Итог пандемии: богатые стали еще богаче, бедные превратились в нищих
- 18 января 2022 01:14
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Десять самых обеспеченных людей мира стали вдвое богаче за время пандемии — их совокупное состояние увеличилось с 700 миллиардов до 1,5 триллионов долларов, подсчитали в международной гуманитарной организации Oxfam.
Список первых богатеев планеты организация взяла из журнала Forbes. Это глава Tesla Илон Маск, основатель Amazon Джефф Безос, руководитель LVMH Бернар Арно, основатель Microsoft Билл Гейтс, основатель Facebook Марк Цукерберг, основатель Oracle Ларри Эллисон, основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, бывший гендиректор Microsoft и ее крупнейший после Гейтса акционер Стивен Балмер, а также глава холдинга Berkshire Hathaway Уоррен Баффет.
«Если эти десять человек завтра потеряют 99,999% своего состояния, они все равно будут богаче 99% всех людей на этой планете», — подчеркивает исполнительный директор Oxfam International Габриэла Бучер.
По словам главы Oxfam UK Дэнни Шрискандараджи, почти каждый день появляется новый миллиардер, тогда как 99% населения мира оказываются во все ухудшающемся положении из-за локдаунов, сокращения международной торговли и туризма. Их доходы за последние два года упали, более 160 миллионов человек и вовсе оказались за чертой бедности. Ежедневно это приводит к гибели 21 тысячи человек. «Неравенство убивает» — так озаглавлен отчет Oxfam.
«Наша экономическая структура не только сделала всех нас менее защищенными от этой пандемии, но и активно позволяет тем, кто уже чрезвычайно богат и могущественен, использовать этот кризис для собственной выгоды», — посетовала Габриэла Бучер.
Старая «рана»
Проблема неравенства — вовсе не следствие пандемии, она уже несколько десятилетий волнует не только экономистов, но и политиков. Расслоение общества за это время заметно выросло, отмечает руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве России Константин Ордов.
«Мы все стали заложниками современной финансовой системы. Богатеют те, кто обладает капиталом и проводит свои операции на фондовом рынке, который растет десятками процентов, что даже близко не коррелирует с темпами роста ВВП. А ВВП — это то, что позволяет так или иначе говорить о росте заработных плат и реальных доходов внутри экономики», — сказал он «Ридусу».
В последнее десятилетие в целом фондовый рынок рос практически беспрерывно, а за последние два года особенно: индекс S&P, например, в прошлом году прибавил более 30%. И это в условиях разрушения цепочек поставок, экономических неурядиц, потерь, банкротств, необходимости финансовой помощи компаниям.
Главной причиной такого роста стали беспрецедентные масштабы денежной эмиссии, считает эксперт. Де-факто все меры борьбы с COVID в разных странах приводят к тому, что эти деньги в конце концов оседают у владельцев крупных капиталов — транснациональных корпораций, крупных инвесторов, хедж-фондов.
«Если мы слышим, что банковский рынок РФ показывает рекордные прибыли, мы понимаем, что на самом деле в финансовой сфере все гораздо лучше, чем в реальной экономике и тем более у тех людей, кто пытается зарплатой сформировать свой доход», — констатирует аналитик.
Остается вопрос, насколько реально и постоянно увеличение богатства, полученное за счет роста фондовых рынков, которые в любой момент могут с треском обрушиться. Но в любом случае в рамках текущей финансовой модели эксперт не видит возможных инструментов для того, чтобы сделать распределение доходов более справедливым.
Единственное, по его мнению, что может вселить хоть какой-то оптимизм, это ESG-трансформация, которая наряду с заботой о климате и экологии требует также соблюдения неких стандартов социальной ответственности бизнеса. Но пока эта трансформация не закончится и мир не убедится, что она действительно происходит в общественных интересах, продолжит процветать тот дикий капитализм, где владельцы капитала в условиях экономической неопределенности получают двузначные прибыли, в то время как зарплаты в лучшем случае едва опережают или просто догоняют инфляцию, а в худшем — безнадежно от нее отстают.
Минусы для экономики
По данным ООН, несмотря на то, что с 1990 года объем мирового производства увеличился более чем в три раза, доля доходов беднейшей половины человечества за этот период практически не изменилась, сетует директор российского офиса EdTech-компании GoStudent Мария Кислова.
Мировое сообщество добилось значительных успехов в сокращении масштабов нищеты, добавляет она: за последние три десятилетия из оков крайней нищеты вырвались более миллиарда человек. Однако как внутри стран, так и между ними по-прежнему сохраняется неравенство, обусловленное и уровнем доходов, и географическим положением, а также полом, возрастом, этнической принадлежностью, инвалидностью, сексуальной ориентацией, классом и религией, что сказывается на доступе к благам, а также возможностях и результатах.
Такая ситуация не лучшим образом отражается на экономике, которая очень чувствительна к геополитическим неурядицам. Вслед за ростом количества бедных происходит рост социальных волнений, что никак не может стимулировать ее развитие. Страны, в которых это неравенство преобладает, обречены на более низкий экономический рост, предупреждает Константин Ордов. А это в основном касается государств, которые отстают в технологическом плане.
«Неравенство подрывает экономический прогресс, что, в свою очередь, приводит к увеличению социального разрыва, являющегося результатом неравенства. Неслучайно в некоторых европейских странах вводят платежи всем гражданам», — указывает Мария Кислова.
Плюс технический прогресс
Возможно, в мире в целом государства могли бы играть более заметную роль в справедливом распределении доходов между различными слоями и группами населения. При всем высоком уровне налогообложения в Европе и в США видно, что эти условия легко обходятся при помощи различных офшоров и иных способов сокрытия капиталов, напоминает Константин Ордов. Но экономическому неравенству можно найти как минимум еще одну, достаточно объективную причину.
«Это транснациональная проблема, но она, вполне возможно, связана с тем, что много людей на нашей планете не вписываются в новую цифровую экономику с автоматическими системами производства, более высокой производительностью труда и более низкой потребностью в трудовых ресурсах», — допускает эксперт.
По его словам, в какой-то степени это можно сравнить с рабством. На определенном историческом этапе оно могло быть экономически оправданно, но в процессе индустриализации всем стало ясно, что это неэффективная форма организации труда. Вот и сейчас расслоение общества отчасти может быть связано и с тем, что экономика нуждается в новых профессиях, в работниках с новыми компетенциями, и таким специалистам предлагают достаточно высокие зарплаты, но многие люди сами не готовы переучиваться и меняться.
К слову, в десятке богатеев от Fofbes более половины — представители сферы высоких технологий. В мире трансформируется структура занятости, и главной ценностью становятся не материальные ресурсы, а уникальные знания.
Получается парадокс: рост неравенства, с одной стороны, подрывает экономический прогресс, а с другой, в определенной степени является его следствием. Те процессы, которые сегодня происходят, двигают мировую экономику вперёд, но многим гражданам приходится непросто, уточняет Мария Кислова.
«Конечно, многим придётся переучиваться, менять свои привычки, переставая работать с 9 до 18. Не случайно девизом современного рынка труда становится „саморазвитие и многозадачность“», — рассуждает она.
По мнению эксперта, образование может стать одним из рычагов для борьбы с неравенством благодаря техническим инновациям, которые облегчают доступ к большим группам учащихся. Например, сегодня записи лекций известных профессоров Гарварда свободно доступны на таких платформах, как YouTube, тогда как всего несколько десятилетий назад их могла слушать только элита, способная оплатить учебу в этом престижном университете.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: