+1
Сохранить Сохранено 7
×

Фильм «Атлантида Русского Севера»: о том, как снимали не то, что хотели


1 1 2720

Фильм «Атлантида Русского Севера»: о том, как снимали не то, что хотели

© vk.com

«Мы хотели снимать фильм про волонтеров и реставрацию дореволюционных церквей русского севера. Но места эти необычные, полные чудес – поэтому и кино получилось совсем о другом», - рассказал Глеб Кузнецов, автор сценария и идеи кинофильма «Атлантида Русского Севера».

Глеб разносторонний человек: сценарист, журналист, путешественник с большим стажем, историк (даже защитил кандидатскую в МГУ), теперь еще и координатор волонтерского движения по восстановлению церквей Русского Севера «Вереница» и много кто еще. Глеб много, где побывал и в очередной отпуск решил отправиться на просторы русского севера. Там он познакомился с ребятами, которые восстанавливали церкви. Пытливый ум заставил его вскарабкаться на громадную прогнившую колокольню, склонившуюся с обрыва над рекой. Оказавшись наверху, ему открылся невероятный благостный вид, запах деревянного сооружения, которому несколько сотен лет, возродилось желание работать руками. Это удовольствие от сопричастия к доброму, бескорыстному делу породило идею о съемках небольшого фильма, чтобы привлечь волонтеров. Тогда на этот проект откликнулась читательница страницы Глеба в соц.сетях – режиссер Софья Горленко, прислала ему свое резюме. Глеб долго еще смеялся по этому поводу: где это видано, чтобы режиссер сценаристу портфолио присылал.

1
© vk.com

«Я всегда хотела снимать про особый русский дух. Потому что считаю, что кроме как с помощью аудиовизуального продукта его передать не возможно. Желание это идет из души: мой прадед близко дружил с Нестором Махно, но слава богу ему удалось избежать репрессий. А пра-пра-пра-прадеда звали Иоасаф Горленко: причислен к лику святых, его мощи пережили Ленинградскую блокаду, спрятанные людьми на каком-то чердаке, а теперь снова вернулись в Белгород. Из колыбели я сразу попала в полный метр, но надо было всему научиться, все попробовать. Так я окунулась в рекламу, телевизионные шоу, но «обрести себя» я там не планировала. А тут Глеб с такой уникальной и близкой мне идеей, но про волонтеров! Я и заявила, что никаких небольших фильмов, никаких волонтеров – снимаем полный метр об остатках истребленной культуры. Потому и название такое: Атлантида – это метафора, хотя многие цепляются к слову. Исконно русская культура – это же самая настоящая утерянная цивилизация. Не осталось почти живых традиций: людей, которые поют старорусские песни, шьют и ходят в шитом, рассказывают сказки, инструменты своими руками делают. Находим деревянную плошку в избе – никто не знает что это такое! Мы детей современных в эти деревни запускали погулять, они коромысло даже в книжках уже не видели – вообще не знают, что это слово означает. Пласт народных традиций, буквально, умер вместе с людьми. Остальные стремятся к прогрессу больших городов».

2
© vk.com

Софья победила в международном конкурсе документального кино «Русские истории». А студия, для которой она еще студенткой снимала социальную рекламу, дважды получила «Каннских львов» за ее работы. Ребята сразу друг другу понравились и начали работу: с творческой составляющих у одаренных людей проблем не было, а вот в финансовых вопросах с точностью до наоборот. Они пытались получить грант РГО, но даже не удостоились ответом. Соня проводила по 10 часов в сутки за компьютером, описывая свой проект и пытаясь привлечь к нему деньги. Тут начались первые чудеса – заинтересовались самые обычные люди. Оказывается, тема востребована, близка простому человеку, который желает знать свои корни, сохранить традицию для детей и внуков хотя бы в фильмах, пока еще есть кому рассказать. Начали отправлять деньги, кто сто рублей, кто тысячу, появились даже меценаты. Ребята воодушевились, начали мечтать об октокоптере, чтобы делать съемки с высоты птичьего полета. Когда собрали финальные триста тысяч рублей, об октокоптере забыли (его стоимость составляет около полумиллиона рублей) стали организовывать съемочную группу добровольцев (на большее этих денег хватить просто не может).

3
© Антон Тушин/Ridus.ru

«Сперва, мы думали продать почку и купить этот летающий с горем пополам Phantom и GoPro, чтобы снять необходимые планы сверху», - смеется Соня, - «но потом было не до шуток. Дело в том, что у меня масса друзей звукорежиссёров от однокурсников до коллег, и с таким интересным проектом я предположить не могла, что возникнет проблема. Думала, еще выбирать придется. А, как назло, никто в последний момент не смог. Нам уже выезжать скоро, а звуковика нет! В отчаянии мы размещаем объявление в группе творческих вакансий в соц. сетях. Присылает резюме некий Сергей Корнеев. Резюме отличнейшее, нам все нравится, а тут еще и октокоптер у него есть, который он своими руками собрал!!! И машина! Дальше мы даже читать не стали! В итоге только один косяк по звуку был, который Глеб сделал с верхотуры. Не каждый решится на прогнившую трехсотлетнюю церковь с аппаратурой залезать. На одну из них Сережа оправданно не полез».

Глеб Кузнецов.
4
Глеб Кузнецов.
© Антон Тушин/Ridus.ru

«Собрал вертолет я в феврале, а первого июля мы уже выехали», - рассказывает Сережа, - «Куда я вписался вообще не представлял. Проект симпатичный, путешествовать люблю, на севере только в городах бывал, ребята интересные и приятные, хотелось себя и октокоптер протестировать в интересных условиях. Папа еще так уверенно предоставил нам свой джип. Я и подумать не мог, что все так глубоко может оказаться. Уж я-то точно прежним не вернулся. Кроме всего прочего, как самый суеверный, я двойную дозу впечатлений получил! Там же сплошная мистика вокруг!»

«Приезжаем в очередную деревню вечером. Уже смеркалось. Местный житель приютил нас в «гостевом доме». По факту это ужасающая погорелая изба, в которой абсолютно точно неоднократно кого-нибудь жестоко пытали-убивали. Спальных мест нет, но крепкие бревенчатые стены и крыша над головой. Часть бесстрашной команды решилась-таки ночевать внутри на полу, они пошли бороться с ужасом к хозяину дома с помощью самогона. А мы ставили палатки снаружи. Вернувшись в дом за вещами, мы обнаружили изнутри закрытую на щеколду дверь. Не очень-то приятно, согласитесь, учитывая, что в доме абсолютно точно быть никого не могло. Вспомнили, что владелец показывал какой-то ход через погреб, пролезли: в доме никого, дверь закрыта на щеколду. Холодок по коже, но мы же взрослые – забрали часть вещей, вышли, оставив дверь открытой нараспашку. Через несколько минут возвращаемся – дверь снова закрыта! Опять на щеколду изнутри! Тут я уже не выдержал, мы прыгнули в машину и по газам, к чертовой матери! А бравые ребята выходят в этот момент из дома хозяина вместе с ним, и не понимают, куда это мы. Долго они еще над нами потешались. Оказалось, там такая древняя специальная ручка, которую надо повернуть и щеколда откидывается»

Звукорежиссёр Сергей Корнеев.
5
Звукорежиссёр Сергей Корнеев.
© Антон Тушин/Ridus.ru

С самого начала экспедиция на Русский Север стала выходить за рамки первоначального плана и маршрута. Приезжают ребята в новое места, знакомятся с местными жителем или какой-то форс-мажор происходит, которые кардинально меняют дальнейший путь.

«То, что мы хотели отснять – отсняли. Но в фильм, по-большей части, это не вошло. Две трети кинопроекта состоят из съемок в незапланированных местах, которые по цепочке увлекали и вели нас за собой. Оказалось, предположение, что из Москвы всей сути не увидеть, слишком ничтожным», - рассказывает Глеб, - «Понимаете, из сохранившегося, толком, только церкви и остались. Трехсотлетние, высоценные «космические корабли» из дерева, выполненные в исконно русских народных традициях, показываются тебе из заросшей чащи, где когда-то были деревни! Клянусь, это восьмые-девятые-десятые чудеса света! Люди строили их по собственному желанию, своими руками. В отличии, от Кижей их никто не заставлял, никаких инженерных проектов не было. По-собственному желанию, своими силами. И сейчас местные пытаются что-то подремонтировать, как-то сохранить, только сил таких больше нет. Было пятьсот дворов и полторы тысячи мужиков, сейчас пять и три мужика. Плюс два с половиной волонтера, образно говоря, конечно. У нас вместе с картинкой перед глазами менялось что-то внутри. Представляете, воспитательница детского сада с зарплатой пять тысяч рублей организовывает деревенских мужиков – матершинников и атеистов (матом кричат, что в Бога не верят, честное слово) – взять машину грузовую в соседнем селе (не арендовать, взять!), привезти лес и восстановить ту или иную церковь, хотя бы частично. Так что не надо иллюзий, что там идеальный мир и люди все благостные. Нет. Там и водку пьют и дерутся, но при этом Делают. Это на инстинктивном, биологическом уровне происходит. Им, в отличии от нас, выживать надо. Они к природе ближе».

«Мы прознали, что должно в одной из деревень произойти крещение. Не такое, как в Москве, а как в былые времена: около ста человек идут к реке, священник крестит их в воде. Где еще такое увидишь – надо снимать! Правда, по сюжету важнее всего было снять шествие, а не сам обряд. Серега уже проникся атмосферой, и пришла ему в голову мысль, что надо благословение на сьемку у батюшки получить. Мы, конечно, верующие люди, но без фанатизма. Не до благословения было. Установили аппаратуру на другой стороне реки, октокоптер наготове, все проверили сотню раз, потому что не повторить этот момент больше, люди играть на камеру не станут. Серега ждет отмашки, чтобы «вертушку» запускать. Народ пошел, я на холме, машу рукой. Ничего не происходит. Я снова машу. Опять ничего. Соня начинает истерично жестикулировать, потому что понимает, что упускаем момент – «тишина». Оказывается у Сереги, не получившего благословение на съемку, техника из под контроля вышла. Без причины. Как только люди до реки дошли – все заработало, но шествие так и не сняли»

Автор и сценарист фильма Глеб Кузнецов.
6
Автор и сценарист фильма Глеб Кузнецов.
© Антон Тушин/Ridus.ru

Путешествие было тяжелым. За полтора месяца всего два выходных. И то в один из дней пришлось искать хоть одного не утонувшего и не спившегося токаря в пределах ста километров. Нашли удивительного, который по нарисованному на салфетке эскизу выточил подходящую деталь, о чем уже на следующий день три деревни вокруг говорили. Кушали мало, потому что не было денег: то печенюшку, то бутерброд, а макароны с тушенкой – только по праздникам. Со сном тоже проблемы – снимали пока, в буквальном смысле, не опадали «тряпками» руки. Комаров в летнее время на севере – тьма! Людей «кровопийцы» не видели, но очень были рады приехавшей еде и «жрали с мясом», как говорят ребята. Однажды из-за нападения стаи комаров они умудрились поставить палатки за одну минуту! 

Оператор Даня Сальхов и октокоптер.
7
Оператор Даня Сальхов и октокоптер.
© facebook.com

Оператор Данила рисковал своими руками каждый день, когда сломались шасси на октокоптере:
«Там винты открытые, а камера снизу, приземлять на нее нельзя – сломается. Шасси безвозвратно повреждены, а снимать надо. Чтоб было понимание, винты десятисантиметровую деревяшку перерубают на раз, а пальцы и подавно», - рассказывает Сережа, - «Однажды меня доедали комары, девчонки на меня спецкостюм одевают, потому что уже кровь от укусов по коже потекла. В этот момент октокоптер начал падать над водой. Соня кричит, мол, не останавливайтесь, кадр на миллион! Я пытаюсь «вертушку» хотя бы над землей посадить, бегу к ней, штаны до конца натянуть не успели, они спадают... В общем, Данила видит весь этот крах и бежит спасать камеру. Хватает ее голыми руками за винты! Все обошлось. Данила даже в Москву со всеми пальцами вернулся, хотя потом он каждый раз ее ловил – шасси-то так и не заработали».

«Приехали мы к одной часовне на закате. Красота невероятная! А часовня совсем ветхая, еле стоит. В команде у нас была девушка Вика, она в шутку говорит, мол, что тут эта церковь на кривой ноге еле держится, проще кинуть спичку и спалить ее. Никто даже внимания на эти слова не обратил. Заходим внутрь. Мальчики первые, каждый в двадцать раз тяжелее Вики. А внутри красиво так! Заходящее солнце через щели проникает, внутри древностью, историей пахнет! Смотрим в проходе силуэт чей-то, и вдруг столб то ли дыма, то ли пыли, до самого потолка! Не понимаем, что произошло. Страшно! Оказывается, Вика, как только ступила на пол, он тут же под ней провалился. Во весь рост упала в какой-то подвал и лежит шокированная. Ничего, при этом, не повредив, даже не поцарапалась! Мы думали, Вика вообще шутить после этого перестанет»

Режиссёр Соня Горленко
8
Режиссёр Соня Горленко
© Антон Тушин/Ridus.ru

Большая часть команды из шести человек познакомились уже в автомобилях, остальные незадолго до отправления. Ребята единоглано считают чудом, что каждого из них этот проект нашел, что каждый имел возможность поехать, при том, что все работали, в прямом смысле слова, за довольно сомнительную еду. Хотя они не жалуются, говорят, что участие в таких проектах кормит дух! У ребят сложились удивительно теплые не только дружеские, но и профессиональные отношения. На сегодняшний день они создали творческое объединение «Студия «SIRIN CINEMA» и продолжают работать уже полноценной кино-командой. В планах на лето проект снова на Русском севере, потому что «окунувшись в такое добро, появляется внутренняя сила не обращать внимание на мелкое зло», как говорит Глеб Кузнецов. А мы с нетерпением ждем премьеру.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (1)

  • Вячеслав
    Вячеслав 12 июня 2015

    Прочитал. Не понял, в каком месте Русского севера вы побывали. Север, он ведь большой. Я в нем живу.

    Ответить
    0 +