+3
Сохранить Сохранено 7
×

Кавказ — частица глобальной холодной войны — в поиске мира


Кавказ — частица глобальной холодной войны — в поиске мира

© Ridus.ru

Линии геополитических напряжений в настоящее время проходят через страны, города, судьбы людей, вызывая культурные революции и контрреволюции, взрываясь локальными конфликтами.

Однако это все, по сути лишь отражение глобальной войны континентов. Прямо сейчас гремит война на соседней Украине, в Сирии и Йемене, грозит прийти на некогда мирную Македонскую землю. Мы знаем, что жало войны нацелено на Россию, силы, стоящие за развязыванием всех этих конфликтов, жаждут причинить нашей стране, её народу, боль, страдания и разрушения, ослабить нас любым способом.

Совсем недавно взрывы гремели на Северном Кавказе, лилась кровь, и были слышны слёзы матерей и жён, потерявших родных и близких. Сейчас этот край хотя бы на несколько шагов отошёл от состояния войны, и в нём начала налаживаться мирная жизнь.

Мы увидели это на примере Ингушетии, где стали свидетелями проведения международной богословской конференции «Умеренность в религии — путь к миру, добрососедству и прогрессу» 14−15 мая 2015 года.

Слева направо: Муфтий республики Ингушетия Иса Хамхоев, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, переводчик, шейх Али Мухи ад-Дин аль-Карадаги, Глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров,

© Владимир Киреев

За этим неброским названием скрывается масштабное мероприятие, сделавшее на несколько дней небольшой административный центр Ингушетии — Магас значимой точкой мирового религиозного и политического пространства.

Конечно, это не первая и не последняя конференция такого типа для России в целом и для Северного Кавказа в частности, но ряд моментов в её проведении и работе местных органов власти достаточно интересны, чтобы обратить на них отдельное внимание.

Значимость конференции обусловлена, во-первых, высоким уровнем её участников: в их число вошли такие фигуры как шейх, доктор Али Мухи ад-Дин аль-Карадаги, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, председатель Координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, председатель Духовного управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюру Паша-Заде, заместитель начальника департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента РФ по внутренней политике Алмаз Файзуллин, председатель централизованной религиозной организации «Международная исламская миссия» Шафиг Пшихачев, председатель Духовного управления мусульман Крыма Эмирали Аблаев, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин.

© Владимир Киреев

Этот далеко не полный перечень участников даёт представление о том, что в одно время в одном месте собрались ключевые фигуры современного российского и постсоветского ислама, обладающие высоким богословским авторитетом, и политические функционеры, связанные работой с этой частью нашего общества. Что придаёт весомый характер данному собранию и значимый богословский и политический характер решениям, которые были приняты в результате его работы.

Главное содержание конфренции «Умеренность в религии — путь к миру, добрососедству и прогрессу» составили богословские религиозно-правовые рассуждения о сути джихада, традиции и долге мусульманина.

Один из авторитетнейших исламских богословов в мире, шейх, доктор Али Мухи ад-Дин аль-Карадаги так сказал о джихаде: «Это прекрасное слово было извращено. Джихад — не война, в исламе война всегда была запрещена. Джихад охватывает идейную сторону ислама, он внутри каждого мусульманина. Джихад означает учиться, трудиться в различных сферах, помогать своим родным.

© Владимир Киреев

Практически все аяты в Коране, которые связаны с войной, имеют оборонительную сторону». Его мысль развил председатель Комитета по финансам и развитию ресурсов Всемирного союза мусульманских ученых шейх Абд ар-Рахман Аль Махмуд: «Аллах велит нам быть справедливыми. Те, кто убивают, вступают в противоречие с исламом. Посланник Аллаха говорил: «Не помилует Аллах того, кто не милует людей, а тот, кто убьет, не ощутит ароматы рая». Этот богословский разговор направлен на одну главную цель: вырвать базу из-под ног экстремистов, которые на определённом этапе жизни региона убедили людей, что мирная жизнь невозможна, и единственный выход для молодёжи — это примыкание к бандформированиям. Конечно, они формировали образ идеологического бойца, борющегося не ради наживы, но ради «убеждений»; идеология, формируемая на конфренции, вырывает это оружие из рук наших врагов, ислам — это религия мира, а не войны. Тот, кто призывает к войне, не может называться мусульманином — это главный итог конфренции. Дальше следует задача эти идеологические выводы максимально донести до простых граждан, которым эти аргументы крайне необходимы в условиях острой полемики с экстремистами, кому подыгрывают оппозиционеры из числа российских элит.

Слева направо: председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, переводчик, шейх Али Мухи ад-Дин аль-Карадаги, Глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров

© Владимир Киреев

Глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров, присутствовавший на протяжении всей конфренции, рассказал о том, какой сложный путь прошёл народ его республики к гражданскому миру в настоящее время и как важно правильное понимание ислама, следование кавказским обычаям для мира и развития региона. Прямая речь с исламскими лидерами Ингушетии показала уровень авторитета, способность вести людей в непростых условиях.

Сложные богословские рассуждения, кажущиеся отвлеченными для постороннего человека, далеко не случайно попали в центр общественной жизни этой северокавказской республики.

Так сложилось, что в 90-е годы, времена всеобщего хаоса и распада государственных и социальных институтов на постсоветском пространстве, религия стала для этого региона входной точкой для работы иностранных эмиссаров самого разного плана.

Глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров

© Владимир Киреев

В меньшей степени это касается протестантских течений Грузии и Армении. Более значимый и опасный характер это влияние приобрело для Северного Кавказа, где сначала Чечня, а потом и другие регионы погрузились в состояние близкое даже не к гражданской, а к предельно деструктивной «войне всех против всех». Войне, в которой получателями выгод оказались различные организации, прежде всего из стран Персидского залива, и их американские покровители. То, что сделал Юнус-Бек Евкуров на посту президента Республики Ингушетия — это огромная и сложнейшая работа, результаты которой кроме как чудом назвать нельзя.

Республика живёт в режиме мирного существования, ежедневная угроза жизни для граждан, возможность вспышки насилия на данный момент ушла в прошлое. Сама фигура президента достойна того, чтобы о нём вести отдельный разговор: настоящий сын своего народа, патриот Ингушетии и, вне меньшей степени, патриот России, человек мыслящий глобальными масштабами и способный чувствовать всю сложность момента, когда речь заходит о сложном богословском вопросе, а тем более о жизни и судьбе человека.

Слева направо: Муфтий республики Ингушетия Иса Хамхоев, шейх Али Мухи ад-Дин аль-Карадаги, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, Глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров, председатель Координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев

© Владимир Киреев

Как результат работы конференции была принята итоговая резолюция. Основным её моментом стал призыв к развитию нашего общего дела — развитию и укреплению России, вне зависимости от религии и национальности, ведь мусульмане — это часть общероссийской нации и интересы у нас всех общие. Декларация отвечает провокаторам, стремящимся использовать мусульман как среду для формирования протеста по примеру того, как это происходит сейчас в Македонии, что у мусульман нет для этого никаких причин. Ислам в России занимает значимое место в сокровищнице общенациональной культуры, а мусульмане — важная часть российского общества. Вместе с тем было заявлено, что мусульмане должны быть примером высоких моральных норм для всего российского общества, примером патриотизма, уважения к старшим.

После окончания формальной части муфтии и богословы разъехались по мечетям республики для того, чтобы провести личные беседы с верующими, тем самым переводя её результативность на уровень проникновения в повседневную жизнь, вовлекая в диалог максимальное количество людей. Такую эффективность работы можно назвать очень высокой и желать её повторения в других регионах и условиях. То, что эти методы работают на практике, мы видим на примере произошедших в последние 5−7 лет изменений в республике. Не имеет смысла спорить, чьи методы эффективнее, но диалог в ингушском обществе, проводимый Юнус-Беком Евкуровым работает на практике и проводит к зримым результатам.

Слева эксперт фонда "Народная дипломатия" Владимир Киреев

© Ridus.ru

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (0)