Фотоистория Рижского хода
- 12 августа 2020 00:29
- griphon.livejournal.com , гражданский журналист
Рижский ход для меня — это что-то сокровенное. Именно с него когда-то давно начался мой путь в транспортный железнодорожный мир.
Поезд № 661 «Москва — Великие Луки», на котором мы каждый год ездили на дачу по несколько раз. Садишься вечером на тихом добром Рижском вокзале, а утром уже станция Жижица.
А ночью все эти Ржевы-Оленины, которых ты не видишь, которые спишь. Хорошо, если успеешь дотянуть до Волоколамска, где электровоз на тепловоз меняют. Обратно хорошо бы в районе Западной Двины или Земцов уже заснуть: утром то вставать рано, в 6:49. А сколько раз, проснувшись среди ночи, когда поезд стоит на каком-то полустаночке, всматриваешься во тьму перрона в поисках таблички: где мы? Не то чтобы это сильно нужно, но интересно же ведь! Интересно!
Все названия станций по порядку от Волоколамска до Зилупе я хорошо помню и до сих пор. Каждое из них откликается чем-то родным, далёким приветом из детства.
А «Оленино — Махёрово — Чертолино — Мончалово» — прямо стихи. «Обовражье — Княжьи Горы» — вообще пелось в голове на мотив «Стеньки Разина». И так далее.
Потом, под впечатлением, я сам всё детство составлял расписания поездов по этой ветке, и по многим другим. До сих пор иногда на них натыкаюсь :)
И, соответственно, каждая поездка по этой линии, каждое погружение в эти названия — как возвращение во времена детства.
Даже не совсем: ведь мы тогда только ночными ездили, а днём пригородными я стал ездить сильно позже. Конечно, многое изменилось: раньше тут ходили пригородные под тепловозами («поезд с тётками», по-авпшному если), часть вагонов в которых были плацкартными, а теперь модненькие РАш-ки.
Тогда были обычные белые указатели с чёрным шрифтом. В Тверской области был один характерный такой шрифт (с утолщениями на концах букв, в Псковской — другой). А сейчас везде классический РЖД-стиль.
Одно из моих самых любимых названий. Ильмановка — даже не станция, а остановочный пункт. Всегда поэтому за неё обидно было.
Тогда, в 90-е, утром к 6804-му на станцию стекалась вся деревня чтобы уехать за покупками в Западную Двину, а днём вернуться обратно (в нашей деревне съездить в Двину, находящуюся в другой области, в какой-то момент стало популярнее, чем в Луки, именно из-за расписания).
Кассы где-то вообще закрыты, а где-то (Нелидово) работают только на дальние поезда. При том, что он тут вообще один и не каждый день.
Тогда пассажирский поезд останавливался абсолютно на всех станциях. Потом их довольно долго было два: 661 и 663. Первый стал останавливаться только на крупных, а второй — поостановочный — спустя годы совсем отменили. А Лошаки — одна из двух станций, на которых дальние поезда вообще не останавливались (на всех остальных, даже самых мелких — останавливались). О её существовании я узнал из топографической карты. Вторая такая — Ерзово (но тут и пригородные не останавливаются).
А кассирша в Жижице, кстати, теперь работает в продуктовом магазине и, как оказалось, вспомнила меня, как я к ней бегал за старыми книгами расписаний.
Зато ручные стрелки с флюгарками, которые так любит основатель проекта «Заповедные железные дороги» Михаил Кончиц, — до сих пор норма на Рижском ходу. В детстве я вообще думал, что стрелки только такие и бывают. Только потом узнал, что это уже большая редкость.
Так вот когда-то под стук колёс мимо этих зубцовых и подсосенок формировалось моё будущее увлечение железной дорогой. А теперь я снова тут проезжаю спустя десятилетия, возвращаясь душой в далёкое прошлое. На этот раз только до Ржева, а дальше мне с виндосовской магистралью не по пути.
Так вот когда-то под стук колёс мимо этих зубцовых и подсосенок формировалось моё будущее увлечение железной дорогой. А теперь я снова тут проезжаю спустя десятилетия, возвращаясь душой в далёкое прошлое. На этот раз только до Ржева, а дальше мне с виндосовской магистралью не по пути.
Хорошо очень, что железная дорога живёт, все станции действуют, РА-шки ходят. Хотя и несколько меньше, чем раньше: вечерний/ночной «Ржев — Великие Луки» сокращён до Русанова — не доходит до нас десять километров. А так им было удобно под вечер и из Москвы приезжать, и из Великих Лук. А когда-то вообще до Новосокольников он катался, возил вагон из Петербурга.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: