Как и зачем Ирина Яровая намерена перевоспитывать школьников
- 01 марта 2018 12:34
- Игорь Серебряный, обозреватель «Ридуса»
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая сообщила о необходимости вернуть в школы ставки воспитателей и не заменять их психологами.
Свои педагогические размышления Яровая озвучила на заседании рабочей группы по вопросам цивилизационного наследия России в Госдуме (есть и такая).
Безотзывный вклад в сознание
Предложение Яровой очень своевременное в свете обстановки как в обществе в целом, так и в школах в частности, поддерживает депутата председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова.
«Конечно, если бы у государства были деньги, то было бы идеально, чтобы в школах параллельно работали и психологи, и воспитатели. Они ведь не конкуренты друг другу. Психолог отвечает за внутренний мир подростка, его задача — скорее выслушивать школьника и родителей, чем направлять их. Психолог работает с состоянием ребенка „здесь и сейчас“. У воспитателя же задача проактивная — сделать из школьника достойного гражданина Российской Федерации, вложить ему в сознание критерии того, как надо себя вести в той или иной жизненной ситуации», — высказала «Ридусу» свое видение Иванова.
Однако финансирование образования в Российской Федерации сейчас находится на таком уровне, что позволить себе содержать одновременно школьных психологов и воспитателей страна позволить не может, у нее есть задачи поважнее, чем внутренний мир подростков (достаточно посмотреть на статьи расходов федерального бюджета).
Если же приходится выбирать из двух предложенных, то задача воспитателя, конечно же, имеет большую государственную важность, чем задачи психологов, считает Иванова.
«В конце концов, воспитатель тоже должен разбираться в подростковой психологии. Например, в Университете технологии управления им. Разумовского (ректором которого также является В. Иванова. — Прим. „Ридуса“) у нас есть специализация „психолог-педагог“ и профиль „воспитатель“. Но если психолог работает с детьми „штучно“, то воспитатель проводит серьезные массовые мероприятия, на которых школьников побуждают к тем или иным социально значимым действиям на пользу окружающей среды, истории России и т. д. Задача воспитателя — сформировать у воспитанников правильное восприятие мира», — говорит она.
Крепко Родину любить и воспитанными быть учат в школе, учат в школе, учат в школе,песня «Чему учат в школе» (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского).
Мировосприятие и сознание подростков нельзя пускать на самотек или отдавать на откуп родителям; школа должна его моделировать с учетом государственных интересов России, полагает Иванова: «Школа должна формировать поведение учащихся на год, три, десять лет вперед».
Пятое колесо в педагогике?
Введение отдельных ставок воспитателей в школах может оказаться пятым колесом в педагогической телеге, опасается проректор по инновационной деятельности Санкт-Петербургского института специальной педагогики и психологии Роман Демьянчук.
«Рассуждая здраво, любой школьный преподаватель, независимо от того, какой предмет он ведет, является — должен быть — воспитателем! Учитель, который одновременно не выполняет функцию воспитателя, — это профессиональный нонсенс», — сказал он «Ридусу».
Воспитательная функция, считает проректор ИСПП, это не обучение школьников маршировать строем или хоровое пение патриотических песен. Это — раскрытие творческого потенциала ребенка, его социализация.
«Поэтому пускать ставки школьных психологов под нож, чтобы заменить их ставками непонятных каких-то воспитателей, крайне неразумно. Ведь в школах уже сейчас есть штатные сотрудники, обычно в ранге замдиректора, которые по должности как раз и занимаются воспитательной работой. К тому же я не слышал, чтобы существовали какие-то методики работы таких „отдельных“ школьных воспитателей. Стандарты для воспитателей детских садов — да, они есть. Для школьных воспитателей — извините, не слышал про такое», — признаётся Демьянчук, сам в прошлом — директор средней школы.
На сегодня просто не существует какого-то федерального стандарта, описывающего задачи школьного воспитателя. Это кто — массовик-затейник? Аналог светского капеллана в армии? Лектор-пропагандист советского образца? Или всего понемногу? Из слов Ирины Яровой получить этот ответ не представляется возможным.
Каждый учитель, даже если он предметник, обязан прививать ученикам ценности, которые делают из ребенка Гражданина с большой буквы. Это вовсе не какие-то идеологические догмы — в конце концов, прививать какую-то идеологию прямо запрещено Конституцией. Это ценности гуманитарного характера.
Нельзя сбрасывать со счетов и риск того, что прививаемые школьными воспитателями по единой федеральной программе установки могут вступить в конфликт с ценностями, которые приняты в родительской семье ребенка. Последствия такого конфликта могут быть самыми разными, но в любом случае негативными. Это либо сделает из подростка невротика, либо конформиста, который будет, как флюгер, менять точку зрения в зависимости от состояния окружающей среды. А назвать конформиста Гражданином с большой буквы невозможно даже в обществе, которое, вероятно, кажется Ирине Яровой идеалом.
Сама Ирина Яровая не смогла поговорить с «Ридусом» в четверг, так как в это время заслушивала послание президента Владимира Путина Федеральному собранию.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: