+4
Сохранить Сохранено 7
×

«Хочу быть владычицей морской»: Китай испытывает новейший авианосец


«Хочу быть владычицей морской»: Китай испытывает новейший авианосец

Современный авианосец Китая «Фуцзянь».

© Соцсети

Китай продолжает демонстрировать свою принадлежность к когорте сверхдержав, обзаводясь соответствующими сверхдержавными атрибутами, например авианосцами. В этом месяце ходовые испытания проходит самый большой и современный неамериканский авианосец «Фуцзянь». Местом испытаний стала часть Восточно-Китайского моря примерно в 130 километрах (80 милях) от верфи Цзяннань, где корабль строился на протяжении более чем шести лет.

«Владычица морская»

Долгое время эксперты задавались простым вопросом: зачем классической континентальной державе, каковой, бесспорно, является Китай, потребовался авианесущий корабль такого класса, способный поддерживать ведение военной кампании на значительном удалении от родных берегов?

Ответ на него нашелся достаточно быстро. Поднебесной надоело быть «сухопутной царицей» и захотелось стать «владычицей морской» по образу и подобию Соединенных Штатов, в той или иной степени контролирующих все глобальное пространство. В какой-то момент начал четко прослеживаться интерес Пекина к тому, что происходит не только на окрестных сухопутных территориях, но и в мировом морском пространстве, что является исключительной прерогативой супердержав.

«Ходовые испытания „Фуцзяня“ представляют собой важную веху для ВМС Китая, означая их вступление в узкий клуб первоклассных авианосных военно-морских сил», — считает член Совета по международным отношениям Джон Брэдфорд.

Советские корни

Стремление Китая к изменению собственного глобального статуса заставило его расширить концепцию использования военно-морского флота. Опираясь лишь на советские тяжелые авианесущие крейсеры (ТАРК), ставшие первыми китайскими авианосцами «Шаньдун» (66 000 тонн) и «Ляонин» (60 000 тонн), сделать это было невозможно. Китайцы довольно быстро поняли, что придуманный в СССР гибрид ракетного крейсера и авианосца совершенно неэффективен ни как крейсер, ни как авианосец, и… отправились дальше в поиске «настоящего авианосца».

Впрочем, велика вероятность, что китайским кораблестроителям так и не удалось полностью избавиться от «советских корней» (да и зачем?). По некоторым данным, в основу концепции «Фуцзяня» китайские инженеры положили проект недостроенного советского тяжёлого атомного авианесущего крейсера «Ульяновск». В отличие от предыдущих версий ТАРК, его предполагалось оснастить атомной силовой установкой (наподобие «американцев») и электромагнитными катапультами, тогда как предыдущие советские ТАРК запускали самолёты с использованием носовых трамплинов. Еще одним новшеством «Ульяновска» должен был стать полный отказ от ракетного вооружения — противокорабельных крылатых ракет ПКР П-700 «Гранит».

Что такое «Фуцзянь»

© соцсети
© Соцсети

Имеющий водоизмещение более 80 000 тонн, «Фуцзянь» переходит в новый класс, оставляя позади себя изначально устаревшие «Шаньдун» и «Ляонин». Как и ожидалось, китайский корабль перенял лучшее от так и не рожденного «Ульяновска». Ключевой особенностью китайского авианосца являются три электромагнитные катапульты, которые позволят запускать более крупные и тяжелые самолеты с большим боекомплектом на большие расстояния, чем «Шаньдун» и «Ляонин». Это расширит боевую дальность использования корабля, о чем сегодня так мечтают в Пекине.

«Эти ходовые испытания знаменуют собой первый важный шаг в развитии способности Китая перебрасывать авиацию морского базирования в глубоководные районы океана», — считает бывший капитан ВМС США бывший директор по операциям Объединенного разведывательного центра Тихоокеанского командования США Карл Шустер.

И все же радиус боевого использования авианосца не будет бесконечным — «Фуцзянь» унаследовал от своих предшественников неядерную силовую установку.

Как и на «Шаньдуне», на «Фуцзяне» надстройка и два лифта расположены по правому борту. Размеры лифтов увеличены, и это позволяет им за один раз поднимать на палубу не по одному, а сразу по два самолёта, что является серьёзным улучшением. Надстройка уменьшилась, в ней находится центр управления полётами, оборудованный РЛС с ФАР, а также средства связи. Длина каналов катапульт составляет примерно 105 метров. Кроме того, авианосец оснащён аэрофинишёрами.

На уровне «американцев»

USS Gerald R. Ford (CVN-78)
USS Gerald R. Ford (CVN-78).© ru.wikipedia.org

Поскольку «Фуцзянь» реально претендует на то, чтобы называться классическим авианосцем, его вполне можно сравнить с американскими кораблями соответствующего класса. В том числе и с новейшим авианосцем ВМС США военным кораблем «Джеральд Р. Форд», единственным в мире действующим авианосцем, оснащенным электромагнитной катапультной системой. Напомним, десять старых авианосцев ВМС США класса «Нимиц» используют для запуска самолетов паровые катапульты.

Впрочем, главные американские авианесущие корабли по-прежнему имеют два главных преимущества по сравнению с «Фуцзянем» — размер, тип и мощность силовой установки.

Американские авианосцы оснащены атомными силовыми установками, что делает их ходовые возможности практически неограниченными. «Фуцзянь» использует обычное топливо, что означает, что он должен либо периодически заходить в порты, либо встречаться в море с танкером для дозаправки.

Водоизмещение «Форда» составляет 100 000 тонн, а у десяти кораблей класса «Нимиц» — 87 000 метрических тонн. По оценкам Центра стратегических и международных исследований (CSIS), более крупные американские корабли могут принять на борт больше самолетов — до 75 по сравнению с предполагаемыми 60 на «Фуцзяне».

По замечаниям аналитиков, у американских авианосцев больше катапульт (хотя они и паровые), более просторные воздушные трассы и больше лифтов, что позволяет быстрее поднимать самолеты из ангара внизу.

Будущее

Строительство авианосца «Джон Кеннеди» (класс «Джеральд Форд»), ВМС США. © USNI

Аналитики полагают, что ходовые испытания «Фуцзяня» займут не менее года, а его ввод в эксплуатацию, скорее всего, произойдет в следующем или даже в 2026 году.

После присоединения к флоту НОАК «Фуцзянь» станет символом крупнейшей в мире военно-морской силы, насчитывающей более 340 боевых кораблей.

«Это будет наиболее заметный символ растущей военно-морской мощи Китая», — говорит научный сотрудник China Power Project в CSIS Брайан Харт.

С появлением авианосца «Фуцзянь» в составе ВМФ НОАК неизбежно встанет следующий вопрос — пойдет ли Китай дальше по этому направлению и будет ли он создавать атомный авианосец или ограничится тем, что есть сейчас.

Тем временем США уже строят три новых авианосца класса «Форд» — «Джон Ф. Кеннеди», «Энтерпрайз» и «Дорис Миллер»…

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+4

 

   

Комментарии (0)