Как живут «отказные» дети в доме-интернате Южного Бутово
- 01 октября 2014 09:50
- ottenki_serogo
А на прогулках играет в песочек
В игровой комнате Стасу выделили собственный стол. Он долго смотрит на пазлы, берет один и сразу ставит на нужное место. Не примеряя и не прикладыая. Потом обязательно два раза сутчит пальцами по столу, чтобы за него порадовались.
Сначала воспиталели хлопали в ладоши, но потом перестали. 24 тысячи раз не похлопаешь. Стас собирает такие за 2 месяца
Детский дом-интернат «Южное Бутово»
Всего лишь одно добавленное к названию слово «интернат» меняет его суть. И «детский дом» и «интернат» предполагают круглосуточное пребывание. ДДИ — тавтология, за которой скрывается «для умственно отсталых детей».
ДДИ «Южное Бутово» один из самых крупных в Москве. Сейчас здесь 392 ребенка. Две трети — дети-сироты, остальные — «родительские», их приводят для постоянного, пятидневного или дневного пребывания.
В штате 585 человек. Сто пятьдесят педагогов и санитарки. На одного ребенка приходится полтора сотрудника.
Деток (именно такое обращение я слышал чаще всего) можно условно разделить на три группы. Это «сохранные» дети, они наиболее мобильны, могут выразить эмоции словами, у них четко прослеживается обратная связь.
В течение года они занимаются по классно-урочной форме, ходят в парки, музеи и на выставки. Часть летом выезжает в лагерь и ходит в походы.
На рисунке в правом нижнем углу тигр
Все эти этажи на листе А1 нарисованы ради одного горящего окна. Только в центральной желтой части рисунка изображено и раскрашено 1700 окошек.
«Мальчик спрашивает Змея-Горыныча как спасти Родину от врагов-немцев». Фломастеры
Другая категория детей — менее мобильные. С ними работа строится немного по-другому. Они тоже выходят в парковые зоны, но в пределах района. Длительные поездки переносят с трудом.
Для них это было бы больше испытанием, чем удовольствием. Им организовываются спокойные и вялые игры, минимальный бег и прыганье, реабилитационно-терапевтические показы фильмов.
Третья группа — милосердные детки. Их состояние таково, что основной задачей интерната является уход и медицинская помощь.
Только представьте себе — слепоглухонемой человек…
Прогулка на веранде
Сотрудники формируют элементарные культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Вынужденно лежачим детям поддерживают положительный эмоциональный фон, развивают мелкую и крупную моторику, обогащют сенсорный опыт.
Каждый день с такими детками проводят достаточно много медицинских манипуляций, чтобы они обрели элементарную двигательную самостоятельность — начали сидеть, ползать и даже ходить.
Корсет и вертикализатор необходимы для профилактики негативных последствий длительного пребывания лежа.
А так же для того, чтобы ребенок учился воспринимать мир не только из горизонтального положения.
Все системно и курсами, сначала одна процедура, потом другая, массаж, бассейн и так далее.
Снятие размеров для изготовления лангетки
С этими детьми практически всегда занимаются индивидуально — в группах это практически невозможно. Среди них есть аутисты и шизофреники с большими поведенческими сложностями.
Фраза «большие поведенческие сложности» может означать все, что угодно. Это агрессия — ребенок может вас ударить или укусить, или аутоагрессия, когда вред направлен на самого себя.
Не удивляйтесь, увидев на фото ребенка в смирительной рубашке. Ее надевают только по необходимости. И если ребенок увечит себя только правой рукой, левую ему оставят свободной. Если раздирает себя ногтями — наденут перчатки. Если же постоянно бьется головой, будет ходить в боксерском шлеме или сидеть в мягком манеже.
Еще один способ не дать ребенку изуродовать себя руками, оставив им подвижность
Причина аутоагрессии может быть различной, но основная в том, что такие дети не могут выразить свои желания и привлечь к себе внимание.
Основная задача в работе с такими детьми — максимально их занять насколько это возможно.
Сейчас маленькая «отказная» Ева может улыбаться.
А еще в прошлом году она выглядела так.
Она прошла три операции, впереди еще две. Ей срастили расщелину неба, сделали косметику верхней губы и носа. К Еве приходит бабушка, но она не смогла бы обеспечить такого содержания, поэтому оно идет за счет госбюджета. Есть специальная программа высокотехнологичных операций и девочка в нее попала.
Но генетические заболевания операбельным путем не исправить. Если с помощью тренировок, определенных манипуляций и реабилитации что-то и можно улучшить, то говорить о полном восстановлении нельзя.
Будущее у них достаточно печальное. Все-таки первичный деффект — умственная отсталость, недостаток интеллекта.
В данном случае развивают какие-то сенсорные восприятия, реакцию. Долго работающий персонал по движению бровей, по мимике понимает комфортно ребенку или нет.
По подрагиванию кончика высунутого языка могут определить эпиприступ 1-й стадии. Визуально постороннему человеку это ничего не скажет, а персоналу такие вещи говорят о многом.
Почти все сотрудники, с которыми я общался, признались, что здесь сложно работать.
ДДИ открылся в 2005-м году. Среди первых сотрудников было много учителей и воспитателей из обычных учреждений. Остались далеко не все. Здесь вопрос моральный: либо ты принимаешь этих детей либо нет. Наше общество не хочет знать об инвалидах, а устраивающиеся на работу люди то же самое общество.
Дети никогда не остаются одни. Воспитатели всегда находятся с ними в одном помещении. Даже ночью.
Есть категория людей, которая хочет достойную стабильную зарплату, но ни при каких обстоятельствах не будет менять памперсы, вытирать сопли, прислушиваться к дыханию лежачего или кормить зондового ребенка: в носу трубка, шприц, пища лезет назад…
И даже если ты логопед, то неприятных ситуаций может произойти много. Во рту нужно делать массаж, ребенка стошнит, а на втором завтраке кефир давали, все кисло, течет, нужно его умывать и вытирать.
У некоторых сотрудников в семье есть инвалиды, у кого-то из родственников есть такие дети. Здесь работают несколько многодетных матерей — пеленки и памперсы им хорошо знакомы. Они очень трепетно и внимательно относятся к желаниям деток.
Подготовка к праздику:
Другая категория — те, чьи дети находятся в ДДИ. Устраивались сюда, чтобы быть с ними рядом и помогать остальным.
30 сестер милосердия Свято-Димитриевского Сестричества работают с 8 утра до 20 часов вечера. Для ДДИ они бесплатны. Но это не значит, что они могут приходить когда захотят. Все строго по графику и это их служба.
Их помощь бесценна. Организовать прогулки — одеть, посадить в коляску, вывезти… Покормить, поменять памперс, подмыть, присмотреть. Это бесконечный процесс, требующий ежеминутного контроля.
Даже в свой обеденный час, если какой-то ребенок издал звук, нужно идти и смотреть.
Сестер сюда направляет православная служба помощи «Милосердие». Небольшую зарплату они получают благодаря пожертвованиям на проект «Помощь детям-инвалидам в государственных домах-интернатах».
Все сестры милосердия имеют дипломы медсестер, патронажной сестры, курсов детского массажа, лечебной физкультуры или лечебной педагогики.
Специальное образование они получили в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия при Первой градской больнице Москвы или в других государственных училищах.
Сестричество оказывает ДДИ и благотворительную помощь. В прошлом году купили тенты для прогулок, делают индивидуальные покупки детям, если считают что это нужно и при согласовании с интернатом.
Организовывают индивидуальные посты в больницах, когда деткам, как Еве, проводятся операции. Посещают в послеоперационный период и поддерживают связь со взрослыми выпускниками интерната.
В ДДИ есть сестры, которые перешли в персонал. Совсем скоро из сестричества придет сотрудником еще одна девушка — педагогом дополнительного образования, она получила диплом.
Логопед тоже когда-то она пришла как сестра милосердия, у нее было логопедическое образование. И когда освободилась должность, она перешла в штат. Причем, в свои выходные она одевает белое платье и косынку и выходит как сестра милосердия.
Подхожу к сидящим на лавочке мальчишкам. Воспитатель объясняет, что выбрасывать мяч за забор нехорошо. Теперь ей придется, дождавшись конца прогулки (детей же не оставить), идти его искать и обегать всю территорию. Для ребят это развлечение — подгадать момент, когда она отвлечется и перекинуть за ограждение. Однажды кто-то кинул мяч обратно — восторгу не было предела! Мальчишки закинули снова — вернулся. Кинули еще раз и… в ответ прилетела пивная бутылка…
Две замечательные девушки останавливают меня вопросом:
— У тебя есть жена?
— Нет.
— Почему нет?
В ДДИ есть все
Единственное, что не входит в государственную программу — подарки на дни рождения. Их делает персонал.
Работать с детьми и не привязаться к кому-то из них невозможно, особенно, если ребенок контактный.
Персональная привязанность персонала — совершенно естественное явление.
92-я группа обожает суперменов. У девочек из 111-й бум на феечек, там все — и разукрашки-феечки и наклейки и куклы и заколки с феечками.
Милосердным деткам дарят музыкальные игрушки.
Иногда через попечительский совет собирают призовой фонд для праздников и соревнований. Детям всегда в конце дарят какую-нибудь мелочь — дуделки, вертушки, шарики — что-то яркое для сиюминутной радости.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: