+2
Сохранить Сохранено 7
×

Эскалаторная галерея на Воробьевых горах: история в деталях


Эскалаторная галерея на Воробьевых горах: история в деталях

© loader-blog.livejournal.com

Сегодня рассмотрим проекты реконструкции эскалаторной галереи, которая связывала южный вестибюль станции метро «Воробьёвы горы» (в то время эта станция ещё носила имя «Ленинские горы») Сокольнической линии с верхней точкой склона Воробьёвых гор на улице Косыгина.

Напомню, как выглядела старая галерея, открытая на полгода позже станции метро «Ленинские горы» 23 июля 1959 года. И в этом нам помогут кадры из фильма «Подсолнухи» 1970 года (режиссёр Витторио Де Сика). Персонажи фильма заходят в верхний выход галереи, спускаются вниз на эскалаторе и выходят к нижнему выходу.

Южный (правобережный) вестибюль станции метро оказывался в низине, а чтобы подняться к соседним знаковым объектам — смотровой площадке у главного здания МГУ, самому зданию МГУ, Дворцу Пионеров, жилым домам Ленинского проспекта и улиц Анучина, Академика Зельдовича и Фотиевой, пришлось бы преодолеть довольно внушительный подъём. 

Поэтому решено было вместе с метромостом и станцией «Ленинские горы» построить галерею для подъёма на склон гор. Сейчас ко всему перечисленному по соседству ещё есть и станция канатной дороги «Воробьёвы горы».

Галерея представляла собой два вестибюля, соединённых между собой 80-метровым эскалаторным наклоном, в котором были установлены 3 машины длиной 90 метров. 

Что интересно, на баллюстрадах эскалаторов не было ни одного светильника, в отличие от наклонов на московских станциях метро. Изначально на обоих вестибюлях были установлены символы метрополитена, но ввиду дезориентирующего эффекта они были убраны. Вход на объект был свободным. Архитекторами были Н. А. Алёшина (она архитектор вестибюлей станции «Ленинских горы») и А. Ф. Стрелков.

© loader-blog.livejournal.com

Однако галерею ждала печальная судьба, в связи с метромостом и станцией «Ленинские горы». В результате постепенного разрушения конструкций из-за добавленных в них соли для ускорения схватывания бетона станция метро на нём была закрыта, а движение поездов было перенесено на самостоятельные пролёты. 

К сожалению, было принято решение закрыть и галерею, которую обслуживал метрополитен. И в 1983, а по другим сведениям в 1988 году, она прекратила свою работу. Начавшийся и завершившийся в 2002 году процесс реконструкции метромоста никак не отразился на состоянии эскалаторной галереи. Несмотря на висевшие на открытии в 2000 году новой автодорожной части, а в 2002 году на открытии станции метро «Воробьёвы горы» баннеры строителей, где они обещали восстановить объект, ничего сделано не было.

© loader-blog.livejournal.com

Рендеры, которые вы можете наблюдать в этой части рассказа — предпроект реконструкции галереи, предложенный в 2007 году ОАО «Метрогипротранс», авторским коллективом под руководством Н. И. Шумакова. Они предлагали над восстанавливаемой галереей разместить Центр современного искусства. 

Этот проект предусматривал накрытие здания эскалаторной галереи объёмом в виде перевёрнутой пирамиды. Как писали авторы, такая форма позволила бы ограничить площадь опирания сооружения в пределах реконструируемой галереи, сохранив окружающие зеленые насаждения и сосредоточив нагрузку на склон в определенном месте. Это позволила бы развитая на достаточную глубину опорная часть, исключающая подвижку здания.

© loader-blog.livejournal.com

Внутренняя планировка экспозиционных пространств, которая заняла бы большую часть здания, планировалась свободной. На кровле площадью 8500 квадратных метров была задумана смотровая площадка с открытыми кафе и автостоянка для посетителей Центра. Помимо 3-х эскалаторов типа ЭТ-3М на всю высоту подъема галереи, внутри должны были разместиться поэтажные эскалаторы, связывающие этажи центра.

Высота Центра — около 40 метров. Общая площадь помещений — 25 тысяч квадратных метров. Строительный объём — 120000 кубических метров. Количество этажей — 10. Высота этажа — 4 метра. Количество машиномест — 250. Архитекторы: Н. И. Шумаков, А. Ю. Орлов, А. В. Некрасов. Отмечу, что решения, предлагаемые этим авторами бывают довольно спорные на примере того, что они реализовали в метро. Да, качественный проект, но порой скучный или копия, в том числе своего же.

© loader-blog.livejournal.com

Стеклянные монстр, предложенный Шумаковым и компанией в итоге не был реализован. Скорее всего, по причине недостаточной устойчивости склона. Да и лишних денег на второстепенный транспортный объект в бюджете Лужкова не нашлось. К счастью, панорама Воробьёвых гор в те годы не была испорчена (что случилось позднее жилым комплексом «Дом на Мосфильмовской»). 

А в 2018 году к идее реконструкции эскалаторной галереи вернулись. В тот год после реконструкции открылась канатная дорога, связавшая Воробьёвы горы с Лужниками. И вот на обозрение граждан был представлен первый вариант нового проекта галереи, предлагавший её восстановление в прежнем объёме.

© loader-blog.livejournal.com

Отличие заключалось в наличии на крышах галереи, идущей «уступами», как и оригинальное здание, «лаундж-зон» для отдыха и обзора. Крыши этажей галереи в первом варианте были связаны лестницами, а внутри зданий обоих выходов были предусмотрены лестницы на их крыши. 

Таким образом можно было бы пройти всю галерею пешком сверху вниз или снизу вверх по крышам «уступов» галереи, попутно отдохнув и/или сделав несколько фотографий.

© loader-blog.livejournal.com

Однако уже в 2019 году проект упростили, убрав «лаунж-зоны» и лестницы с крыш «уступов» галереи. То ли по причине несоответствия оригинальному архитектурному облику, то ли из соображений безопасности. А, может быть, ради экономии. Давайте дальше сравним отличия двух вариантов:

© loader-blog.livejournal.com

© loader-blog.livejournal.com

Видите разницу? А он она есть! Больше нет никаких лестниц. А вот и другой ракурс изнутри эскалаторной галереи в двух вариантах исполнения:

© loader-blog.livejournal.com

© loader-blog.livejournal.com

Давайте посмотрим фасад верхнего входа в первом варианте проекта. Уже тут снаружи видна внутренняя лестница, ведущая на второй этаж и на крышу:

© loader-blog.livejournal.com

© loader-blog.livejournal.com

Вот как верхний и нижний вестибюли выглядели в первом варианте изнутри:

© loader-blog.livejournal.com

© loader-blog.livejournal.com

На колоннах внутри вестибюлей видны надписи «Выход на крышу». Отметим рисунок пола, идентичный в обоих вестибюлях, а также кафе на втором этаже верхнего и магазин на втором этаже нижнего. Странно, что авторы проекта не заложили в него лифты для маломобильных граждан изначально. Далее они исправят этот свой «косяк». Ну, или им на него указали. А теперь сравним два варианта фасада верхнего выхода:

© loader-blog.livejournal.com

© loader-blog.livejournal.com

Если в первом варианте было две входные группы дверей (раздельные на вход и на выход), то во втором мы видим одну группу. Внутренних лестниц стало уже две, причём на крышу ведёт только одна из них. Это значит, что доступ на неё всё же будет, но неясно — для всех или для технического персонала. 

Само здание стало выше (лестницы имеют два пролёта) и по ощущениям шире. А буква «М» с фасада пропала (история повторяется!) и надпись «Московский метрополитен. Эскалаторная галерея Воробьёвы горы» (интересно, вернётся?) Те же самые изменения произошли и с нижним павильоном:

© loader-blog.livejournal.com

На крыше второго варианта нижнего павильона установлены декоративные деревья и виден тент палатки. Похоже, что как минимум сюда у посетителей парка Воробьёвы горы будет доступ. А такой вид мог бы открыться с крыши верхнего павильона (рендер из первого варианта проекта):

Однако в чертежах проектной документации я нашёл изменения. Построить галерею должны по третьему варианту, который как второй, только вместо вторых лестниц, ведущих только на второй этаж, установят два лифта между первым и вторым этажами. Ещё один лифт будет установлен у лестницы, что выходит на крышу, а он также будет на неё вести. Но давайте посмотрим эти чертежи. Подвальный этаж с ещё двумя техническими лестницами, которые связывают оба этажа, а одна из них в итоге выходит на крышу:

Следующий план относится к первому этажу на уровне входов в вестибюли. Интересно, что обозначено штриховкой в центре? Рамки металлодетекторов?

© loader-blog.livejournal.com

А вот второй этаж удивил наличием запланированных роялей в каждом из павильонов. Видимо, некое продолжение истории с пианино, установленного в вестибюле станции «Лужники» Московского Центрального Кольца для тех, кто желает помузицировать на потеху публике.

© loader-blog.livejournal.com

А вот и крыша с диванчиками на крышах обоих павильонов вестибюлей (это значит, обе крыши будут доступны посетителям парка):

© loader-blog.livejournal.com

Есть и такой чертёж, из штампа в котором можно узнать, что разработку проектно-сметной документации и выполнение аварийно-восстановительных работ на галерее по заказу АО «Мосинжпроект» выполняло ООО «ИРГА».

© loader-blog.livejournal.com

Другой чертёж информирует, что проект организации строительства галереи выполнили в ООО «Институт Промос», уже известный читателям блога:

© loader-blog.livejournal.com

Надо отметить, что почему-то авторы этих чертежей нарисовали ступеньки на баллюстрадах эскалаторов, отчего можно ошибочно подумать, что их четыре. В других документах из этого набора мне встречалось, что авторами проекта являются ООО «Кольцевые Магистрали Столицы», ответственные за участок Замоскворецкой линии Московского метрополитена «Речной вокзал» — «Ховрино», а инженерно-экологические изыскания были выполнены силами ОАО «Метрогипротранс» (хоть что-то им в итоге досталось здесь сделать). А за мероприятия по охране объектов растительного и животного мира отвечают в ООО «Капстройэкология». Вот такой «слоёный пирог» проектировщиков из разных компаний получился. До строительства были снесены остатки старой галереи и должны были быть проведены противоаварийные мероприятия:

© loader-blog.livejournal.com

Интересно, что тут уже все действующие лица другие. Заказчиком является ГУП «Московский метрополитен», проектировщик — ООО «УниСтрой», а подрядчиком было ООО «Техноконцепт». И срок работ, исправленный чьей-то шутливой рукой на 2029 год. А в комплекте документации разработчиком проектной и рабочей документации по инженерной защите территории для выполнения аварийно-восстановительных работ указано ООО «Инжиниринг Геотехнических Систем». Я к чему это всё. Похоже, что работы затянулись не просто так, и на укрепление оползневого склона, на котором расположена эта галерея, был сделан не один проект и проводились дополнительные работы. Вот, например, чертежи на забуриваемые в склон сваи:

© loader-blog.livejournal.com

© loader-blog.livejournal.com

© loader-blog.livejournal.com

Что же сейчас происходит на объекте? После тщательных геодезических изысканий наконец-то появилась установка для забуривания свай. Также по утверждениям очевидцев, появился новый информационный щит, где срок окончания строительных работ — 2022 год. Привожу фото января 2021 года из группы «Развитие метрополитена и транспорта Москвы» (источник):

© loader-blog.livejournal.com

В скором времени следует ожидать дальнейшей активизации строительных работ, но они зависят от того, насколько быстро удастся забурить сваи в склон из нестандартной для установки позиции (строителям придётся сооружать на склоне временные помосты для буровой). Что ж, будем следить за развитием событий на имиджевом для города объекте. Спасибо за внимание!

Источник

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (0)