+-1

Городские микробы научились питаться чистящими средствами

3D визуализация микробов

© ru.freepik.com

После недавней пандемии люди стали чаще использовать дезинфицирующие средства, но что, если усилия по созданию стерильной городской среды приводят к обратным результатам? Исследование, опубликованное в журнале Microbiome, выявило новые штаммы микробов, которые научились питаться молекулами спирта и аммиака, входящими в состав антисептиков и чистящих средств.

Как пояснил ведущий автор исследования, доктор Синьчжао Тонг, доцент Сиань Цзяотун-Ливерпульского университета (XJTLU), искусственная среда обитания отличается от естественной, и микроорганизмы адаптируются к использованию ограниченных ресурсов, доступных в городах.

«В районах с большим количеством зданий мало традиционных питательных веществ, необходимых микробам для выживания, поэтому застроенные территории обладают уникальным микробиомом», — уточнил он.

Исследователи собрали 738 образцов из различных мест Гонконга, включая метро, жилые дома, общественные сооружения, пирсы и человеческую кожу. Затем они проанализировать геном микробов, чтобы понять, как те адаптировались к сложным городским условиям.

Метро Гонконга

© ru.wikipedia.org

Команда ученых выявила 363 штамма микроорганизмов, которые ранее не были идентифицированы и обитают на коже человека и в окружающей среде. Геномы некоторых из этих штаммов содержат гены, отвечающие за метаболизм промышленных продуктов, которые можно найти в городах, и их использование в качестве источников углерода и энергии.

Это включает в себя обнаружение штамма Candidatus типа Eremiobacterota, который ранее попадался ученым только в почве антарктической пустыни. Он позволяет микробам усваивать ионы аммония, содержащиеся в чистящих средствах. Штамм также содержит гены, которые расщепляют остатки спирта, содержащиеся в обычных дезинфицирующих средствах.

Микробы, которые научились переваривать промышленные продукты, представляют опасность для здоровья человека, предупреждают ученые. Научная команда выявила 11 уникальных, ранее не исследованных штаммов Micrococcus luteus, которые, как правило, не являются патогенными, но способны вызывать оппортунистические инфекции у людей с ослабленным иммунитетом.

«Проблема их адаптации к нашему поведению становится особенно актуальной в клинических условиях, где больницы служат очагами распространения различных патогенов, вызывающих внутрибольничные инфекции. Эти инфекции представляют серьезную угрозу, особенно в отделениях интенсивной терапии, где смертность может достигать 30%», — говорит доктор Тонг.

Сейчас его команда изучает передачу и развитие резистентности у патогенных микробов в отделениях интенсивной терапии, где активно применяются строгие методы дезинфекции. Ученые надеются улучшить практику инфекционного контроля и повысить безопасность клинических условий для медицинских работников и пациентов.

+-1