+24
Сохранить Сохранено 7
×

Гонка за иноязычным «Оскаром»


24 2 447

Гонка за иноязычным «Оскаром»

В гонке за иноязычным «Оскаром» в этом году решили поучаствовать 76 стран. Впервые свой фильм на соискание престижной премии выдвинули Молдова и Саудовская Аравия. Россию, как всем уже известно, представляет «Сталинград» Фёдора Бондарчука – шансы у которого, разумеется, есть, но не сильно великие. Всё-таки американские киноакадемики в зарубежной номинации предпочитают отдавать победу совершенно другим картинам…

Кадр из фильма "Сталинград".

География конкурса – весь мир, от Австралии и Афганистана до Уругвая и Эквадора. Много неизвестных широкой общественности имён, но есть и хорошо знакомые: Анджей Вайда (байопик «Валенса» от Польши), Иржи Менцель («Дон Жуаны» от Чехии), Данис Танович («Эпизод из жизни сборщика железа» от Боснии и Герцоговины) – у этих троих мастеров свои «Оскары» уже есть. Дания выдвинула нашумевшую «Охоту» Томаса Винтерберга, Гонконг – «Великого мастера» Вонга Кар-Вая, Италия – «Великую красоту» Паоло Соррентино, Нидерланды – «Возмутителя спокойствия» Алекса ван Вармердама (две последние ленты, кстати сказать, выходят на этой неделе в российский прокат). От Румынии на «Оскар» идёт победившая на Берлинском кинофестивале «Поза ребёнка» Калина Питера Нецера, от Чили – отмеченная там же «Глория», от Венгрии – первенствовавшая в Карловых Варах «Толстая тетрадь» Яноша Саса, от Словакии – победитель Роттердама «Мой пёс Киллер» Миры Форней. Уже знакомы нам и китайский фильм «Вспоминая 1942» Фэна Сяогана, и болгарский «Цвет хамелеона» Эмила Христова, и перуанский «Уборщик» Адриана Саба.

Кадр из фильма "Охота".

Сразу несколько выдвинутых лент были ранее отмечены на Каннском кинофестивале: «Прошлое» Асгара Фархади (Иран), «Эли» Амата Эскаланте (Мексика), «Исчезнувшее изображение» Рити Панха (Камбоджа), «Илоило» Энтони Чена (Сингапур). Но обладателя «Золотой пальмовой ветви» в представленном списке нет. Причина проста: «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша не вышла ещё в национальный прокат, а Франция не такая страна, чтобы ради попадания в номинацию устраивать липовые предварительные сеансы. Если хороший фильм – так его и на следующий год можно будет выдвинуть. А пока французские мэтры проголосовали за картину Жиля Бурдо «Ренуар. Последняя любовь».

Из бывших союзных республик своих кандидатов выставили восемь. Азербайджан отобрал фильм Шамиля Алиева «Степняк», Грузия – «Длинные светлые дни» Наны Эквтишмвили и Саймона Гросса (которые победили на фестивале «Voices» в Вологде), Казахстан – «Старика» Ермека Турсунова (победитель анапского «Киношока»). От Латвии представлена лента Яниса Нордса «Мама, я люблю тебя», от Литвы – «Разговоры на серьёзные темы» Гидре Бейнориуте, от Эстонии – «Открытый диапазон» Вейко Ыунпуу. Молдова выдвинула свою копродукцию с Румынией «Все дети Бога» Адриана Поповича, Украина – отнюдь не шедевр Киры Муратовой «Вечное возвращение» (как некоторые источники сообщали ранее), а другой важный байопик – фильм «Параджанов» Сержа Аведикяна и Елены Фетисовой, в создании которого также принимали участие Грузия, Армения и Франция.

Кадр из фильма "Параджанов".

В заключение следует обязательно уточнить один простой, но важный момент, в котором многие (в том числе и российские художники) с пугающей регулярностью путаются. Сегодняшняя новость совершенно, никоим разом не значит, что наш «Сталинград» (как и любой другой упомянутый фильм) стал номинантом на «Оскар». 76 номинантов – не многовато ли?! Данный список – это только список лент, выдвинутых странами-производителями; пока что – ничего более. Конечно, попасть сюда – тоже почётно, но просто мы на примере собственной же страны можем более-менее отчётливо понимать, что это такое на самом деле.

Многолетняя практика показывает, что российский оскаровский комитет далеко не всегда выдвигает от России по-настоящему достойную картину: таковой, например, не были ни прошлогодний «Белый тигр», ни третья серия «Утомлённых солнцем». Куда важнее – имя создателя и затронутая им тема. Имена – Михалков, Шахназаров, Бондарчук – всем известны, тема – одна на всех, мы за ценой не постоим. Который год наша страна посредством кино пытается доказать американцам, кто именно выиграл Вторую мировую войну. Задача, нет слов, благая; вопрос только, почему решение политических вопросов возлагается в этом случае на людей искусства?.. Неплохой, конечно, ход, доступный широким массам, но…

Но у «Оскара» всё же несколько иные правила. Ничего не хочу сказать плохого про «Сталинград», но куда больше шансов попасть в заветную номинацию у сингапурского «Илоило» - скромной, но душевно рассказанной истории о простых людях ("Киноридус" вообще уже сейчас готов поставить на её победу). Масштабные блокбастеры хорошо снимают и в самом Голливуде – поэтому от иных стран академики ждут, как правило, чего-то совсем другого. Используя сравнение того же Михалкова – не гамбургера, а национальной кухни.

Кадр из фильма "Илоило".

Впрочем, пожелаем всё же Фёдору Бондарчуку и его картине удачи. И будем ждать новостей от Американской киноакадемии. В начале следующего года её представители сократят нынешний список до девяти названий (что и будет уже утверждённым «лонг-листом»). А уже 16-го января будут объявлены все номинанты на «Оскар» по итогам 2013 года – в том числе и заветная иноязычная пятёрка. Сама же церемония вручения наград состоится 2 марта (или ранним утром 3-го по московскому времени).

 

 

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+24

 

   

Комментарии (2)

  • Soloney
    Soloney 08 октября 2013

    "не сильно великие" - это на каком языке?

    Ответить
    3 +
  • mirganwow
    mirganwow 09 октября 2013

    Может всё таки пожелаем Фёдору Бондарчуку никогда больше не снимать фильмов?

    Ответить
    0 +