+3
Сохранить Сохранено 7
×

Как не понять феномен русского рока


Роман Антоновский

Автор книг «Русские супергерои» и «Альфа-самец, мочи их, президент!»; колумнист RT, ТАСС и «Ридуса»; автор телеграм-канала «Сыны монархии»

Все статьи автора

Как не понять феномен русского рока

Проблема русского рока в том, что его с одной стороны дискредитировали действительно посредственные бездарные группы типа «Машины Времени», с другой — Миша Козырев, раскрутивший под рокапопс, унылую попсятину типа «Ночных снайперов» или «Смысловых Галлюцинаций», выдавая их за русский рок.

На самом деле, русский рок — громадное и интереснейшее явление. В целом его можно охарактеризовать, как соединение русской поэтической традиции с разными стилями рок-музыки.

Вот на Западе с текстами всегда было похуже, людей, которые могли бы одновременно и стихи крутые писать и мелодии, как Джим Моррисон, было немного. Леонард Коен и Брюс Спрингстин мало популярны за пределами англоязычного мира, т. к. стихи писать умеют, а с мелодизмом проблемы. У топовых же групп русского рока одинаково круты и музыка, и поэзия.

В русском роке каждый может найти себе что-то по душе: гаражный блюз Майка Науменко, синти-поп «Телевизора», северный реггей Геры Моралеса и «Комитета Охраны Тепла», хард-рок «Черного Обелиска», постпанк Цоя.

Даже школ панка сразу несколько. Есть своеобычный русский сибирский панк «Русского прорыва», возглавляемого Егором Летовым и Романом Неумоевым. Есть питерская школа западного панка «Автоматических Удовлетворителей» (калька с Sex Pistols) и «Бригадного подряда» (ближе к Ramones).

А есть вообще панк-юродство Мамонова («Звуки Му») и заумный минималистичный интеллектуальный панк Васи Шумова («Центр»).

А многие культовые вообще успешно перепробовали себя в разных стилях. У Гребенщикова есть панк, реггей, арт-рок. Кинчев и Алиса прошли путь от новой волны к металлизированному альтернативному року, а Скляр, отпрыгав в панке и хардкоре, нашел себя в городском романсе.

Есть мощнейшая школа фолк-рока, где русские традиционные мотива гармонично сплетаются с рок-н-ролльными гармониями — «Калинов мост», Инна Желанная.

Ничего равного русскому року у нас не было, ни до, ни после, если не брать классическую музыку. Даже сейчас наши лучшие музыканты, наследуют традиции лучших образцов русского рока.

Только сегодня на подкладкой русской поэзии чаще становятся не гитарные риффы, а биты хип-хопа, как у Хаски и Рема Дигга. Хотя 25/17 или Дельфин доказывают, что рок и рэп могут достойно сплетать вместе.

Да и рок-барды появляются отличные: Игор Растеряев, Бранимир.

Подростки 15 лет у метро играют на гитарах все те же песни, под которые я отплясывал в 15 лет: ГО, «Алису», «Кино», ДДТ. Лучших молодых артистов из топа «Афиши», у метро никто не играет и играть не будет.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (18)

  • Дмитрий
    Дмитрий 06 марта 2018

    Явление интересное, но в плане музыки полностью вторичное, за исключением нескольких имен, увы. Про слабые тексты в англоязычной музыке улыбнуло, учитывая, что даже ЛЗ вовсю цитировали Кроули и т.д.

    Ответить
    4 +
  • Александр
    Александр 06 марта 2018

    Чистая правда. Русский рок в музыкальном плане предельно посредственное явление. Особенно то, что принято выставлять на передний план. Очень много копипасты, подражательства и бездарности. Из тех, кто действительно чего-то стоит можно упомянуть Пикник (хотя тоже много тыренного), АукцЫон, Николай Коперник, Стук бамбука. Мамонов не панк-юродивый, а тыренный у феноменально-фантастического капитана Бифхарта образ, пропущенные через беспробудный запойный алкоголизм. Там пока ещё 80-ые были, что-то такое записывалось. А со времён деревни и ПГМ всё стухло. "Леонард Коен и Брюс Спрингстин мало популярны за пределами англоязычного мира, т. к. стихи писать умеют, а с мелодизмом проблемы". Вот это очень смешно. Это такое дикое ебантество, запихивать великих людей в общий стан с какой-то мусоркой типа кофе, науменко или старого героинщика кинчева. Ещё раз Коэн и Кинчев. Спрингстин и Гребенщиков. А где популярны за пределами постсовка хоть кто-то из этой помойки? Максимум это концерты в Израиле и Германии для эмигрантов. Если бы Коэн был мало популярным за пределами англоязычного мира, у него не было бы наград из Испании, Хорватии, Франции и т.д. Про количество присутствующих на концертах вне англоязычных стран я молчу. Это вам не бряканье какой-нибудь российской бомж-группы в мухосранске.

    Ответить
    1 +
  • Abstinent
    Abstinent 06 марта 2018

    Россия -страна прекрасных русских народных песен, частушек. Но русский рок-это нонсенс. Для появления русского рока не было никаких истоков. Вместо этого родились прекрасные песни про Стеньку Разина и прочее. Русский человек не способен создать рок. Но в этом его вины нет. Не стану читать Вам лекцию про истоки американского и английского рока. Это Вам все давно известно. Поэтому все эти Арии, Аквариумы, Черный кофе и прочее -есть лишь жалкие подражатели. Поэтому и кончился русский рок вместе с уходом на пенсию этих достойных людей, которые участвовали в вышеперечисленных коллективах. Но истинно советской музыкой я назвал бы так называемые ВИА, которые по сей день выступают и имеют огромный успех., ибо их тексты и музыка близки людям.

    Ответить
    3 +
  • Дмитрий
    Дмитрий 06 марта 2018

    Фолк-мотивы у наших рокеров есть весьма на уровне, начиная от ранних Песняров (как минимум на уровне Джетро Талла) и Тухманова с его "По волне моей памяти". Были и интересные проекты в 80х, например, ГПД из Великого Новгорода, другой вопрос, что на слуху были совсем другие имена. А так, в целом согласен, русский Боб Дилан, русский Айрон Мейден и прочие позорища.

    Ответить
    4 +
  • Abstinent
    Abstinent 06 марта 2018

    С Джетро Талом Вы по моему хватили лишку. Сравнивать песняров с Джетро Талл я бы не взялся. Да и Тухманов совсем другое дело. Это все чисто русские мотивы. Другое выполнено мастерски применительно аранжировки. Слушаю уже много лет. Музыка отличная, но ничего в ней особенного нет. Здесь главное слова. А заголовок легенды Русского Рока кроме грустной улыбки не может ничего вызвать.

    Ответить
    2 +
  • Дмитрий
    Дмитрий 06 марта 2018

    С моей точки зрения слова в поп-музыке дело вторичное, главное аранжировки,, гармонии, политональные наложения и прочие штуки, но, в целом, согласен. Понятие "русский рок" частенько вызывает улыбку. Удивительно другое, наши джазисты вроде Летова, Козлова или Шилклопера котируются на самом высоком уровне, а в нашей стране они известны лишь узкому кругу лиц.

    Ответить
    4 +
  • Abstinent
    Abstinent 06 марта 2018

    А вот джаз-есть явление интернациональное. Первый раз я слушал Козлова в далеком 75 году. Очень понравился. Потом был Леонид Чижик со своими импровизациями. По тем временам это было что-то невероятное. А ведь джаз в нашей стране имеет давнюю историю. Но как-то его в СССР умалчивали. Видимо помнили о том, что сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь...

    Ответить
    2 +
  • Дмитрий
    Дмитрий 06 марта 2018

    Да не умалчивали его. В моей фонотеке полно пластинок государственных джаз-оркестров начиная с двадцатых: под управлением Кнушевицкого, Лундстрема, Львова, Вельяминова, Цфасмана, Ландсберга, Скоморовского и так далее. Та же "Катюша" в первоначальном варианте с вокалом Батищевой это танцевальный движняк с ударом на слабую долю.

    Ответить
    4 +
  • Abstinent
    Abstinent 06 марта 2018

    А Эдди Рознер у вас есть?

    Ответить
    0 +
  • Дмитрий
    Дмитрий 06 марта 2018

    Увы, только в богопротивном формате ЭмЭрЗэ. "Белого Армстронга" издавали, например, в Германии на сборниках вроде " Swing From The East" (лейбл Black Jack), но они для меня слишком дороги, а формат сиди меня не привлекает. В 2010, кстати, "Мелодия" выпустила двойной компакт "Meeting Song: 100 Years Of Eddie Rosner", отличная сборка, но тоже недешевая.

    Ответить
    0 +
  • Abstinent
    Abstinent 06 марта 2018

    Рознер с Борисом Матвеевым?

    Ответить
    0 +
  • Дмитрий
    Дмитрий 06 марта 2018

    Были треки и с Матвеевым на ударных, ЕМНИП, если вы про "Мелодию"

    Ответить
    2 +
  • Дмитрий
    Дмитрий 06 марта 2018

    Если про МП3, то и с Матвеевым, и в составе Джаза Мосэстрады.

    Ответить
    2 +
  • Abstinent
    Abstinent 06 марта 2018

    А есть что-нибудь с участием Лаци Олаха?

    Ответить
    0 +
  • Дмитрий
    Дмитрий 06 марта 2018

    С Олахом у меня вообще лишь один трек есть, увы. С Раппопортом и Хохловым, "Доброй ночи".

    Ответить
    2 +
  • Abstinent
    Abstinent 06 марта 2018

    Да, чувствуется, что Вы джазом увлекаетесь всерьез.

    Ответить
    0 +
  • Дмитрий
    Дмитрий 06 марта 2018

    Спасибо бабушке и ее рассказам о ТЕА-джазе в пору ее молодости.

    Ответить
    3 +
  • Abstinent
    Abstinent 06 марта 2018

    Уважаемый автор статьи лишь озвучил личные симпатии и привел небольшую хронологию, но не смог объяснить читателям, что же такое русский рок. Впрочем, он даже не пытался это сделать. А сделать это просто невозможно.

    Ответить
    0 +