+4
Сохранить Сохранено 7
×

Как в ВОВ ставили бетонную и пластиковую броню на Т-34


Как в ВОВ ставили бетонную и пластиковую броню на Т-34

© masterok.livejournal.com

К вопросу об усилении бронирования танков Т-34 в течение войны возвращались несколько раз. 

Что именно послужило поводом к началу работ по дополнительному бронированию, сказать трудно — причин много. Это и сведения о результатах боев в Европе, и данные о перспективных разработках в Германии и Англии (Англия тогда еще не являлась союзником), и желание высшего руководства «подстраховаться» — получить переходный танк, до начала серийного производства танка Т-34М. 

Когда причин много, то, скорее всего, реальной причины для беспокойства нет. Это и подтвердили события 1941 года — до конца 1941-го бронирование танка Т-34 полностью соответствовало требованиям к подобной машине. 

Тем не менее вопрос об увеличении толщины брони танков Т-34 впервые был поставлен еще до начала войны. Так, в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП (б) № 1216−502 «О производстве танков Т-34 в 1941 году» от 5 мая 1941 года выдвигалось требование «увеличить толщину брони башни и переднего лобового листа корпуса до 60 мм».

Согласно этому документу, Харьковский завод № 183 и Сталинградский тракторный завод должны были перейти на выпуск танков с усиленной броней, а все выпущенные к этому времени танки Т-34 экранировать — то есть оснастить дополнительными, внешними листами брони. 

Разработка проекта была закончена к июлю 1941 года, а с августа хотели приступить к реализации этой меры, причем до конца года планировалось переоборудовать 500 танков, но начавшаяся война внесла свои коррективы: работа в этом направлении была прекращена, на первый план вышла задача по увеличению объема производства.

© masterok.livejournal.com

Каких-либо материалов по этой теме (фотографии, чертежи) пока не обнаружено, хотя известно, что было построено два опытных образца. Но наработки в области усиления бронирования не пропали зря. Второй этап работ по усилению бронезащиты танка Т-34 обычно связывают с появлением под Москвой новых Pz. III Ausf. J с 50-мм пушкой. 

Косвенной причиной могло стать и ухудшение качества брони, связанное с перебоями в поставках легирующих присадок. 5 декабря 1941 года было принято постановление ГКО № 1062. В нем говорилось о производстве танка Т-34 с лобовой броней толщиной 60 мм с 15 февраля 1942 года. 

Броневой прокат такой толщины в СССР не производили, поэтому до момента, когда он станет поступать на заводы, лобовую броню корпуса предлагалось экранировать бронелистами толщиной 15 мм. Однако по каким-то причинам это решение было тоже отменено постановлением ГКО № 1333 от 23 февраля 1942 года, то есть к моменту, когда оно начало реализовываться. 

Вот как выполнялись эти постановления на всех трех заводах, производивших танки Т-34. 

Сталинградский тракторный завод. 14 января на полигоне завода «Красный октябрь» представителями завода № 264 проведены испытания двух вариантов дополнительного бронирования (фактически вариантов, имеющих небольшие отличия, было больше). 

С 25 января завод № 264 перешел на выпуск экранированных корпусов и башен. До 23 февраля 1942 года выпущено 200 танков Т-34. Завод № 112 «Красное Сормово» (Горький). По официальным данным, всего выпущено 80 экранированных корпусов и 109 башен. 

Первая экранированная башня изготовлена 21 января 1942 года, а 25 февраля — первый корпус. Было разработано несколько вариантов накладной брони, применительно к корпусам разной конструкции. 

На фотографиях видны отметки мелом, указывающие точное расположение коротких сварных швов — прихваток.

© masterok.livejournal.com

К 1 марта (видимо, срок отчетности) были отлиты 8 башен с толщиной брони до 75 мм (видимо, не по всей площади, а только в лобовой части). Наиболее рациональный способ это сделать — незначительно уменьшить внутренний объем, а не «размазать» броню по внешней стороне башни, поэтому усиление башенной брони никак не сказывалось на ее внешнем виде. 

В начале марта эти башни были установлены на обычные танки. 

С усилением бронирования башни связан и отказ от кормового люка для демонтажа орудия. Работы в этих направлениях велись одновременно. Завод № 183 (Нижний Тагил). 

Первые танки с усиленным бронированием надлежало выпустить к 15 января 1942 года. КБ завода приняло решение начать производство усиленной литой башни не позднее 20 января, а с 1 февраля полностью перейти на производство экранированных корпусов. 

Других сведений о количестве построенных экранированных корпусов нет. Внешний вид бронировки корпуса приведен на чертеже. Что касается башни, то усиление ее брони планировалось не за счет навески дополнительных листов, а за счет увеличения толщины. 

Но это вовсе не означает, что после 23 февраля 1942 года выпуск экранированных танков был прекращен. Просто их прекратили учитывать как отдельный тип — пропала необходимость в отчетности. 

Задел по бронедеталям был сделан серьезный, и в течение первой половины 1942 года на фронт поступали танки с обычными башнями и экранированными корпусами. 

На одной из фотографий встречается Т-34, по-видимому, Нижнетагильского производства с накладной броней и шестигранной башней, оснащенный характерными уральскими поручнями, которые были введены с октября 1942 года (хотя возможно, танк был оснащен ими в ходе ремонта).

Фотографии сормовских танков с экранами и поручнями встречаются чаще, но здесь они появились раньше, хотя точная дата неизвестна. Наибольшее количество экранироваиных танков этого периода попало под Ленинград. Их фотографии на улицах города и послужили источником для легенды об экранировании тридцатьчетверок заводом № 27 чуть ли не металлоломом, толщиной 20 мм.

© masterok.livejournal.com

После боев многие машины такого типа были переданы в учебные подразделения, дислоцированные под Ленинградом. 

Запечатленные корреспондентами учебные атаки составляют большую часть свидетельств о танках с накладной броней. Часть экранированных танков попала в Войско Польское при формировании уже летом 1943 года (всего 32 танка Т-34, сколько из них экранированных, неизвестно).

Дальнейшие исследования в области усиления бронирования танков Т-34 проводились Центральным научно-исследовательским институтом № 48, на базе завода № 112 и расположенного неподалеку Гороховецкого артиллерийского научно-исследовательского полигона — сказывалась близость к Москве. 

Здесь испытывались опытные образцы и отдельные элементы брони. Новой темой исследований 1942—1943 годов стала защита от кумулятивных боеприпасов противотанковой артиллерии противника. Были разработаны экраны, схожие по сути с немецкими. 

Сохранились фотографии только одного макета танка Т-34, хотя есть описание и других образцов, основные отличия которых состояли в углах наклона бортовых листов экранировки (подкрылков) и способах крепления боковых экранов. 

Существовало два варианта исполнения — облегченный, на котором экранировались только борт и подкрылки, и усиленный, где экранировалась еще и башня. Нельзя не упомянуть и о железобетонном проекте Цыганова, испытанном в 1943 году. Вокруг корпуса и башни укреплялась стальная конструкция с бетонными блоками.

Из-за значительной массы и, как следствие, снижения ходовых качеств этот вариант принят не был. Кстати, применение бетона в танкостроении не было нонсенсом — его использовали и немцы (например, элементы защиты лобовой брони StuG IV) — но в гораздо меньших количествах. Уже 50-мм пушка уверенно пробивала Т-34 на любой дистанции. 

Поэтому в армии не останавливались попытки как-то дополнительно забронировать танки, с тем чтобы спастись от вражеских снарядов. Варианты с накладной броней, бетоном и льдобетоном известны (бетон хорош — но уж очень тяжел), но помощник командира 102-й ТБр по технической части инженер-капитан Н. Ф. Цыганов пошел дальше всех и предложил многослойные пакеты из металла, керамики и пластмасс.

© masterok.livejournal.com

Суть идеи состояла в том, что танк защищался пластичным веществом, которое снаряду пришлось бы «расталкивать» наподобие жидкости, расходуя на это заметную часть своей энергии. 

Идея, в чем-то аналогичная некоторым вариантам защиты броненосных кораблей: там тоже использовались залитые (не доверху) водой отсеки. Песочный экран в каркасе из листового железа.

  • Экран башни состоит из 9 отдельных звеньев: 5 звеньев прямоугольной формы, 4 звена углового сечения. Звенья с боков имеют металлические косынки толщиной 3—4 мм‚ в отдельных звеньях экрана для прочности пропущены петли из проволоки диаметром 5 мм. Петли расположены в шахматном порядке с шагом по горизонтали 200 мм и по вертикали — 100 мм. Крепятся звенья болтами к угольникам, приваренным к башне.
  • Экран корпуса состоит из 20 отдельных звеньев: 10 боковых звеньев толщиной 200—300 мм. 2 передних звена толщиной 200−220 мм. 2 нижних передних звена толщиной 200 мм. 2 угловых передних звена толщиной 200 мм. 2 задних звена толщиной 200 мм. 2 задних угловых звена толщиной 200 мм. Звенья крепятся болтами к уголкам, приваренным к корпусу. Каждое звено состоит из каркаса из листового железа, заполненного песком, смешанным со смолистым веществом. 

В общем, если не вдаваться в подробности, в начале 1943 года резко встал вопрос об усилении бронирования танка Т-34. Произошло это в связи с перевооружением вермахта на новые типы танковых и противотанковых орудий.

© masterok.livejournal.com

Понятно, что усиление брони отечественных танков экранированием было наиболее быстрым решением. Но на этом очевидном пути танкостроителей подстерегала острая нехватка броневого проката, ибо в начале 1943 года не хватало не только толстых 45—75-мм, но также и тонких 10—30-мм броневых листов. 

Поэтому весной 1943-го вновь вернулись к идее усиления бронирования уже изготовленных танков посредством использования железобетона. 

Совместные исследования НИИ-48 и ОКБ-43 показали, что простое нанесение подушки железобетона толщиной всего 23—40 мм на поверхность брони танка работает не только как обыкновенное дополнительное бронирование, но при попадании снаряда под сравнительно большим углом встречи, скалываясь, не дает бронебойному сердечнику «закуситься», чтобы произошел доворот снаряда в сторону нормали при пробитии. 

Таким образом, нанесенный слой железобетона увеличивал склонность тупоголового снаряда к рикошету… Однако бетонная подушка могла быть нанесена на поверхность брони только вручную и должна была подвергаться сложной технологии сушки, поэтому такой способ увеличения бронирования был признан неравноценным ожидаемым результатам.

© masterok.livejournal.com

Поэтому группа слушателя академии ВАММ под руководством Цыганова Н. Ф. (нашего старого знакомого автора проектов танков БТ-ИС и БТ-СВ) разработала две схемы усиления бронирования — с непосредственным прилеганием бетонной подушки к броневым листам танка и установленной с зазором. 

Указанные схемы отличались от аналогов тем, что усиленное бронирование получалось установкой на корпусе танка специальной съемной или несъемной опалубки и ее заливкой бетоном с последующей трамбовкой. 

Кроме того, для применения в зимних условиях НИИ-48 предлагалось усиливать бронирование танка льдобетоном, посредством установки на корпусе танка деревянного каркаса с засыпкой его смесью гравия, песка и деревянных опилок, обильно поливаемой водой на морозе. 

Применение подобных подушек из льдобетона толщиной 80 мм приводило к тому, что борта Т-34 не пробивались из немецкой 75-мм противотанковой пушки РаК 40 с дистанции даже 300—400 м. На самом деле люди даже не пытаются внимательно посмотреть на фотографии, ведь даже беглый осмотр нам подскажет, что это два разных танка.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+4

 

   

Комментарии (0)