Фотоистория о крупнейшей в XXI веке выставке Поля Гогена
- 15 сентября 2019 17:55
- Елена Студнева
Впервые в XXI веке состоялась крупнейшая выставка работ французского художника Поля Гогена (1848−1903).
Выставка открыта в Национальной галерее Канады в Оттаве и представляет тематическое собрание картин, документов, скульптур, фотографий и личных вещей мастера под общим названием «Гоген: портреты, сходство за сходством».
Экспозиция включает более 50 работ Поля Гогена, написанных в период с 1881 по 1903 гг. Дополняют галерею образов артефакты, свидетельствующие о жизни и творчестве неординарной личности, которой был для современников и остается для ценителей его искусства живописец, скульптор и график Поль Гоген.
В витринах выставлены книги, письма, дневники художника, его рисунки в тетрадях. Картины привезены из 40 мировых музеев и частных коллекций. Два экспоната предоставила Национальная галерея в Оттаве. Среди них — бюст Гогена, работы голландского художника Мейера де Ханна.
Скульптура занимает центральное место среди портретов, рядом с бюстом находится его оцифрованная в 3D копия, которую можно рассмотреть детально и крупным планом с любого ракурса на большом экране. Изваяние, созданное голландцем, было предметом многолетнего исследования Дорис Кутюр-Ригерт, которая является главным консерватором Национальной галереи Канады.
Другие экспонаты привезены на выставку из Музея Орсе в Париже, Музея современного искусства в Нью-Йорке, Института искусств в Чикаго, а также — Художественного музея Макнея (Сан-Антонио, Техас), Музея искусств Нельсона-Аткинса, (Канзас-Сити, Миссури) и др. Они размещены в нескольких просторных, полутемных залах, которые оформлены в соответствии с цветовым решением картин самого Гогена.
Меланхолия (Фаатурума), 1891 г. Холст, масло, Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, Миссури.
Подготовка к выставке заняла около пяти лет. По этому поводу ее куратор Корнелия Хомбург отметила: «Это удивительно, когда вы работаете над проектом на протяжении четырех или пяти лет и в течение этого времени вы постоянно продолжаете получать новые идеи…
Это самое удивительное, что может обеспечить выставка». Госпожа Хомбург поделилась своими впечатлениями от работы над экспозицией: «Когда мы начинали, то знали, что сделаем новые открытия, но мы не предполагали его масштабов — сколько мы узнали о художнике, о его способах, о том, как он делал свою работу, как создавал свои идеи, рисуя портреты других, и насколько изобретательным он мог быть».
Поль Гоген Автопортрет с идолом, гр. 1893 холст, масло, Художественный музей Макнея, Сан-Антонио, Техас.
На фасаде выставки посетителей встречает увеличенный в десятки раз портрет юной девушки-таитянки под названием «Предки Техаманы» (Чикагский институт искусств, 1893 г.).
Платье в контрастную сине-белую полоску ещё более оттеняет смуглоциций образ дочери Таити, одного из островов архипелага в Тихом океане, Французской Полинезии. Техура, так звали юную жену Гогена, его музу, натурщицу, любимую.
Неслучайно именно этот портрет вынесен в титул выставки. Техура знала много сказок и преданий о своих предках, о жизни островитян, полной таинственных для иноземцев реалий, о богах и многом другом, что волнует и вдохновляет художника. Эта нота и предопределяет настроение, с которым посетители входят в мир творчества Поля Гогена.
Государственный музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина в Москве обладает едва ли не самой большой коллекцией картин Поля Гогена, на которых в основном представлены уроженцы красочного Таити среди экзотических пейзажей.
Канадская выставка акцентирует внимание на автопортретах мастера разных лет, а также на образах его современников, отражающих приметы своего времени — конца XIX — начала XX вв. Возвращаясь к дизайнерскому решению выставки, отметим, что на стене темно-синего цвета размещен единственный из множества представленных автопортретов художника.
Насколько менялся внутренний мир Гогена, фиксирует его кисть, отмечающая не только возрастные изменения, но и те нюансы, что характерны духовной работе. В этом плане портретный ряд позволяет провести собственное художественно-эстетическое исследование творчества мастера.
Интересен Гоген график, его утонченное перо также запечатлело собственный образ живописца, в крови которого уживались, а порой входили в противоречие гены предков — латиноамериканцев и европейцев. Он рисовал углем, красками, пером, работал со скульптурой в металле, мраморе, керамике.
Галерея женских образов завораживает с одной стороны открытостью и простотой лиц, незатейливостью антуража, а с другой — энергией, которая вытекает и сосредотачивается в застывшей и, казалось бы, окаменевшей позе, взгляде, но это не так. Потенциал личности, изображенной художником, читается в его глазах, линиях рук, складках одежды.
Сам Гоген полагал, что учиться надо только у Творца, а композицию своих картин он выстраивал по аналогии с музыкальным ладом. Это относится и к портретам.
Несомненно, выставка эпохальная и увидеть ее, переходя из зала в зал, — огромное удовольствие и увлекательное путешествие. После Оттавы в конце сентября она будет представлена в Национальной галерее в Лондоне. Для жителей Туманного Альбиона это тоже будет впервые.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: