+12
Сохранить Сохранено 7
×

Как банки «выставляют на деньги» ни в чем не повинных людей


Как банки «выставляют на деньги» ни в чем не повинных людей

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

В наше время массового «увлечения» кредитами вы наверняка слышали от своих друзей или сослуживцев такие истории, возможно и сами сталкивались с чем-то подобным. Поздно вечером или, наоборот, рано утром, не исключено, что в выходной день, — впрочем, не обязательно — вдруг зазвонил телефон.

Позвонили из некоего банка, осведомились, не вы ли Иван Иванович Иванов. Вы отвечаете отрицательно, тем более что зовут вас Валентина Валентиновна Валентинова. Нимало не смутившись, спрашивают, а где же в данный момент находится И. И. Иванов, на что вы ответить не можете, поскольку даже не знаете такого человека. Но этот номер телефона указан в его кредитном договоре, заявляют вам с той стороны провода. Неспроста же! И в продолжение сообщают, что этот Иванов должен банку энную сумму. А на прощание рекомендуют выплатить все немедленно и обещают регулярно напоминать о себе. И напоминают…

© pixabay.com

Вы попали…

Ситуация, как ни странно, достаточно распространенная. Порой заемщик указывает посторонний телефонный номер — чаще наобум, реже специально — и он как раз ваш. Все остальные данные не совпадают — ни имя, ни адрес. Тем не менее звонками вам могут надоедать долго — служба у них такая. Номер внесен в базу данных — надо отрабатывать. Решить проблему добавлением номера в различные "черные списки" невозможно, так как звонки осуществляются "каруселью" с большого числа различных номеров. В большинстве случаев, звонящие не являются штатными сотрудниками банка, а нанимаются им со стороны из-за чего, на вежливость и обходительность этих людей рассчитывать особо не приходится.

Постоянные звонки с требованиями вернуть кредит, которого вы не брали, сравнимы с изощренной пыткой, на что, собственно, и рассчитывают «кредиторы». В какой-то момент у человека начинают сдавать нервы и подкатывает отчаяние. Ситуацию осложняет то, что объяснять что-либо звонящим совершенно бессмысленно, так как их задачей является вывести человека из морального равновесия, вынудив таким образом заплатить, но никак не решение вашей проблемы.

Единственное, что могут «посоветовать» звонящие, так это обратиться в банк по общему телефону. В большинстве случаев воспользоваться этим советом будет затруднительно, так как на другом конце провода «умная» телефонная машина предложит вам лишь набор стандартных ответов на не менее стандартные вопросы. Вашего среди них не окажется со стопроцентной вероятностью. Более того, в ряде случаев там может не оказаться и опции «соединение с оператором». В этом случае единственным решением станет поход за правдой непосредственно в банк.

Ситуация может осложняться тем, что банк, «заемщиком» которого вы неожиданно оказались, может находиться довольно далеко от места вашего проживания, например в другом городе и даже на другом конце страны.

Не стоит также питать надежд на то, что, добравшись-таки до банка и написав заявление о своей непричастности к кредиту, ваш телефон сразу же будет удален из базы и назойливые звонки прекратятся. От вас наверняка потребуют документы, подтверждающие владение данным телефонным номером (интересно, почему их не требуют у клиентов при заключении кредитных соглашений) и чего-нибудь еще, на усмотрение конкретного клерка.

Когда все вопросы будут решены, а документы предоставлены, вам радостно сообщат, что ваш номер будет удален из базы… через 2—3 дня, только после чего звонки прекратятся. Рассчитывать на расшаркивания и извинения, не говоря уже о компенсации морального вреда со стороны банка, тоже не стоит.

© freepik.com

Месть — блюдо, которое подают холодным

Если вам «повезло» оказаться в роли такого «заемщика», сдаваться ни в коем случае не стоит. Некоторые полагают, что решить вопрос можно, банально отключив телефон на какое-то время или выбросив сим-карту. Первый способ не является решением ни разу. Звонки возобновятся сразу после того, как вы «выйдете на связь». Во втором случае необходимо отдавать себе отчет — а стоит ли расставаться с «любимой» симкой из-за чьей-то глупости и халатности.

Если вы не являетесь клиентом кредитной организации и ваш номер телефона внесен в базу ошибочно, лучше всего обратиться в этот банк с письменным заявлением о его исключении из соответствующей базы данных. Если банк продолжает упорствовать, рекомендуем написать в Банк России с просьбой оказать содействие в урегулировании недоразумения между вами и кредитной организацией. Обращение в Банк России можно направить на почтовый адрес и в электронном виде. На сайте Банка России в разделе „Интернет-приемная Банка России“ классификатор поможет выбрать тему обращения, — пояснили «Ридусу» в пресс-службе ГУ Банка России по ЦФО.

Ко всей этой ситуации необходимо подходить с той точки зрения, что я «не тварь дрожащая, а право имею», действуя при этом смело и решительно. С юридической точки зрения действия банка абсолютно незаконны, так как в своих действиях он использует ваши персональные данные без вашего же разрешения. И то, каким образом эти данные у него оказались, значения не имеет.

Все это дает вам полное моральное право на адекватный ответ. Получить компенсацию от безалаберного банка вам вряд ли удастся, но доставить ему определенные неприятности (предусмотренные законом) вполне возможно, что для многих станет достойной альтернативой возмещению ущерба.

Весьма эффективным в данной ситуации будет обращение в Роскомнадзор. В соответствии с законом № 152-ФЗ „О персональных данных“ номер вашего телефона, равно как и любая информация, относящаяся к вам, является вашими персональными данными. Обработка оператором персональных данных (т. е. любые действия, совершаемые с индивидуальной информацией) должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных указанным федеральным законом. В частности, обработка ваших персональных данных должна проводиться с вашего согласия. Кроме того, в случае недостоверности персональных данных вы вправе требовать внесения в них необходимых изменений, уничтожения или блокирования, — сообщили «Ридусу» в пресс-службе ГУ Банка России по ЦФО.

Конечно, вам могут звонить и вовсе не из банка. Это могут быть мошенники, расставляющие сети на излишне доверчивых и пугливых людей, пытаясь таким образом выманить у них деньги. В любом случае, если вам позвонили с требованием выплатить чужой кредит, ни в коем случае не поддавайтесь на уговоры и угрозы. Вы правы, а значит, уверены в себе. Убедившись в вашем спокойствии и решительности, мошенники от вас быстро отстанут.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+12

 

   

Комментарии (11)

  • Nbveh
    Nbveh 15 июня 2018

    У любого оператора есть услуга "чёрный список", который элементарно решает проблему нежелательных звонков.

    Ответить
    0 +
  • Екатерина
    Екатерина 15 июня 2018

    Платно и не всегда удобно добавлять через всякие звёздочки и решетки. Плюс эта функция очень глючная, опробовано как на мис так и на мегафоне. Не проще через черный список в телефоне, нажатием двух кнопок? Вижу сайт вредных советов как авторов статей, так и комментаторов )))

    Ответить
    1 +
  • Максим
    Максим 15 июня 2018

    не поможет, там идет "карусель" звонков с разных номеров

    Ответить
    0 +
  • Nbveh
    Nbveh 20 июня 2018

    Помогает, проверено. Количество номеров карусели всё равно ограничено, а стоимость услуги у операторов копеечная.

    Ответить
    0 +
  • Екатерина
    Екатерина 15 июня 2018

    Я попала в такую ситуацию 3 года назад. Это был связной банк. Недели 2 регулярно болтала с коллекторами, которые грозились прислать оперативную группу и прочее. Болтала от нечего делать, потом стало надоедать и начала вносить их номера в черный список. Эффективно на 80%. В итоге нашел сайт банки.ру где есть такая штука как народный рейтинг и можно оставлять отзывы. И у большинства банков там сидят представители. Почитала что я не одинока в своей проблеме, написала негативный отзыв про вот такие звонки. Всё, оказалось этого достаточно чтобы через пару часов банк слёзно расшаркивался в ответе и обещал немедленно удалить номер из базы. P.s. Автор, прежде чем предлагать массу долгих вариантов решения проблемы, надо погуглить немножко.

    Ответить
    1 +
  • Максим
    Максим 15 июня 2018

    Уважаемая Екатерина, материал подготовлен на основе свежих реальных кейсов реальных людей, совместно с ГУ Банка России по ЦФО. Тема "написала негативный отзыв на Банки.ру" давно уже не проходит. По сравнению с тем, что было 3 года назад, ситуация сильно усложнилась, что признают уже даже в ЦБ. Там к "самодеятельности" банков относятся очень негативно и сами признают, что средний срок решения "проблемы" (если вам звонят по ошибке) около 10-14 дней. Решения принимаются довольно медленно. И на счет "коллекторов" о которых вы говорите - это ни какие не коллекторы, это специальная и довольно большая группа людей, нанятая банком именно с целью обзвона должников. Они не являются сотрудниками банка, что сильно затрудняет взаимодействие с ними. Продажа должника коллекторам - это следующий этап, и там "негативными отзывами" вы точно не отделаетесь. В этом случае, банк уже не имеет к вам ни какого отношения, он вас "продал". С ними договориться будет гораздо сложнее, по этому в статье и говорится о том, что проблему надо решать на первом этапе и всеми доступными способами.

    Ответить
    2 +
  • Sonikoming
    Sonikoming 15 июня 2018

    Банки.ру, оставляете отзыв. С вас требуют подтверждение владения номером. Обжалование через электронную почту в ЦБ, попутно пишите в Роспотребнадзор. Всё делается через интернет, никуда не ездите. По телефону отвечайте спокойным голосом, не скандальте - обычно звонят не коллекторы, а обычные сотрудники (в первое время). Говорите, что подали заявление на удаление номера из базы. Если грубят, то предупреждайте, что записываете разговоры и приложите их к обращению в ЦБ и Прокуратуру.

    Ответить
    1 +
  • Максим
    Максим 15 июня 2018

    Банки.ру, оставляете отзыв. С вас требуют подтверждение владения номером. Обжалование через электронную почту в ЦБ, попутно пишите в Роспотребнадзор. Всё делается через интернет, никуда не ездите. - по пунктам: отзыв на "банки.ру" не является для банка основанием начинать вообще какие-либо действия. Тут исключительно добрая воля; что такое "обжалование через почту ЦБ"? Туда действительно следует написать (на сайте есть форма обращения), но это путь долгий и неоднозначный. То же и с Роскомнадзором - делать надо, но это не способ прекратить звонки, а лишь "наказательная" мера. Банк будет оштрафован на 50.000 руб за использование персональных данных без согласия. Но и то и другое - это уйма времени и полное отсутствие гарантий решения собственной проблемы. "По телефону отвечайте спокойным голосом, не скандальте - обычно звонят не коллекторы, а обычные сотрудники (в первое время)." - все не совсем так. Это не коллекторы, но и не штатные сотрудники. Это нанятые банком люди, формально к нему не относящиеся (их много, как и телефонных номеров), зачастую не отягощенные интеллектом. В статье об этом написано. Спокойный у вас тон или нет, им до лампочки. По сути, это роботы, их задача - вывести вас из себя и заставить заплатить. Рассказы про прокуратуру, суды, запись на диктофон и пр. на них тоже не особо действуют, именно по той же причине. Де-факто, эти люди к банку не относятся, по этому им можно грозить хоть карами небесными, на банк это не передается. Еще раз повторю: единственный способ быстро все это прекратить - прямое обращение в банк. Чем быстрее вы донесете до него то, что вы не являетесь его клиентом, а тем более должником, тем быстрее прекратятся звонки. ЦБ и Роспотребнадзор - это уже ответная мера, на прекращение звонков это не влияет.

    Ответить
    2 +
  • Артём
    Артём 15 июня 2018

    А теперь самое интересное. Только лишь номер мобильного телефона не является персональными данными согласно заявлению роскомнадзора. Цитата: Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Абонентский номер (номер телефона) это выделяемый абоненту номер, (совокупность цифровых знаков) при заключении с абонентом договора об оказании услуг телефонной связи. Данный номер служит для обозначения и возможности идентификации конечного оборудования абонента в сети связи при соединении с ним абонентских устройств из чего следует, что номер телефона без указания на его владельца не является информацией, на основании которой это лицо (субъекта персональных данных) можно однозначно идентифицировать и его использование не может подразумевать обработку персональных данных его владельца.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 15 июня 2018

    Это не мешает Роскомнадзору штрафовать банки за "использование персональных данных без согласия".

    Ответить
    1 +
  • Александр
    Александр 07 октября 2018

    супер

    Ответить
    1 +