Экономист Остапкович: мировые бренды вернутся в Россию в течение 3–5 лет

- 17 февраля 2025 10:57
- Валентин Лазарев, журналист «Ридуса»
Директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Георгий Остапкович обсудил с «Ридусом» перспективы массового возвращения иностранных торговых марок в Россию в 2025 году.
По словам Остапковича, возвращения большого количества зарубежных брендов за короткий срок ожидать не стоит даже в благоприятной политической ситуации.
«О возвращении брендов говорят с тех пор, как они ушли. Как они уехали год-два назад, всё время идут разговоры, что они вернутся... Конечно, бренды будут постепенно возвращаться, но не так, чтобы все вместе. Чтобы вернулись все, должно пройти три-четыре года, а может, и пять лет», — сказал экономист «Ридусу».
Остапкович подчеркнул, что для возобновления нормальной работы покинувших российский рынок иностранных компаний важным условием является хотя бы частичное снятие санкций. В этом плане позитивные подвижки в переговорах по Украине могут стать для них сигналом.
«Если геополитическая ситуация улучшится, то это тоже станет фактором, который вернёт их обратно. Значит, будут сниматься санкции. А сейчас большая проблема с точки зрения брендов заключается в невозможности делать международные расчёты. Они не могут репатриировать обратно какую-то выручку в свою страну при сегодняшних условиях и позиции Центрального банка», — добавил Остапкович.
По мнению экономиста, для российских импортозамещающих брендов, занявших освободившиеся после начала СВО и введения санкций ниши на потребительском рынке, с одной стороны, возвращение западных конкурентов будет чревато проблемами. Практически все компании в документах о своём уходе внесли пункт, что в случае возвращения в Россию им будет предоставлен режим наибольшего благоприятствования. С другой стороны, в долгосрочной перспективе части российских производителей это пойдёт на пользу.
«Возвращение иностранных брендов положительно отразится на качестве продукции и будет позитивно воспринято гражданским обществом и населением, потому что усилится конкуренция. Сейчас некоторые наши бренды работают в неконкурентной среде, поэтому могут позволить себе делать некачественный товар по высокой стоимости. Конечно, нашим будет гораздо сложнее. Им придётся улучшать качество товара и не повышать цены», — сказал Остапкович.
Директор ИСИЭЗ добавил, что для экономики в целом возвращение зарубежных торговых марок будет полезно тем, что снизит инфляционный фон в стране и поспособствует «передаче современных управленческих систем».
Ранее аналитики Kokoc Group выступили с прогнозом, что в 2025 году на российский рынок может вернуться до 350 зарубежных компаний, покинувших его в связи с началом СВО на Украине и введением западных санкций против России.
Только за четвёртый квартал 2024 года на рынок РФ вернулось уже 235 компаний, среди которых, к примеру, автомобильный бренд Ssang Yong.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: