Игра по-бразильски: Embraer может потеснить Boeing из «высшей авиационной лиги»
- 20 мая 2024 01:09
- Игорь Онищенко
Череда проблем одного из двух ведущих мировых авиапроизводителей — американской компании Boeing, последовавшая за неудачным стартом обновленной модели Boeing-737 Max, заставила экспертов заговорить о том, что, возможно, эта компания покинет «высшую авиационную лигу». Знаменитая киношная фраза «должен остаться только один», адресованная Airbus, неожиданно зазвучала без выраженной иронии, что еще больше расстроило руководство Boeing. Однако есть ощущение, что этот слоган так и останется уделом Голливуда, а во главе мирового авиапрома по-прежнему будет оставаться двойка или даже тройка лидеров.
Держи дверь…
Пока Boeing тщетно пытается удержать качающийся под ним пьедестал (другой рукой придерживая выпадающую дверь), на мировом авиационном небосклоне восходит новая звезда.
Хотя называть ее новой все-таки не совсем верно, в звездности этому южному игроку явно не откажешь.
Как стало известно на днях, бразильский авиапроизводитель Embraer, специализирующийся на выпуске небольших и среднеразмерных узкофюзеляжных пассажирских самолетов, готовит важные анонсы. Более того, по информации источников, у него есть все шансы полностью подмять под себя региональные перевозки ведущей авиакомпании США — American Airlines.
В настоящее время Embraer — третий по величине производитель самолетов в мире, однако узкая специализация в части выпускаемых моделей долгое время не позволяла компании преобразовать двойку лидеров глобального авиапрома в тройку.
По информации Wall Street Journal, Embraer планирует выпустить на рынок новый узкофюзеляжный самолет, который сможет «конкурировать в лоб» с Airbus A320neo и Boeing-737 Max.
Embraer не спешит подтверждать эту информацию, хотя присутствие этой компании на мировом рынке стремительно нарастает.
Второго мая она передала Royal Jordanian Airlines свой 1800-й самолет E190-E2 (усовершенствованная версия Embraer-190) — самый тихий и экономичный узкофюзеляжный самолет на рынке. Пять дней спустя сингапурская компания Scoot Airlines получила свой первый Embraer — еще один E190-E2.
Даже в США, где традиционно господствует Boeing, Embraer производит фурор — 26 марта американская авиакомпания United объявила об обновлении своего парка Embraer E175. Как отмечают в компании, это потребовалось, чтобы добавить на свои самолеты багажные полки большего размера.
Еще дальше пошла American Airlines, объявившая в марте о закупке сразу 90 самолетов E175. Это означает, что к концу десятилетия весь региональный парк ведущей авиакомпании США будет состоять из бразильских Embraer.
Нужен новый самолет
Происходящее так или иначе указывает на позор «Боинга», не сумевшего удержать за собой национальный рынок и отдавшего его в руки бразильцев. Может ли это говорить о скорой смене игрока в глобальной двойке?
Четкого ответа на этот вопрос пока нет. Несмотря на уверенную поступь удачливого бразильского игрока, у него все еще недостаточно возможностей одолеть слабеющего «американца».
Для того чтобы потеснить Boeing, бразильцам потребуется разработать новый, более крупный самолет, способный конкурировать с «золотым стандартом» — В737MAX и A320.
На данный момент максимальная вместимость самолетов Embraer — 146 пассажиров, тогда как минимальная у В737MAX — 172 места.
Нет сомнений, что Boeing будет изо всех сил пытаться восстановить доверие пассажиров и широкой общественности. На это потребуется время, а значит, лазейка в мировую «двойку» до какого-то момента будет оставаться открытой.
Сможет ли Embraer протиснуться в эту лазейку, не имея нужного для этого самолета, — большой вопрос. Создание нового воздушного судна — колоссальная задача для производителя, хотя она и не является неразрешимой для Embraer, успевшего наработать необходимую репутацию и набрать портфель серьезных контрактов. В компании надеются на успех.
«Проектирование, производство и поставка высококачественных и высоконадежных продуктов заложено в нашей ДНК, и я думаю, что это вносит некоторый контраст с тем, что мы наблюдаем у других игроков», — осторожно заявил CNN вице-президент Embraer по маркетингу Родриго Силва э Соуза, отвечающий за стратегическое планирование.
В то же время, по его словам, на проектирование и производство самолетов уходит не менее десяти лет, поэтому компания не намерена очертя голову прыгать в образовавшееся окно возможностей.
«Проектирование самолета занимает десять лет, а через десять лет ситуация будет совершенно иной. Если бы кто-то спроектировал это раньше, он мог бы приступить к работе сейчас»,
— говорит он.
Советско-бразильская легенда
Разработка и производство современных самолетов — сложнейшая индустрия, доступная лишь единицам высокоразвитых стран с богатой историей собственного авиастроения. Тем интересней, как в этом списке избранных оказалась Бразилия, долгое время не имевшая собственной авиационной школы.
Существует легенда, что в свое время основу конструкторской школы Embraer заложили советские инженеры из некого авиационного конструкторского бюро, иммигрировавшего из СССР почти в полном составе.
На самом деле это не так, хотя русский след в Embraer действительно присутствует. На разных этапах в компании работали инженеры из СССР и России. Однако их было совсем немного и заняты они были не на ведущих ролях. Следовательно, говорить о русской конструкторской школе в Embraer не приходится.
Тем не менее в компании сложилась достаточно серьезная собственная, бразильская, школа. В стране создан специальный авиационный университет, который готовит кадры для индустрии. Все самолеты Embraer спроектированы и построены исключительно бразильскими специалистами. Единственное, что до последнего времени бразильским инженерам приходится делать за рубежом, так это продувку своих моделей в аэродинамической трубе. Это происходило в ЦАГИ в России, а также в США.
Впрочем, благодаря высокому уровню цифровизации процесса конструирования бразильское КБ получило возможность обходиться и вообще собственными силами. Все последние модели самолетов, весь их дизайн и проектировочные работы выполнены в цифре. Сегодня там нет ни листа чертежей в привычном понимании этого слова. Во многом благодаря именно этому технологическому прорыву Embraer удалось занять свое нынешнее место на рынке с возможностью потеснить с него одного из двух могущественных лидеров.
Этапы большого пути
Как же Embraer удалось добиться успеха там, где другие потерпели неудачу? Ответ на вопрос кроется в стечении целого ряда счастливых обстоятельств. И главным из них стало желание Бразилии обеспечить себе авиационную независимость через создание собственного военного и гражданского авиастроения. Еще в 1940-х годах, оценив итоги Второй мировой войны, правительство Бразилии приняло решение о создании собственных авиационного и аэрокосмического производств. Благодаря поддержке правительства у Embraer с самого начала были деньги на разработку современных самолетов высокого технологического уровня.
Существуют и другие факторы, обеспечившие глобальный успех бразильской компании. Прежде всего, это широкое универсальное портфолио — Embraer до сих пор производит как гражданские, так и военные самолеты. Это позволило Embraer заполучить весьма широкий круг клиентов. Неменьшее значение имели и смелые решения в области экспортной стратегии и аутсорсинга поставок, что привело к снижению затрат.
В своем нынешнем виде компания Embraer была основана правительством Бразилии в 1969 году (ее название является производным от Empresa Brasileira de Aeronáutica) для создания двухмоторного турбовинтового самолета Embraer EMB 110 Bandeirante под нужды бразильской армии.
В 1972 году Bandeirante поступил и на коммерческую службу. В нем было от 15 до 21 пассажирского места, и он предназначался для коротких региональных перелетов.
В 1994 году компания была приватизирована и уже в 2000 году вышла на фондовый рынок. К тому времени она успела завоевать популярность в США в сегменте небольших региональных самолетов.
Это оказалось единственно верной стратегией покорения главного авиационного рынка мира — американского. Embraer выбрал удобную рыночную нишу небольших региональных самолетов, где ему не грозила прямая конкуренция с Boeing и Airbus. Любая попытка ворваться в олигополию этих гигантов грозила бы бразильской компании полным разгромом и вылетом из бизнеса.
«Покорить Америку» Embraer смог благодаря самолетам, перевозящим от 35 до почти 150 пассажиров. Единственным его конкурентом на этом рынке долгое время оставалась канадская компания Bombardier, однако в 2020 году она продала свое авиационное производственное подразделение Airbus.
Продаться лидеру попыталась и Embraer, заключившая в 2019 году сделку с Boeing. В соответствии с ее условиями американский гигант подписался на 80% акций коммерческого подразделения бразильской компании, тем самым фактически поглощая ее в полном объеме. Однако, в отличие от Bombardier, Embraer передумал быть «съеденным». В 2020 году бразильцы отказались от сделки, что сегодня в компании называют счастливым побегом.
Здесь ему нет равных
Учитывая, что крупные американские перевозчики на региональных маршрутах эксплуатируют небольшие воздушные суда, ориентация Embraer на пассажирские самолеты вместимостью менее 200 человек (самый большой самолет E195 имеет максимальную вместимость 146 мест) делает их идеальными для американского рынка. Также они используются на менее загруженных маршрутах в Латинской Америке и Европе и в аэропортах со сложными условиями взлета и посадки. В аэропорту Лондон-сити, где из-за единственной короткой взлетно-посадочной полосы требуется заход на посадку под очень крутым углом, 85% используемых самолетов — Embraer.
Хотя, судя по цифрам, авиакомпании American Airlines и United являются основными эксплуатантами Embraer, самым большим поклонником этих бразильских самолетов является польская LOT Polish Airlines.
«Эти самолеты сыграли важную роль в стратегии по расширению нашей сети, позволив нам уверенно запускать новые маршруты, даже в направления с изначально низким спросом. Надежность, эффективность и привлекательность парка самолетов Embraer делают их незаменимыми», — говорит представитель LOT Кшиштоф Мочульски.
Важно, что «привязанность» к самолетам Embraer возникает не только у авиакомпаний, но и непосредственно у пассажиров, предъявляющих собственные потребительские требования к воздушным судам.
«У вас так много места для ног и плеч, а у некоторых авиакомпаний действительно удобные сиденья. Вы не чувствуете себя, будто находитесь в банке из-под сардин, как я ощущаю себя в Boeing-737 Max. Но главное преимущество — конфигурация 2-2. Ужасного среднего сиденья здесь просто не существует», — говорит Бергюс, главный редактор туристического блога Paliparan.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: