Кавказ — частица глобальной холодной войны — в поиске мира
- 22 мая 2015 12:07
- Владимир Киреев, Политолог
Линии геополитических напряжений в настоящее время проходят через страны, города, судьбы людей, вызывая культурные революции и контрреволюции, взрываясь локальными конфликтами.
Однако это все, по сути лишь отражение глобальной войны континентов. Прямо сейчас гремит война на соседней Украине, в Сирии и Йемене, грозит прийти на некогда мирную Македонскую землю. Мы знаем, что жало войны нацелено на Россию, силы, стоящие за развязыванием всех этих конфликтов, жаждут причинить нашей стране, её народу, боль, страдания и разрушения, ослабить нас любым способом.
Совсем недавно взрывы гремели на Северном Кавказе, лилась кровь, и были слышны слёзы матерей и жён, потерявших родных и близких. Сейчас этот край хотя бы на несколько шагов отошёл от состояния войны, и в нём начала налаживаться мирная жизнь.
Мы увидели это на примере Ингушетии, где стали свидетелями проведения международной богословской конференции «Умеренность в религии — путь к миру, добрососедству и прогрессу» 14−15 мая 2015 года.
Слева направо: Муфтий республики Ингушетия Иса Хамхоев, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, переводчик, шейх Али Мухи ад-Дин аль-Карадаги, Глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров,
За этим неброским названием скрывается масштабное мероприятие, сделавшее на несколько дней небольшой административный центр Ингушетии — Магас значимой точкой мирового религиозного и политического пространства.
Конечно, это не первая и не последняя конференция такого типа для России в целом и для Северного Кавказа в частности, но ряд моментов в её проведении и работе местных органов власти достаточно интересны, чтобы обратить на них отдельное внимание.
Значимость конференции обусловлена, во-первых, высоким уровнем её участников: в их число вошли такие фигуры как шейх, доктор Али Мухи ад-Дин аль-Карадаги, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, председатель Координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, председатель Духовного управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюру Паша-Заде, заместитель начальника департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента РФ по внутренней политике Алмаз Файзуллин, председатель централизованной религиозной организации «Международная исламская миссия» Шафиг Пшихачев, председатель Духовного управления мусульман Крыма Эмирали Аблаев, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин.
Этот далеко не полный перечень участников даёт представление о том, что в одно время в одном месте собрались ключевые фигуры современного российского и постсоветского ислама, обладающие высоким богословским авторитетом, и политические функционеры, связанные работой с этой частью нашего общества. Что придаёт весомый характер данному собранию и значимый богословский и политический характер решениям, которые были приняты в результате его работы.
Главное содержание конфренции «Умеренность в религии — путь к миру, добрососедству и прогрессу» составили богословские религиозно-правовые рассуждения о сути джихада, традиции и долге мусульманина.
Один из авторитетнейших исламских богословов в мире, шейх, доктор Али Мухи ад-Дин аль-Карадаги так сказал о джихаде: «Это прекрасное слово было извращено. Джихад — не война, в исламе война всегда была запрещена. Джихад охватывает идейную сторону ислама, он внутри каждого мусульманина. Джихад означает учиться, трудиться в различных сферах, помогать своим родным.
Практически все аяты в Коране, которые связаны с войной, имеют оборонительную сторону». Его мысль развил председатель Комитета по финансам и развитию ресурсов Всемирного союза мусульманских ученых шейх Абд ар-Рахман Аль Махмуд: «Аллах велит нам быть справедливыми. Те, кто убивают, вступают в противоречие с исламом. Посланник Аллаха говорил: «Не помилует Аллах того, кто не милует людей, а тот, кто убьет, не ощутит ароматы рая». Этот богословский разговор направлен на одну главную цель: вырвать базу из-под ног экстремистов, которые на определённом этапе жизни региона убедили людей, что мирная жизнь невозможна, и единственный выход для молодёжи — это примыкание к бандформированиям. Конечно, они формировали образ идеологического бойца, борющегося не ради наживы, но ради «убеждений»; идеология, формируемая на конфренции, вырывает это оружие из рук наших врагов, ислам — это религия мира, а не войны. Тот, кто призывает к войне, не может называться мусульманином — это главный итог конфренции. Дальше следует задача эти идеологические выводы максимально донести до простых граждан, которым эти аргументы крайне необходимы в условиях острой полемики с экстремистами, кому подыгрывают оппозиционеры из числа российских элит.
Слева направо: председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, переводчик, шейх Али Мухи ад-Дин аль-Карадаги, Глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров
Глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров, присутствовавший на протяжении всей конфренции, рассказал о том, какой сложный путь прошёл народ его республики к гражданскому миру в настоящее время и как важно правильное понимание ислама, следование кавказским обычаям для мира и развития региона. Прямая речь с исламскими лидерами Ингушетии показала уровень авторитета, способность вести людей в непростых условиях.
Сложные богословские рассуждения, кажущиеся отвлеченными для постороннего человека, далеко не случайно попали в центр общественной жизни этой северокавказской республики.
Так сложилось, что в 90-е годы, времена всеобщего хаоса и распада государственных и социальных институтов на постсоветском пространстве, религия стала для этого региона входной точкой для работы иностранных эмиссаров самого разного плана.
В меньшей степени это касается протестантских течений Грузии и Армении. Более значимый и опасный характер это влияние приобрело для Северного Кавказа, где сначала Чечня, а потом и другие регионы погрузились в состояние близкое даже не к гражданской, а к предельно деструктивной «войне всех против всех». Войне, в которой получателями выгод оказались различные организации, прежде всего из стран Персидского залива, и их американские покровители. То, что сделал Юнус-Бек Евкуров на посту президента Республики Ингушетия — это огромная и сложнейшая работа, результаты которой кроме как чудом назвать нельзя.
Республика живёт в режиме мирного существования, ежедневная угроза жизни для граждан, возможность вспышки насилия на данный момент ушла в прошлое. Сама фигура президента достойна того, чтобы о нём вести отдельный разговор: настоящий сын своего народа, патриот Ингушетии и, вне меньшей степени, патриот России, человек мыслящий глобальными масштабами и способный чувствовать всю сложность момента, когда речь заходит о сложном богословском вопросе, а тем более о жизни и судьбе человека.
Слева направо: Муфтий республики Ингушетия Иса Хамхоев, шейх Али Мухи ад-Дин аль-Карадаги, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, Глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров, председатель Координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев
Как результат работы конференции была принята итоговая резолюция. Основным её моментом стал призыв к развитию нашего общего дела — развитию и укреплению России, вне зависимости от религии и национальности, ведь мусульмане — это часть общероссийской нации и интересы у нас всех общие. Декларация отвечает провокаторам, стремящимся использовать мусульман как среду для формирования протеста по примеру того, как это происходит сейчас в Македонии, что у мусульман нет для этого никаких причин. Ислам в России занимает значимое место в сокровищнице общенациональной культуры, а мусульмане — важная часть российского общества. Вместе с тем было заявлено, что мусульмане должны быть примером высоких моральных норм для всего российского общества, примером патриотизма, уважения к старшим.
После окончания формальной части муфтии и богословы разъехались по мечетям республики для того, чтобы провести личные беседы с верующими, тем самым переводя её результативность на уровень проникновения в повседневную жизнь, вовлекая в диалог максимальное количество людей. Такую эффективность работы можно назвать очень высокой и желать её повторения в других регионах и условиях. То, что эти методы работают на практике, мы видим на примере произошедших в последние 5−7 лет изменений в республике. Не имеет смысла спорить, чьи методы эффективнее, но диалог в ингушском обществе, проводимый Юнус-Беком Евкуровым работает на практике и проводит к зримым результатам.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: