. Пластик — слабый материал с учетом низкого качества дорог, поэтому пользователи прибегают к испытанному способу — заказывают у токаря вставки из латуни.
Дилеры признают случаи отказа подвижных соединений и подшипников гарантийными, но автомобили сходят с линии по причине отсутствия запчастей. Приходится подбирать аналоги, так как запчастей чаще всего нет. При этом операторы парков утверждают, что даже те подшипники, которые позиционируются как изделия из стран восточной Европы, на самом деле произведены в Китае.
Отсутствие запчастей
Проблема запчастей — наиболее тревожный пункт в списке. Многие неприятности на трассе можно преодолеть, если запчасти на автомобиль доступны в одном из ближайших магазинов. При этом проблема возникает даже с запчастями для ТО. Вопреки мнению о том, что на Sitrak «все как у МАНа», пользователи отмечают, что топливный фильтр от TGA на мотор китайского тягача не подходит. При этом дилеры и дистрибьюторы в своих заявлениях неизменно продолжают утверждать, что все запчасти совместимы.
В целом можно сказать, что на сегодня эксплуатация китайской техники напоминает владение иномаркой в начале двухтысячных. Это бесконечный квест, в который включены дилерские центры, магазины запчастей для грузовиков на трассе и интернет-магазины, представленные на известном сервисе для размещения объявлений. Имеющиеся каталоги на сайтах онлайн-магазинов выглядят откровенно грустно: например, для брендов группы Sinotruck они заканчиваются 2010 годом выпуска. Найти в свободном доступе каталог на современные тягачи так и не удалось.
Дилерские сети MAN сегодня спешно переключились на обслуживание Sitrak, но запаса запчастей у них нет. Складской запас на 2,5–3 миллиона рублей был одним из условий работы с европейскими производителями, как следует из одного из комментариев сотрудника дилерского центра. По всей вероятности, сегодня сформировать такой запас сложно — трудности с поставками есть даже между производителем и дилером.
Представитель одного из дилеров в телефонном разговоре спокойно признается, что изменения в конструкции его марки в связи со сменой поставщика — обычное явление. Поэтому даже для дилера подбор запчастей для гарантийного ремонта — квест. Срок поставки для гарантийного ремонта — от двух месяцев.
Яркий пример — такой ходовой компонент, как лобовое стекло. Ожидание поставки у дилера может занять несколько месяцев. При неудачном стечении обстоятельств грузовик может зависнуть в ожидании замены надолго.
Низкая унификация деталей
Еще одна причина квеста с запчастями в том, что китайские производители на современном этапе развития автомобильной отрасли не придают значения унификации.
«Прежде чем говорить о том, что машина плохая, надо узнать как в договоре прописаны параметры машины, материалы, комплектации, оснащение. Китайцы могут собрать любую машину, но даже одинаковые машины могут быть разными из-за разных параметров в договоре. Китайцы собирают только то, что прописано в договоре, и, если найдут лазейку, тут же ей воспользуются».
Подбор подшипников при помощи штангенциркуля — не самая большая проблема для владельца парка китайских тягачей. Подшипники, втулки и другие стандартизированные комплектующие есть в магазинах запчастей для грузовиков на трассе. Ситуация с такими узлами, как насос ГУР или любой другой узел, требующий расчетов по мощности, гораздо сложнее. Обращение к дилеру практически автоматом приводит к необходимости снять машину с линии на неопределенный срок. Поэтому снабженцы вынуждены разыскивать деталь по номеру детали, техническим спецификациям автомобиля, а порой и просто по фото снятого узла через всем известный сервис объявлений. Нередко деталь обнаруживается у продавца на другом конце страны. И если она все-таки не подошла, на обмен и пересылку уходит несколько дней, а в некоторых случаях и больше времени. Пользователям, как в прежние годы, приходится находить «свой» магазин, допускающий минимум ошибок.
Один из ярких примеров отсутствия унификации — роботизированные коробки переключения передач. В большинстве случаев китайские грузовики комплектуются коробками, которые позиционируются как изделия европейских производителей. При этом понять, действительно это ZF или же ее китайский клон, сложно.
Мнения пользователей по этому вопросу расходятся. Например, владельцы Shakman говорят, что на одной модели может быть до десяти модификаций АКПП. Это значительно затрудняет ремонт, так как привычный способ «собрать из двух одну» не срабатывает. Шестерни, муфты, пакеты фрикционов и другие комплектующие от одной модификации не подходят к другой.
Специалисты, обслуживающие Sitrak, уверяют, что проблема с совместимостью для этого бренда не настолько актуальна.
«Касательно АКП ZF Traxon могу сказать, что это оригинальная АКП, но не соответствует точь-в-точь как на тягачах MAN (бывает масса версий: 12-, 16-ступенчатые, с ускоряющей передачей и с прямой высшей передачей). То есть нужно на корпусе найти шильдик и в представительстве ZF получить каталог запасных частей».
В процессе изучения проблем китайских грузовиков невольно вспоминается ситуация с китайскими смартфонами 10–12 лет назад. В то время люди, разбирающиеся в электронике, предпочитали покупать не сертифицированные модели в салоне связи, а новинки рынка с доставкой из Китая. У них был огромный экран, передовой процессор, огромный по тем временам объем памяти. Покупатели мотивировали свой выбор тем, что у них все «как у iPhone» и даже лучше, но цена в два-три раза меньше. При этом какая-либо официальная сервисная поддержка отсутствовала. Устройства работали, пока работали, а затем отправлялись либо к умельцам с «Савеловского», либо на свалку.
Сегодня эта ситуация, похоже, повторяется для китайских грузовиков, у которых все «как у МАНа». Но есть одно но. Вложения в грузовой парк стократ выше стоимости смартфона. И в бизнесе принцип «работает, пока не встанет» неприменим. Один из комментаторов удачно сформулировал эту мысль: «Техника для тех, у кого есть время ремонтировать. Но заказчик не всегда готов ждать, пока вы чините машину».
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: