Фотопутешествие по грузинскому метрополитену
- 07 марта 2023 06:44
- griphon.livejournal.com , гражданский журналист
Тбилисская подземка очень мало изменилась за последние годы.
Вообще, метро тут очень удачно вписалось в городской ландшафт: вытянутый полуторамиллионный город с концентрированными потоками, две линии, одна из которых пронизывает город с запада на восток, а вторая отходит чуть в сторону.
В результате метрополитен практически весь день люто страдает от перегруженности. Конечно, это полная противоположность соседнему Еревану. Кстати, это 4-й метрополитен в СССР после московского, ленинградского и киевского. Открыт в 1966 году.
Ещё 12 лет назад я обратил внимание на то, в каком ужасном состоянии находятся многие станции. Гурамишвили, Грмагеле были в каких-то чудовищных потёках, с обвалившейся штукатуркой и тусклым светом.
Выглядело это так, будто в какой-то мерзкий подвал зашёл, и никак не отвечало духу помпезности советского (ну пусть постсоветского) метрополитена. Остальные станции, даже и центральные, были тоже в потёках, хоть и в меньших.
Что изменилось, спустя годы? Нельзя сказать, что вообще ничего! Во-первых, ТМ прирос целой одной станцией: «Государственный университет».
Она расположилось в конце второй линии за станцией Важа-Пшавела, и стала второй станцией метро, открытой в независимой Грузии
Первой была сама Важа-Пшавела в 2000-м году.
Полностью обновили подвижной состав: теперь все поезда хоть и те же мытищинские, но уже модернизированные, покрашенные в цвета нац.флага. Раньше где-то половина составов были старыми и ностальгичными.
Какие-то станции были чуть-чуть подлатаны, но большинство — нет. Та же Гурамишвили продолжает выглядеть не очень, но срам просто затянули какой-то сеткой, а красивые люстры просто сняли.
То же самое на конечной станции Варкетили — вместо полноценного освещения тут какие-то убогие лампы со строительного рынка и полумрак. В общем, выглядит всё не очень ухожено и неуютно.
Кстати, 12 лет назад она выглядела вполне неплохо! Но в 2018 году тут обвалился потолок, и были пострадавшие. С тех пор тянется долгий затяжной ремонт.
Вестибюль станции совмещён с торговым ларьком.
В центре вестибюли станций постарались привести в приличный цивилизованный вид, и в целом тут хорошо их откапиталили. Марджанишвили, Руставели, Площадь Свободы…
Правда эскалаторы старые с раритетными табличками,
Сами станции — тоже старые и со слабым косметическим ремонтом.
А вот на окраинных станциях — порой полный трэш и вавилон! Какие-то ларьки, рынки, толкотня и грязь.
Видимо, сюда в Самгори и Исани гости столицы не заглядывают, а значит чего тогда марафет то наводить? А для своих и так прокатит.
Тем более, что от недостатка пассажиров метро и так не страдает: я уже реально забыл каково ездить на одной ноге, даже Выхино уже не угонится за участком «Марджанишвили — Дидубе» в вечерний пик.
Ещё позабавило, что тбилисские машинисты открывают двери состава ДО полной остановки поезда. Где-то за 1,5-2 секунды, но до. Видимо, чтобы время сэкономить, но это наверняка же нарушает многочисленные ТБ, инструкции и так далее. Но в Грузии можно всё.
На эскалаторах почему-то нет плафонов, но явно они и изначально отсутствовали и не были предусмотрены в проекте.
Ещё потрясло обилие переименований и жонглирование с названиями. Например, вышеупомянутая Гурамишвили, раньше называлась — ТЭВЗ (Тбилисский электровозостроительный завод). А название «Гурамишвили» имела следующая за ней станция Сараджишвили. Вот как так можно вообще делать?
Или, например, станция Гоциридзе — наземная, раньше была полностью открытая, вообще без крыши. Я её запомнил как «Электродепо» — так она называлась до недавного времени. А название «Гоциридзе» имела станция Делиси, которая на линии 2 и вообще в другом месте.
Кстати, сейчас Гоциридзе/Электродепо» закрыта на реконструкцию — поезда проезжают её без остановки. Делают над путями навесь.
Ну и многие другие станции были переименованы: какие-то ещё сразу после обретения независимости Грузией, какие-то — уже в наши новые дни. Например, станция «Технический университет» называлась «Политехникури (Политехническая)» до 2011 года.
Вот станция Церетели…
Объявляют станции на грузинском и английском языках. Но несмотря на это, ощущаешь тут какой-то возврат в прошлое, в те метрополитены и станции, на которых ездил в детстве. Эти старые таблички, эскалаторы, двери и прочие мелкие объекты…
А вот что напрягло — так это то, что в тбилисском метро нельзя легально фотографировать. Конечно, это не соседний Азербайджан, где сразу могут утащить за фотосъёмку в отделение, но вынести мозг и сказать «нельзя», а то и заставить удалить, вполне могут. Удивительная дремучесть, конечно, очень странная для Грузии. В эпоху, когда даже Узбекистан (!) перестал запрещать снимать метро, тут всё ещё беспокоятся.
Я уж молчу про то, что в России уже даже и в голову никакая мысль о крамоле не придёт, настолько нам уже въелось в голову, что фотографировать — это вполне нормально. А вот тут и в соседнем Ереване это вызывает сложности.
Выскажу «фи» странам, в которых запрещают что-то мирное и безобидное снимать, тем более — метро. Которым гордиться надо. Даёшь отмену всех запретов и свободное любительское фотографирование!
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: