+4
Сохранить Сохранено 7
×

Экранизирована история страсти Захара Прилепина


4 6 737

Экранизирована история страсти Захара Прилепина

18-го апреля журналистам показали новый отечественный фильм «Восьмёрка». Режиссёр - Алексей Учитель, автор положенной в основу картины повести - Захар Прилепин. По случайному совпадению оба дали в этот день по пресс-конференции – только если Учитель представлял собственно фильм, то Прилепин – свою уже новую книгу. Но и о «Восьмёрке» писателя тоже спросили.

Несмотря на то, что литературный мир знает Прилепина довольно давно, его роман с кино пока не сложился: «Восьмёрка» - первая экранизация. Хотя попытки, как признаёт сам писатель, были – и не раз.

«Я продавал права на свои книжки уже раз десять, но ни одна из них так и не дошла до фильма. Многие останавливались по дороге - то на сценарии, то денег не находили на съёмки, то съёмки уже начинались, как вдруг говорили: "Давайте не будем это снимать". Но это даже выгодно, потому что таким образом одну и ту же книгу можно продавать по три-четыре раза, и пока она не экранизирована - это лишний доход в семью. Как поэт Быков по этому поводу высказывается: "Деньги получил, а стыда никакого"».

Но тут всё свершилось. Режиссёр Алексей Учитель прочитал новую повесть Прилепина ещё до публикации – и сразу загорелся идеей перенести её на большой экран. Так получилось кино о нескольких днях накануне 2000-го года. Пока простой народ готовится к встрече нового тысячелетия, четверо омоновцев тщетно ловят местного авторитета, подмявшего под себя весь город (можно понять, что это Нижний Новгород, хотя снимали в Питере). Параллельный сюжет: внезапная страсть, вспыхнувшая между одним из героев и любовницей того самого Буца.Любовный треугольник приносит всем кучу проблем – и дырка в животе оказывается далеко не самой страшной.

При этом знакомые с литературным первоисточником заметят, что фильм порой серьёзно от него отличается – как в деталях, так и (что самое важное) в финале. Финал, сразу скажем, другой – но с автором согласован. Тем более что автор в данном случае всё время находился на связи с постановщиком. «Я хотел продать права и сбежать, но у Алексея Учителя смертельная хватка», - смеётся Прилепин. Это подтверждает и сам режиссёр:

«Я предложил сценарий написать Прилепину - он отказался, сказал, что это для него уже прошлое, законченное, он не хочет заново будоражить себя. Поэтому сценарий писал Александр Миндадзе. Но могу вам сказать, что Захар по моей просьбе принимал активное участие во всех стадиях. Мы много раз встречались втроём – Миндадзе, Прилепин и я, обсуждали, как будет строиться сценарий. Не секрет, что это личная история Захара, главный герой – это он, и это всё произошло с ним буквально. Поэтому мне было важно, как он оценивает выбор актёров - героини, героя. И он приходил на пробы, и мы с ним довольно интересно всё это обсуждали. И мне это было очень важно. Первым, кто посмотрел монтажную сборку, был Прилепин. Поэтому он не просто дал мне пятьдесят страниц текста – он активный участник. И до самой премьеры он будет с нами как участник картины, а не просто как автор повести, которую мы экранизировали».

Кроме того Прилепин помогал подбирать музыку к фильму (по его рекомендации в саундтрек попала одна из песен рэп-группы «25/17») и даже появился в «Восьмёрке» собственной персоной:

«Учитель предложил мне сыграть роль главного злодея. Нет бы, какую-нибудь положительную предложил!.. Я сказал: "Нет, Лёш, злодея играть не буду. Давай небольшую роль, а то мало ли, что я тут наиграю, фильм испорчу". В итоге он дал мне небольшую роль».

Тот факт, что готовый фильм во многом не похож на повесть, Прилепина не смущает:

«Сюжет видоизменен: одного героя ввели, другого вывели, третьего убили, четвертого заново родили... Я совершенно равнодушно к этому отношусь, с лёгкостью. Мне важно, чтобы человек посмотрел фильм, а потом прочитал книжку и узнал, как всё было на самом деле».

Такая последовательность: смотрим фильм – читаем книгу, по мнению писателя ждёт и «Восьмёрку»:

«У нас 20 миллионов смотрит кино, а потом из них каждый двадцатый или пятидесятый читает книгу. Когда выходит экранизация Булгакова или Достоевского, тут же Булгаков и Достоевский обгоняют Акунина и Маринину в продажах. Казалось бы, вся страна «Мастера и Маргариту» прочитала, нет, идут все заново читать».

Тут, правда, стоит уточнить, что двадцать миллионов – цифра, соответствующая телевизионной аудитории громких телесериалов. Самый успешный фильм в кинопрокате до таких высот у нас по-прежнему не дотягивается, а прогноз по этой ленте и вовсе не самый светлый: кассовыми хитами работы Учителя ещё не становились. Хотя и отмечались регулярно разнообразными призами: «Дневник его жены» и «Край» становились лучшими фильмами года по версии «Ники», а «Космос как предчувствие» взял Гран-При Московского кинофестиваля. И если фестивальная судьба «Восьмёрки» уже состоялась (её премьера прошла осенью в Торонто), то до призового расклада по итогам 2014-го года ой как далеко – но на ряд номинаций картина вполне может претендовать. Впрочем, не будем загадывать – а дождёмся лучше премьеры: в российский прокат фильм выходит в начале мая.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+4

 

   

Комментарии (3)

  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 20 апреля 2014

    Прилепин, Прилепин, а это не тот кадр, который подписал в своё время воззвание "Путин должен уйти"?

    Ответить
    0 +
  • Филипп-Бомбаст-Ауреол
    Филипп-Бомбаст-Ауреол 23 апреля 2014

    О, спасип, значит, фильм будет хороший, надо посмотреть.

    Ответить
    0 +
  • Nina
    Nina 20 апреля 2014

    Захар Прилепин - псевдоним. Настоящее имя Евгений Николаевич Прилепин.

    Ответить
    0 +