Древнейшая фотоистория Новой Басманной
- 26 февраля 2013 22:22
- drflyer
Хотите узнать где родился Лермонтов, кому на голову упал кирпич, кто на самом деле был отцом русской демократии и другие истории? Тогда вам сюда! Прогулка по Новой Басманной улице. Очень много фото.
Новая Басманная улица начинается от Садового кольца в районе Красных ворот и продолжается вплоть до пересечения с ул. Старая Басманная на площади Разгуляй. Попасть на улицу очень просто. Достаточно подняться на поверхность из Московского метро на станции Красные ворота.
Вестибюль м. Красные ворота являет собой одну из красивейших входных групп московского метро.
Район Красных ворот архитектурно решен преимущественно в конструктивистском стиле. Это и дом-паровоз (о нем позже), и здание министерства сельского хозяйства со знаменитыми не останавливающимися на этажах лифтами, и жилые дома. Хотя есть здесь и ампир в виде основной доминанты — сталинской высотки, есть и новоделы.
На площади установлен памятник М. Ю. Лермонтову и это не спроста. На том месте, где сейчас стоит сталинская высотка МПС, раньше располагался дом, в котором родился М. Ю. Лермонтов. интересный факт — оба великих русских поэта родились в одном районе (в современных его границах) и практически вдоль одной улицы.
Помните знаменитое: «Вот деревня, а! Ну ты даешь. Кто ж его посадит?! Он же памятник!» Это про него.
Здание Минсельхоза расположено на пересечении проспекта Сахарова с Садовым кольцом,
Но вернемся на площадь. Дом № 2 — это знаменитый дом-паровоз. Дом так прозван не случайно, во-первых, потому что имеет непосредственное отношение к железным дорогам, а во-вторых, потому что имеет некоторое сходство с паровозом. Однако, история у этого дома значительно длиннее, чем существуют железные дороги. Хоть здание и выглядит образчиком конструктивизма, но было перестроено из более старого сооружения академиком Фоминым под нужды Наркомата путей сообщения. Когда-то здесь находились закрома царской Родины — Запасной дворец. И сам царь Петр Алексеевич (первый) любил заглянуть в закрома и пропустить одну-другую рюмку анисовой. Надо отметить, что старик Менделеев тогда еще не изобрел свою сорокаградусную формулу и пара рюмок более слабой (ну практически как саке) анисовки, которую ключница делала, никак не могли сказаться на способности управления царем своим автомобилем конем. О промилле тогда уже догадывались, но наверняка еще не знали. Да и какому полицейскому придет в голову останавливать кортеж, несущийся с мигалками, пусть даже одним из коней в котором управляет не совсем трезвый царь? Все помнили жесткую расправу над стрельцами.
Новая Басманная связана с Петром I очень сильно, потому что именно по этой дороге царь любил ездить к кукуйской принцессе Анне Монс в немецкую слободу в Семеновское и Преображенское, а не по т. н. царской дороге, коей несомненно являлась Ильинка, переходящая в Маросейку-Покровку-Старую Басманную. Оставим пока молодого Петра, гуляющего с Лефортом и Алексашкой Меньшиковым в закромах и переместимся поближе к нашим дням.
Если Хитровка с ее рынком была биржей московских разнорабочих, то в скверике за памятником Лермонтову в начале прошлого века была биржа сезонных рабочих, съезжавшихся в Москву с окрестных деревень и волостей на заработки. Бытует мнение, что скульптор изобразил своего отца, который когда-то работал плотником.
Поликлиника РЖД, построенная в 1928 г. архитектором Фоминым, является типичным представителем эпохи конструктивизма.
А если взглянуть с другой стороны, то открывается вид сразу на две сталинские высотки. Напротив поликлиники, сразу за домом-паровозом, находятся земли князей Куракиных — дома №№ 4−6.
Этот дворец за прекрасным образчиком заборного искусства не что иное, как первое частное благотворительное заведение в Москве. Построил его обершталмейстер, тайный советник, действительный камергер, наконец, князь и по совместительству «бриллиантовый король» Александр Борисович Куракин. Сын выполнил обет отца, бывшего послом в Париже, Бориса Ивановича Куракина построить храм святителя Николая и при нем госпиталь для воинов. Церковь располагалась прямо за забором, но в 1930е годы комиссары разобрали божий дом для нужд метростроя. Богадельня была рассчитана на 200 мест и предназначалась для служивых людей мужского пола из нижних чинов, не имеющих средств к существованию. На заднем плане еще один образчик конструктивизма двадцатых годов двадцатого века.
Сами князья Куракины проживали в доме по соседству. Историки предполагают, что дома построил М. Ф. Казаков.
Посмотрите, какие красивые барельефы, соответствующие весне, лету и осени.
А фронтон украшает герб рода Куракиных.
Что бы вы представляли себе на какие жертвы пошел князь, взглянем на поместье сзади.
Желтое здание — это княжеский особняк, а зеленое — богадельня. А теперь представьте какого-нибудь современного олигарха, который на собственных землях строит больницу или дом для престарелых, да еще и окно в окно со своим особняком. Представили? Посмеялись? То-то!
Ба, да у гранты есть не только автомат, но и задняя передача!
Общий вид на задворки куракинских владений. Розовое здание, по всей видимости, школа советской постройки.
Далее Новая Басманная пересекает железнодорожные пути по горбатому мостику. Если посмотреть налево, то взору откроется прекрасный вид на гостиницу Ленинградская и крупнейший пассажирский пересадочный узел — площадь трех вокзалов (Ленинградского, Ярославского и Казанского), одной ЖД станции Каланчевская и двух станций метро Комсомольская, а так же остановок городского наземного транспорта.
Эти бравые машинисты передают вам пламенный привет.
Вид на Новую Басманную
Не забудьте оглянуться назад. Вашему взору откроется прекрасный вид на сталинскую высотку и особняк Куракиных.
Справа доходный дом Московского Басманного Товарищества, построенный в 1913 г в стиле модерн А. Н. Зелигсоном — дом № 10. Кто разрешил повесить кондиционеры на такой фасад?
Западный фасад дома выходит на железную дорогу, пролегающую в глубоком овраге. Жильцам, должно быть, не очень комфортно было жить. После капитального ремонта сейчас здесь располагаются всякие организации. Но соседний дом жилой.
Обычно доходные дома красивы только наружными фасадами, но данный дом интересен и внутри.
Это здание конторы товарищества. Посмотрите сколько внимания уделено отделке того, что не видно с улицы.
Сделано все, чтобы радовать взор уважаемых постояльцев.
Все сделано с большой любовью, хотя и предназначалось исключительно для извлечения прибыли. На красоте наши предки не экономили. Почему всего лишь 30 лет хрущовско-брежневской архитектуры напрочь отбили вкус у российских архитекторов? И не надо делать отсылки к жадным заказчикам. Не опускайтесь до чужого уровня, а подтягивайте его до своего.
А это оно же, но с другого конца.
Правда ведь, что оштукатуренные здания смотрятся лучше? Кирпич, даже если он отделочный, зачастую смотрится менее интересно.
Через эту арку мы пройдем чуть позже, а пока побродим по двору.
Деревца заботливо украсили заборчиками.
Здесь живет кот. Жильцы его очень любят и подкармливают.
А здесь живет Шевроле.
Смотрите, какая прекрасная электро-щитовая здесь притаилась.
И вытяжка из туннеля метро кольцевой линии. Возможно, они как-то взаимосвязаны.
Вернемся на улицу.
Еще один особняк № 12 — дом Плещеева. Надеюсь, городские службы обяжут владельцев убрать кондиционеры с фасада!
В этом доме интересен желтый выступ. Хозяин сделал здесь детские комнаты. Окна в детской когда-то были такими же, как в соседних,
И тогда хозяин приказал их заложить. Что это быль или еще одна красивая легенда? А их много на этой улице.
А теперь пройдем через арку и увидим как один дом испортил другой. Да, до революции тоже были свои большевики от архитектуры и главные архитекторы Кузьмины.
Считается, что ул. Новая Басманная образовалась приблизительно в 1640х годах. Как раз в это время д’Артаньян со своими корешами Атосом, Портосом и Арамисом наводили ужас на Париж и его окрестности. Изначально слобода называлась Капитанской. Здесь были расквартированы полки иноземного строя и селились офицеры, в основном иностранцы, приглашенные на службу русскому царю. После переноса столицы из Москвы в Петербург служивые люди перебрались в новую столицу, а слободу заселили в основном купеческие и дворянские семьи. Свое окончательное название улица получила в XVIII веке по Басманной слободе. Басман — это особый вид хлеба, поставлявшийся в войска и ко двору. Есть так же версия что здесь проживали ремесленники, которые басмили (теснили или делали тиснение) — украшали рельефным штампом хлеб, кожу, металлы.
На противоположной стороне улицы расположен жилой дом XIX века, предположительно постройки архитектора Казакова и церковь Петра и Павла. Посмотрите как аккуратно сделана вывеска на здании. На всех исторических объектах вывески не должны бросаться в глаза, либо должны отсутствовать вовсе.
Церковь была построена на месте деревянной по указу Петра I и по его рисунку архитектором Зарудиным в 1704—1723 гг. Петр покатался по Европам. Посмотрел тамошнюю архитектуру и вот мы имеем совершенно не типичное здание храма.
Да, есть в этом что-то романское, но этот купол результат более поздней, советской реставрации.
Колокольня была пристроена к храму в 1746 г и выполнена уже в барочном стиле.
Барочная кованая ограда храма XVII века перенесена сюда после сноса церкви на Болшой Спасской улице в 1966 г.
Настоятельно не рекомендую солдатам-срочникам прогуливаться среди этой красоты, тем более, если они в самоходе. На площади трех вокзалов вам тоже гулять не рекомендуется.
Комендантские патрули здесь очень распространенное явление.
Подснежник на Новой Басманной
Никогда так сразу и не подумаешь, что скромный трехэтажный дом № 13 был в XIX веке одним из самых красивых частных дворцов Москвы.
Возможно, восстановят.
Дом № 14 — флигель усадьбы Стахеева.
А вот и сама городская усадьба чаеторговца и золотопромышленника Стахеева Н. Д. Стахеев, по нашим меркам, был олигархом тех лет. Имел капиталы в 40 миллионов рублей и занимался нефтью, вел обширную торговлю в розницу по всей России, а так же был щедрым благотворителем. Когда приезжал в Монтекарло, то акции местных казино всегда поднимались в цене. Играл много и по крупному, конечно же, всегда проигрывал. Выиграть у казино невозможно.
Этот особняк обошелся ему в 1 миллион рублей.
Фонтан выписали с самого Парижу
А чтобы девушке не было скучно стоять одной, ей выписали подружку. С тех пор так и стоят.
Особняк Стахеева образчик готичекой архитектуры. Одни витражи в гостиной чего стоят.
После революции особняк передали железнодорожникам. Ими и используется по сей день в качестве клуба детей железнодорожников.
Это сразу понимаешь, как только попадаешь не территорию. После 1918 г., когда все капиталы и собственность национализировали, Николай Дмитриевич Стахеев вернулся в Москву, чтобы из тайника дома на Новой Басманной забрать клад. Про историю с кладом прознали Ильф и Петров, и вот мы имеем «12 стульев», а старик Стахеев стал прообразом Кисы Воробьянинова. Подробнее про Стахеевых можно почитать здесь, а так же посмотреть в каких готических интерьерах приходится заниматься детишкам. Теперь вы знаете откуда на наших улицах появляются готы.
Если от всех усадеб по Старой и Новой Басманным улицам отрезать придомовою территорию, то получится сад им. Баумана.
Смотрите какая прекрасная и, наверняка, вкусная сосулька! Её так и хочется полизать.
Напротив входа в сад им. Баумана точечная застройка советских времен. Скажем так, не худший ее вариант. Лучше бы ее, конечно, совсем здесь не было.
Но даже среди этих домов можно отыскать вот такой прелестный домик. Я бывал там внутри. Если что-то там и было, то все уничтожено «евроремонтом».
Вот такие прелестные остановки 24 троллейбуса. Правда, от снега или дождя они не защитят, зато можно посмотреть карту района.
Дом № 16, расположенный рядом с усадьбой Стахеева, сначала принадлежал Василию Ивановичу Чулкову, приближенному императрицы Елизаветы Петровны. Во время войны 1812 года дом сгорел и на его месте отстроили новый в 1815 г. Затем он принадлежал купцам Малюгиным, а потом его приобрела графиня Растопчина. Далее им владели Шереметьевы, у которых был куплен за 50 000 рублей Иваном Карловичем Прове в 1869 г. В 1870 году дом перестраивался архитектором Гедике. Сейчас это военная комендатура г. Москвы.
В ее дворе притаился такой интересный жилой дом. Сходу так и не скажешь, что построили его в 1935 г.
Какие прелестные атланты. Сталинский ампир.
На противоположной стороне улицы, в доме № 19 издательство «Художественная литература». Почему-то считается, что он деревянный, но скорее всего кто-то что-то напутал в интернете, потому что деревянными пятиэтажки не бывают! Вполне возможно, что перекрытия в нем деревянные.
Думаю, все знают этот логотип.
Рядом с ним стоит дом № 21. Вот он-то, как раз, скорее всего, и есть тот самый деревянный дом XIX века с пристроенным к нему кирпичным.
Дом № 23 — особняк XIX века.
Фасад украшен таким абсолютно масонскими змейками-бесконечностями.
Сейчас здесь служат масоны в основном из ФТС РФ.
Напротив Дом № 18 — жилой особняк С. М. Варенцова- Г. Л. Штеккера тоже имеет свою историю, а точнее прославился его хозяин Варенцов благодаря драматическому эпизоду. Все помнят картину «Неравный брак» художника В. В. Пукуриева.
Варенцов был влюблен в дочь купца Рыбникова, которую выдали замуж за более состоятельного купца I гильдии Корзинкина. Кстати, старику-жениху было всего 35 лет, что по нашим временам подпадает под термин молодая семья, и он был старше невесты всего на каких-то 13 лет, что по нашим меркам тоже считается делом плёвым. Пуккуриев изобразил своего друга на картине, а чтобы к нему претензий не было попросту пририсовал ему бороду. Брак Корзинкина и Рыбниковой был весьма счастливым и долгим, умер Корзинкин древним стариком. Да и Варенцов вскоре влюбился и женился. Вот такой счастливый конец у этой истории, а домик не плохо бы поставить на реставрацию.
Тылы купеческого особняка.
Милый заборчик. Кладку выполнили, как бог на душу положил. Получилось красиво.
Хоз. постройка
Вид на соседний дом № 20
Про этот дом сказать в общем-то нечего, но интересна вся группа домов № 20 Они на фото ниже.
От особняка дворянского семейства Левашовых остались только флигели и некоторые постройки. Предположительно, в одном из них жил христианский философ и публицист Чаадаев Петр Яковлевич.
Предположим, что в этом.
Тогда эта дверь уж точно должна его помнить!
Еще одно строение на территории усадьбы Левашовых
Напротив расположился особняк городской усадьбы В. А. Спиридонова — Кротковых-Шибаевых середины XVIII века. Обаяние скромного классицизма всегда пленяет. Налог за такие дома платили только по площади целого этажа — первого. Подвалы и мезонин не учитывались, а потому были так популярны на Москве.
С ним связана еще одна легенда. Марфа Яковлевна Кроткова овдовела и стала ей страшно одной. Сходила она в полицейский участок, благо он рядом, и вытребовала под окна пост городового. А потом ей приглянулся один служивый, и через какое-то время женила его на себе. Любовь!
В середине 90-х здесь был официальный сервис-центр PORSCHE, а еще устанавливали сигнализации, да и территория была значительно больше (не было забора справа).
Они до сих пор сюда заезжают по старой памяти.
Второй дом усадьбы В. А. Спиридонова в 1874 г радикально видоизменил богородский купец первой гильдии С. М. Шибаев. Он убрал портик и украсил фасад всевозможными деталями, включая башенки.
Новая Басманная, 25 — доходный дом доктора П. Н. Иванцова 1912 г постройки, архитектор Ф. Н. Кольбе. Дом построен в стиле неоклассицизм. Что характерно, хозяин так и не воспользовался им.
Во время осмотра только что отстроенного дома с лесов на голову хозяина упал кирпич. Если находитесь на стройке и хотите жить долго и счастливо, то всегда надевайте каску.
Во дворе дома-утюга притаилось это. Давайте на несколько минут свернем с Новой Басманной в 1-й Басманный переулок.
Клиника женских болезней доктора П. И.Иванцова (1912−1913, арх. Л. С.Давыдов, по др. данным — инж. Л. С.Данилов). Успел ли доктор здесь попрактиковать — не известно.
Доходный дом Г. Л. Рюлинга 1912, арх. С. А.Чарнавский. Дом жилой.
Доходный дом Г. Э Эберлинга, 1911−1912, арх. К. А.Грейнерт.
На эркере написано Hugo Eberling fecit anno domini MCMXII
Бывшее общежитие-пансион «Общества попечения о девицах евангелического вероисповедания» 1911, арх. Т. Я. Бардт. Изящная керамика — это все, что досталось дому от модерна. Сейчас в этом здании Центральная станция переливания крови.
Готический дом «Мясницкого квартирного товарищества» 1913, арх. Б. М.Великовский.
Напоминает средневековую крепость.
Новая Басманная, № 22. Усадьба А. И. Калиш — Ф. И. Прове построена в 1892 архитектором К. В. Трейманом для председателя Московского нумизматического общества Федора Ивановича Прове.
Это еще одна жемчужина Новой Басманной на ряду с усадьбой купца Стахеева. В советские времена было здесь медицинское учреждение. Кто бывал — ужо точно сиживал в холле на огромных кожаных диванах. Возможно, они там до сих пор сохранились.
На противоположной стороне деревянный особняк XIX века — дом № 27 М. М. Перовской (Денисьевой). В этом доме квартировал Н. М. Карамзин
Рядом с ним дом № 29 — историческое здание Басманной полицейской части 1820 г постройки. Он и сейчас принадлежит полиции, но основное здание ОВД Басманное находится рядом, буквально через дом. Чтобы иметь представление, как раньше выглядели полицейские части приведу фото одной бывшей полицейской части.
Все полицейские части были универсальными муниципальными объектами и содержали в своем составе дежурные пожарные подразделения. Смотровая вышка — неотъемлемая часть такого здания, но их почти все порушили за ненадобностью.
Рядом с полицейской частью стоит еще один доходный дом № 31 1913г. постройки в стиле модерн скромно украшенный плиткой кабанчик. Архитектор Н. Н. Благовещенский.
Напротив этих зданий расположились земли промышленников Демидовых. Главный дом № 26 1790г постройки с двумя боковыми флигелями уцелел при пожаре 1812 года.
Начиная с 1876 г и по сей день здесь располагается больница.
Вид к красным воротам
Рядом с демидовским стоит доходный дом № 28 М. М. Мальцева построенный в 1905 г архитектором Н. Н. Жериховым в стиле модерн.
Дом богато декорирован лепниной и украшен кабанчиком
Есть здесь и маски-уроды
И панно с милыми детишками
Вот такой необычный дом.
Напротив него располагается дом № 33 XVIII века, надстроенный в 1920е годы. Сейчас здесь располагается ОВД Басманное. Часть окон, видимо, заложили, чтобы во время допросов не было слышно подозреваемых, ну и чтобы из окна никто не выпал.
Заканчивается Новая Басманная на площади Разгуляй. Усадьба Мусина-Пушкина, дальнего родственника А. С. Пушкина. Усадьба построена в стиле классицизм с декорированием в стиле ампир в 1790—1800 годах.
Гробовая доска колдуна Брюса не что иное, как солнечные часы. Когда-то здесь были всевозможные астрологические символы, цифры, названия месяца и, что самое главное, неправильный крест, а в середину был вставлен стержень.
А.И. Мусин-Пушкин был известный археолог и историк. Доподлинно известно, что во время пожара 1812 г. в усадьбе сгорел подлинник «Слова о полку Игореве».
Вообще, Бауманский район довольно сильно связан с родом Пушкиных. Здесь, в районе Малой Почтовой, родился А. С. Пушкин, а в этом желтом доме по Старой Басманной, рядом с Разгуляем, проживал его родной дядя поэт Василий Львович Пушкин. Бытует мнение, что А. С. Пушкин бывал и даже останавливался в этом доме. Бывал — скорее всего да, но останавливался — это вряд ли, поскольку здесь же, в районе большого кирпичного дома на (заднем плане) проживала его бабушка и стеснять дядю ему не было необходимости.
Площадь Разгуляй, вид на Новую Басманную к Красным воротам. Справа новодел. Он хотя бы не испортил улицу и площадь, как это произошло на Трубной.
Площадь Разгуляй, вид на Старую Басманную
Площадь Разгуляй, вид на Спартаковскую, Елохово.
Туда и отправимся.
Бибилиотека им. А. С. Пушкина на Спартаковской, бывшая усадьба Мамонтовых — Крашенинниковых — Нечаевых — Чонжиных ведет свою историю с конца XVIII века. Свой окончательный вид приобрела при Николае Федоровиче Мамонтове. Подробнее о библиотеке почитать здесь.
Современный кабак Разгуляй притаился прямо за елоховским собором. А раньше гуляли в кабаке на площади.
Елоховский собор. Лифт.
Этот домик деревянный как и его сосед, только оштукатуренный.
Одна стена выполнена из кирпича, чтобы во время пожара огонь не перекинулся на соседнее строение.
Вот как это выглядит на примере деревянного дома в Денежном переулке
А соседнее здание обшито вагонкой и не маскируется под каменное. Такие дома, к счастью, пока еще встречаются в Москве.
Крайне интересный дом № 16 напротив Елоховской церкви. Он много раз перестраивался. В его основе лежат двухэтажные каменные палаты более ранней постройки со сводчатыми потолками.
Свои основные формы он приобрел в 1835—1845 гг., с помощью архитектора Е. Д. Тюрина. Народная молва связывает его с подружкой Петра I Анной Монс. Отсюда и такая яркая отделка по моде XVII века.
Как в таком окружении можно было запроектировать и воткнуть это?
Кем надо быть, чтобы такое согласовать?
Исправьте градостроительную ошибку, пожалуйста.
К нашему счастью, время обошлось с улицей достаточно благосклонно. За исключением нескольких вкраплений и кондиционеров на фасадах мы имеем возможность прогуливаться по той же улице, по которой гуляли наши предки более 100 лет назад.
Фото Dr. Flyer 2013
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: