Иллюзия хорошей жизни: что стоит за массовой любовью к СССР
- 02 декабря 2021 01:08
- Татьяна Маркова, Журналист
Несмотря на то, что с момента распада Советского Союза прошло уже не одно десятилетие и выросло не одно поколение россиян, в обществе все отчетливей и громче слышится голос ностальгии — по советскому прошлому, «мороженому по восемь копеек и тем устоям, где человек человеку друг». Причем высказывают это не только обыватели, но и представители так называемых элит, в их числе — глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Он призвал отказаться от ЕГЭ и вернуть в школы советские экзамены.
«Ридус» выяснял, что стоит за этими настроениями — обычная ностальгия по временам, «когда деревья были большими», или же в нашей стране в том или ином виде будет возрожден Советский Союз, пусть и без союзных республик.
«Тогда люди были другие, добрые»
49-летний Владимир Березин — один из тех, кто тоскует по советскому прошлому. Он с удовольствием вспоминает то время, когда учился в школе и когда ее закончил, а потом, по его же словам, «развалили великую страну».
— Вам не понять, как мы тогда жили. Учителя, да и взрослые в целом были непререкаемым авторитетом, даже двоечники старались вести себя хорошо и не срывать уроков. А сейчас что? Любой школьник считает своим долгом качать права, спорить, вести себя хамски и вызывающе. Люди в целом злые, мрачные, каждый живет в своей клетушке, соседа по площадке не знает. Раньше мы с удовольствием знакомились с теми, кто живет с нами в одном подъезде, одалживали соль, спички. Вот это были люди, вот это общение, — с горечью вздыхает Владимир Березин.
Отдельно он говорит о том, что тогда все жили одинаково, не было богатых, а потому не было и зависти, злобы, преступности. Березин уверен, что рано или поздно наша страна вернется к коммунизму и Советскому Союзу в том или ином виде.
— СССР был хорош тем, что занимался воспитанием молодежи, прививал ей морально-нравственные устои, рассказывал, что такое хорошо и что такое плохо. Общество было цельное, у него был стержень, — говорит собеседник «Ридуса».
Прививка от империализма
Историк Геннадий Кабанов полагает, что Россия сегодня одна из стран — наследниц империй прошлого.
— Мы знаем, что некогда существовала могущественная Римская империя. Ее столица — Рим — стоит по сей день. Итальянский диктатор Бенито Муссолини предпринимал попытки ее возродить, и мы знаем, чем это закончилось, поэтому итальянцы получили прививку от всех этих так называемых имперских фантомов. Такую же антиимперскую прививку получили немцы, англичане, турки и другие народы. Поэтому в современном мире феномена возврата к прошлому практически нигде нет.
Правда, по словам эксперта, подобная тема периодически возникает в европейском информационном поле перед выборами в той или иной стране, например, когда в органы власти баллотируются представители правого толка — они любят эксплуатировать эту тему, но только в основном в контексте проблемы миграционной политики.
— Таким образом, мы можем говорить о том, что тяга к имперству сейчас — во многом маргинальная вещь, — заключает Геннадий Кабанов.
Наша страна не прошла этот этап. Тем более что Советский Союз победил во Второй мировой войне, спас мир от фашизма. И этот образ страны-победителя очень привлекателен для людей, он связан с могуществом, с огромной ролью и влиянием на мировой арене. И люди ассоциируют себя с этим величием. Они, грубо говоря, хотят играть роль тех победителей из прошлого, а не обывателей настоящего.
— У тех же немцев такого стремления к былому величию нет и не будет, и мы знаем, по каким причинам. У нас же в падении СССР в массовом сознании виноваты силы извне, а не внутренняя ситуация, поэтому от имперского комплекса мы не избавимся еще очень долго, — утверждает Геннадий Кабанов.
Жажда власти и возврат в молодость
Кандидат философских наук Иван Федоров считает, что «возврат в прошлое», точнее связанные с ним идеи, были характерны для многих государств. Мыслитель эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо был уверен, что золотой век человечества прошел в первобытное время, но эти идеи оставались на уровне романтических образов.
Хотя в той же Франции при Наполеоне Третьем была предпринята попытка реставрировать монархию, но она потерпела неудачу. С тех пор эта страна прочно встала на республиканский путь развития и с него не свернет назад, каким бы привлекательным ни казалось прошлое.
Не грезит былым Испания. Иногда с легкой грустью англичане вспоминают то, как «солнце никогда не заходило над Британской империей», но ни одна вменяемая политическая сила на выборы того или иного уровня не пойдет с лозунгами о восстановлении былого величия. Сегодня такая риторика — удел маргиналов, даже несмотря на близость к элитам.
— Те, кто ностальгирует по прошлому, как правило, не чувствуют себя удовлетворенными в настоящем. Это может быть все что угодно: нелюбимая работа, не то образование, маленькая зарплата, невозможность встроиться в систему. Причин масса. Но человек не может существовать сам по себе, в некоем вакууме, ему нужна точка опоры, и ею может стать прошлое. Особенно тогда, когда индивидуум родился в Советском Союзе и период его становления прошел именно там. Сейчас такой человек может просто не видеть для себя идеалов, — говорит Иван Федоров.
Но, как отмечает собеседник «Ридуса», надо понимать, что те, кто живет в прошлом, там ищет для себя идеалы, точки опоры, попадают в ловушку. «На что они ориентируются — на реальное прошлое или на то, которое они себе нафантазировали?» — задается вопросом эксперт.
— Те, кто хочет возврата в СССР, не мечтают об очередях, талонах, цензуре и дефиците, они этого предпочитают не замечать и уходить от ответов на эти неудобные для них вопросы. В грезах таких людей всего этого не было, зато было вкусное и недорогое мороженое, стабильная одинаковая зарплата у всех и другая социальная справедливость, отсутствие преступности, — заключил Федоров.
Насчет преступности, кстати, Федоров утверждает, что она была, и не сказать что ее было существенно меньше, чем сейчас.
— Не будем обращаться к статистике, но вспомним ряд громких уголовных дел советского прошлого. Например, дело Владимира Мосгаза Ионесяна или Андрея Чикатило. Они совершали преступления в советские годы, и не могла их поймать советская милиция. Другой вопрос, что во времена цензуры никто до поры до времени не знал об этом. Или же «елисеевское дело». Общественность узнала об этих фактах не сразу. И цензура как раз и создавала иллюзию спокойствия и отсутствия преступности, — утверждает кандидат философских наук.
Отдельно Иван Федоров отмечает, что большую роль здесь играет личность Иосифа Сталина, ведь в нашей стране не дана однозначная оценка его эпохе. С одной стороны, он кровавый тиран, с другой — отец народов, гарант справедливости, который определенной части общества, в частности силовым структурам, выдал карт-бланш на репрессии. И поэтому те, кто скучает по сталинским временам, пытаются ассоциировать себя с частью карательной системы, что можно трактовать как жажду безнаказанного доминирования и угнетения тех, кто слабее.
— Это маниакальное желание подавлять, чувствовать себя Богом характерно для тех, у кого в реальной жизни именно в настоящий момент нет успехов. И таких много среди пенсионеров как раз. Часть из них застала ту эпоху, часть выросла с четкими устоями «Сталин — вождь нации». Сейчас, в почтенном возрасте, будучи на пенсии, они понимают, что их время ушло, они оказались на обочине жизни, и эта ситуация кажется им ужасно несправедливой. Это вызывает протест и желание разобраться с теми, кто оставил их не у дел. И Сталин становится символом справедливости, хотя на самом деле этот человек никогда им не был. Отсюда и маниакальная привязанность к прошлому, потому что и сам человек тогда был в расцвете сил, и правды, как ему кажется, было больше, — говорит Иван Федоров.
Но, несмотря на все фантазии, восстановить советскую систему сейчас не получится: нет для этого предпосылок, а кроме того, родилось не одно поколение тех, кто не захочет жить в той системе, которая так нравилась их родителям.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: