Как заправляют самолеты
- 02 октября 2012 15:42
- Julia Loris
Как принято говорить "мне удалось попасть", а на самом деле меня пригласили посетить топливозаправочный комплекс московского аэропорта Домодедово. Основная задача топливозаправочного комплекса (ТЗК) - обеспечение бесперебойной и безопасной заправки воздушных судов кондиционными горюче-смазочными материалами с учетом требований международных стандартов.
Одним из операторов по заправке воздушных судов в Домодедово, является Domodedovo Fuel Services - на данный момент крупнейший оператор в России и СНГ (про остальных чуть ниже). Сливная эстакада для приема топлива – именно отсюда начинается путь авиатоплива, поступающего в Domodedovo Fuel Services по железной дороге.
Сливная эстакада обеспечивает одновременный слив авиационного керосина с 22 железнодорожных цистерн. В день слив осуществляется в среднем три раза, т.е. 66 цистерн в сутки, а это ~ 5000 м3 авиационного топлива. Поставки топлива также осуществляются через трубопровод, в процентном соотношении поставки ж/д / трубопровод составляет 70/30.
Куда же сливают топливо? У Domodedovo Fuel Services есть два резервуарных парка (приемный и расходный) для приема, хранения и подготовки авиационного топлива перед его подачей на заправку воздушных судов. Емкость приемного и расходного резервуарного парков составляет 15 000 и 34 000 м3 соответственно.
Данные объекты связаны между собой магистральным топливопроводом протяженностью около 5 километров.
Поставку и продажу топлива авиакомпаниям в аэропорту Домодедово осуществляют различные операторы: «ЛукОйл», «ГазпромНефть», ТНК-ВР, «Шелл и Аэрофьюэлз» и сам Domodedovo Fuel Services.
Но вернемся чуть ранее. Как же наше топливо себя чувствует? Просто взяли и слили в резервуар? НЕТ! Все топливо, которое поступает в аэропорт, еще до слива в резервуары, уже под контролем. Первый - входной контроль. При приеме каждой партии, забираются пробы, для идентификации поступившего продукта из средства транспортировки. В среднем это три литра для лабораторных исследований, а также арбитражная проба.
Все пробы поступают в высокотехнологичную лабораторию. Лаборатория оснащена новейшим оборудованием, часть которого закупалась Домодедово впервые среди аэропортов России и СНГ. Некоторые приборы компании-производители оборудования специально устанавливали в лабораторию на апробацию. А после испытаний это оборудование приобреталось для лаборатории.
В лаборатории проходят исследование не только авиатоплива, но и спецжидкости (например, противообледенительная, противокристаллизационная), авиамасла и гидрожидкости, используемые в системах ВС.
Входная проверка - не единственная. После слива продукта в резервуары склада, топливо проходит второй контроль - приёмный. Здесь уже топливо тестируется строго в соответствии с ГОСТом по 11 показателям: плотность, фракционный состав...
кинематическая вязкость, кислотность, температура вспышки в закрытом тигле...
содержание водорастворимых кислот и щелочей, взаимодействие с водой, концентрация фактических смол…
содержание воды и механических примесей, температура начала кристаллизации.
Топливо, поступив из приемного в расходный резервуар, проходит приемный анализ по 11 показателям ГОСТа и после проверки на него выписывается Паспорт качества, который является основанием для выдачи авиатоплива на заправку в воздушные суда.
Третий контроль - аэродромный - это уже дополнительная проверка подготовленности и чистоты авиатоплива перед выдачей в воздушное судно. На этом этапе контроля выделенный резервуар во втором парке - расходном складе (общая емкость расходного склада 34 000 м3)- проверяется на чистоту и ему выдается Паспорт качества. На этом этапе проверяются топливозаправщики и заправочные агрегаты, им выдается контрольный талон, который подтверждает, что заправочное средство работает исправно и выдает качественное топливо.
Как авиакеросин попадает в топливные баки самолёта? Для этого в аэропорту используется специальная техника: топливозаправщики,
и заправочные агрегаты, которые закачивают авиакеросин в топливные баки воздушных судов напрямую из топливопроводной системы Центральной заправки самолетов (проложенной под искусственным покрытием перрона аэродрома). На ряде мест стоянок в ДМЕ выведаны гидрантные колодцы с топливными гидрантами, к которым подключается заправочный агрегат.
В аэропорту Домодедово топливозаправщики и заправочные агрегаты используются в соотношении 60/40.
Для поддержания постоянного давления в системе ЦЗС работает насосная станция.
В резервуаре на выдаче, в насосной станции, в топливозаправщиках стоят специальные фильтры, которые обеспечивают дополнительную фильтрацию топлива.
Парк топливозаправочной техники включает в себя машины, оборудованные гидравлической подвеской, позволяющей регулировать высоту.
Заправочные агрегаты, которые подключаются прямо на перроне к ЦЗС и производят заправку судов. В планах стоит дополнительное оснащение стоянок воздушных судов системой ЦЗС в рамках реализации программы по реконструкции перрона аэродрома.
Топливозаправщики вместимостью от 10 до 60 м3, обеспечивающие заправку всех видов отечественных и зарубежных воздушных судов, включая самый большой в мире пассажирский авиалайнер Airbus А380.
В парке также есть низкопрофильные топливозаправщики, осуществляющие заправку самолетов типа А319 и А320 "в крыло" без применения дополнительных приспособлений.
Компьютеризированные пункты налива топливозаправщиков.
При заправке топливозаправщика, а потом им воздушного судна все параметры по заливке топлива отображаются на специальном пульте управления.
Небольшое отступление. Заправить воздушное судно - не просто воткнуть шланг и ждать, когда топливо перельется из топливозаправщика. При заправке воздушного судна, в обязательном порядке делается заземление борта и топливозаправщика. Оператор топливозаправщика (см. правую руку) держит прибор контроля оператора «DEADMAN». Через определенное количество времени оператор должен нажимать на кнопку, тем самым подтверждая, что с ним все нормально. В случае не отзыва оператора - заправка прекращается.
В рамках проекта Технологии будущего DME проводится внедрение автоматизированной системы учета топлива. Каждый топливозаправщик, резервуар оснащается передатчиком, который будет передавать информацию о количестве полученного/отданного топлива. Это позволяет оперативно и точно получать информацию об изменении объемов поставляемого и хранимого топлива.
Пример на резервуаре - слева
На топливозаправщике
В самом начале я обещала рассказать про других операторов по заправке воздушных судов. В настоящий момент в Домодедово работают два оператора по заправке топливом - Domodedovo Fuel Services и «Шелл и Аэрофьюэлз». Наравне с ними возможность хранить и продавать топливо авиакомпаниям с услугой заправки «в крыло» предоставлена компаниям "Газпромнефть-Аэро", "ЛукОйл-Аэро" и "ТНК-ВР".
У авиакомпаний есть возможность выбирать как поставщика топлива, так и поставщика услуг по заправке, исходя из собственных потребностей, ни один из поставщиков авиатоплива не имеет доминирующего положения. При этом авиакомпаниям, начиная с 2000 года (раньше чем в других воздушных гаванях России), предоставлена возможность самостоятельно закупать и хранить топливо на ТЗК.
Выбирайте себе авиакомпанию, а она позаботится о выборе авиатопливозаправки. Возможность выбора сказывается на ценах: тарифы на заправку и хранение авиатоплива в Домодедово ниже, чем в других аэропортах МАУ: по сравнению с Внуково на 46%, а с Шереметьево – на 15%.
Отдельное спасибо за приглашение пресс-службе аэропорта Домодедово и лично Павлу Брагину и Елене Селянченковой. А также сотрудникам Domodedovo Fuel Services за интересный рассказ и гостеприимство.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: