«Джентльменам удачи» — 50! Как создавалась легендарная комедия
- 13 декабря 2021 17:30
- Евгений Шлапаков, кинообозреватель «Ридуса»
Над «Джентльменами удачи» — комедией о воспитателе детского сада, оказавшегося невероятно похожим на вора-рецидивиста — смеялось не одно поколение советских и российских зрителей. Но мало кто знает, что премьера фильма состоялась ровно пятьдесят лет назад, 13 декабря 1971 года, в московском кинотеатре «Россия».
В честь юбилея одной из самых знаковых картин советского кинематографа мы решили немного углубиться в историю и рассказать, как создавались «Джентльмены», что творилось на съемках и кто в итоге помог фильму попасть на большие экраны.
Режиссер Александр Серый выбрал тюрьму, как главное место действия, не случайно — незадолго до начала работы над «Джентльменами» постановщик сам пробыл почти четыре года в местах «не столь отдаленных». После выхода на свободу подававший надежды режиссер оказался без работы и без денег, зато с тяжелым багажом знаний о тюремной жизни.
На помощь к отчаявшемуся Серому пришел его друг — режиссер Георгий Данелия, у которого был уже немалый авторитет в киношных кругах (в фильмографии уже на тот момент числилось несколько режиссерских и сценарных работ, в том числе и нынешняя классика — «Я шагаю по Москве»). Рассказы друга о пребывании в тюрьму вдохновили Данелию на написание сценария к будущей картине «Джентльмены удачи», на момент разработки носившей название «Рецидивист», который он писал вместе с Викторией Токаревой.
Стоит заметить, что именно Данелия продвинул фильм в Госкино, где ему и дали добро на съемки. Причем он не ограничился лишь функциями сценариста — случалось так, что Данелия сам переснимал некоторые сцены за Серым, поскольку они не соответствовали его видению.
Правда, первоначальный вариант сценария предполагал немного других персонажей и других актеров. Главные роли должны были сыграть Ролан Быков, Юрий Никулин и Андрей Миронов — но все они отказались от съёмок в фильме еще до того, как сценарная заявка была утверждена. У Миронова случился конфликт рабочих графиков, Никулин передумал в очередной раз сниматься в комедии, а Быков и вовсе ушел без объяснения причин. Поэтому сценарий пришлось переписывать и искать новых актеров.
Таким образом, от изначального состава остался только Савелий Крамаров, к которому позже присоединились Евгений Леонов, Георгий Вицин и Раднэр Муратов. Процесс съемок происходил с февраля по апрель 1971 года. В Самарканде снимали тюрьму и побег, в Серебряном Бору дача одного из членов съемочной команды стала дачей профессора археологии. Детский сад, театр и заброшенный дом, в котором прятались сбежавшие из тюрьмы герои, были отсняты уже в Москве.
Работа над фильмом была полна инцидентов, которые достойны собственного фильма. К примеру, во время съемок в Самарканде процесс едва не был сорван из-за верблюда. Почему-то все считали, что в Самарканде с «кораблями пустыни» проблем нет. Однако найти верблюда удалось только в местном зоопарке. Конечно, он не плевал в Савелия Крамарова. Плевок в итоге инсценировали с помощью обильно вспененного на лице актера шампунем.
А Евгений Леонов категорически отказался взбираться на верблюда, из-за чего съемочный процесс был задержан и практически отменен. Пришлось прибегать к хитростям монтажа и операторской работы: пока Крамаров и Вицин ехали на настоящем верблюде, Леонова доснимали уже отдельно, пока он находился на спине кого-то из членов съемочной группы.
Известно, что картину не сразу приняли и «допустили» к прокату госструктуры из-за опасений, что в картине слишком много блатного жаргона, да и сам фильм может романтизировать тюрьму. Однако после долгих переговоров и убеждений в обратном ленту в преддверии Дня Милиции было решено показать тогдашнему главе МВД Николаю Щелокову. Во время просмотра он хохотал так, что некоторые реплики было невозможно расслышать.
Но окончательно фильм одобрил сам Леонид Брежнев. После просмотра он сказал, что все тюремные термины уже давно известны в народе и каждый 12-летний мальчишка знает их наизусть. В итоге, картина все-таки вышла в прокат и снискала бешеный успех. В 1972 году «Джентльменов удачи» только в СССР посмотрело более 65 миллионов зрителей, что позволило ленте занять 12-е место в списке самых посещаемых фильмов за всю историю советского проката.
В 2012 году даже такой культовой классике не удалось избежать тенденции на пересъемку для молодой аудитории — ремейк картины с Сергеем Безруковым и Гошей Куценко в главных ролях попал на экраны 27 декабря 2012-го и предсказуемо встретил волну негодования в свою сторон. Хотя проект и умудрился собрать в прокате почти 10 миллионов долларов, вспоминать о нем не хотят ни создатели, ни зрители.
К сожалению, из главной четверки до юбилея не дожил никто. Зато их блистательная игра жива на экранах до сих пор. Напоследок, предлагаем вам подборку тех самых крылатых фраз, всенародно любимых и запомнившихся каждому зрителю картины.
С юбилеем, Джентльмены!
Не так давно мы писали и о другом юбилее — Виктору Сухорукову, известному по дилогии «Брат», исполнилось 70 лет. Читайте про самые выдающиеся фильмы актера в нашем специальном материале.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: