Кино: Дженнифер Лоуренс сыграла изобретательницу швабры
- 21 января 2016 00:06
- Максим Марков
«Джой» (Joy)
США, реж. Дэвид О. Расселл, в ролях: Дженнифер Лоуренс, Роберт Де Ниро, Эдгар Рамирес, Дайан Лэдд, Вирджиния Мэдсен, Изабелла Росселлини, Даша Поланко, Элизабет Рём, Брэдли Купер.
Хозяйка белого парусника предупреждала, что нельзя приносить красное вино: оно плохо оттирается с палубы. Но вино всё-таки появилось, бокал предсказуемо разбился — и разбираться с этим досталось Джой, молодой и красивой женщине, неуклонно забиваемой в угол житейскими обстоятельствами. Пока она вытирала и отжимала пролитое, осколки больно впились в ладони — так ей в голову пришла идея создать швабру, непохожую на прочие. Она, конечно, будет стоить подороже других, двадцать долларов, зато и прослужит всю жизнь — и вы уже не купите вторую.
Но для бизнеса это оказалась в корне неправильная задумка: ведь куда выгоднее продать простую швабру за пять долларов — а когда она сломается, продавать такую же вновь и вновь, хоть пятьдесят раз, хоть сотню. И всё кончилось бы плохо, если бы на пути Джой не появился телемагазин с его правилом волшебного слова: «Звоните прямо СЕЙЧАС!»
Фрагмент из фильма «Джой», в котором объясняется работа телемагазина
Дэвид О. Расселл — режиссёр, за последнюю пятилетку обласканный Американской кинокадемией как мало кто другой: три его фильма получили в совокупности 25 номинаций на премию «Оскар», три из которых — актёрские — оказались выигрышными. В нынешнем наградном списке «Джой» вопреки прогнозам отмечена всего лишь в одной категории, что говорит, вероятно, о некоторой усталости голливудских богов от расселловского стиля — и вместе с тем заставляет в который раз удивляться тому, сколь странными принципами руководствуется эта Академия в своём отборе.
Тут вмешиваются, конечно, личные ощущения, но в данном случае без них не обойтись: «Боец» был отличным фильмом, но всё же не таким, чтобы возвращаться к нему спустя годы; «Мой парень — псих» мне показался просто безобразием каким-то, а «Афера по-американски» — лакированной пустышкой. «Джой» на их фоне лично для меня выглядит безусловным шагом вперёд. Но даже и без сравнения — это интересная, оригинальная, чрезвычайно забавная, но в то же время по-настоящему серьёзная работа, вместившая в себя куда больше, чем может показаться, исходя из синопсиса.
Трейлер фильма «Джой»
Фильм об изобретательнице швабры?!. Это само по себе уже звучит издевательски. Но фильм об изобретательнице швабры, по накалу страстей поднимающийся до уровня едва ли не древнегреческой трагедии, — это никак не просто очаровательная шутка. Что автору эта швабра, что он этой швабре?!. А между тем «прикол» растягивается настолько, что превращается во вдохновенную оду тем отважным женщинам, подлинными историями которых (как гласит титр) вдохновлялись создатели картины.
Замените швабру на икс в уравнении — и окажется, что перед вами рассказ о забитой жизнью женщине, вынужденной тащить на себе не только двух малолетних детей, но и всю семью взрослых охламонов, мечтающих о большем, но не способных достигнуть малого. Уйдя из реальности в мир бесконечных мыльных опер (карикатурный и вместе с тем достоверный образ матери), спрятавшись в подвале в компании с чужими песнями (бывший муж живёт с ними, не оставляя надежд стать вторым Томом Джонсом), родственники Джой своим решительным бездействием тянут её за собой. Тянут в бытовую рутину (синоним пучины отчаяния), главный закон которой банален и пессимистичен: у тебя никогда ничего не получится, умерь амбиции, смирись с судьбой, склони голову, будь просто бабой, как тебе и предначертано свыше. «Такое чувство, будто я в тюрьме», — вздыхает Джой по поводу поглощающего её быта и нулевого баланса на счёте.
Ролик фильма «Джой» с участием настоящей Джой Мангано, чья история легла в основу картины
Рычаг сюжета — в понимании того, что «когда ты прячешься, ты прячешься от себя самой». Прочитав дочке подаренную книжку о саранче, героиня возмущается описанной там глупости: мол, саранча зарывается в землю на целых семнадцать лет! Что за бред, кто будет прятаться от солнца так долго?!. Вопрос встревает в голову вместе с воспоминаниями о том, что Джой с детства была выдумщицей-изобретательницей и даже придумала особый собачий ошейник — но мать поленилась оформить патент, а потому на этой идее разбогател кто-то другой. И вот когда бесцельно прожитые годы — те самые семнадцать лет — начали давить не только наяву, но и в ночных кошмарах, пришлось собраться и решиться всё это оспорить: я могу, я должна, я сделаю. И то, что в этих руках оказалась в этот момент именно швабра, — не более чем часть той самой реальности, от которой она вдруг настроилась во что бы то ни стало оторваться.
Музыкальный фрагмент из фильма «Джой»: Дженнифер Лоуренс и Эдгар Рамирес поют «Something Stupid»
В былые времена эта картина вышла бы под слоганом «Бороться и искать, найти и не сдаваться» — и так ли уж существенно, что конкретно является предметом поиска, если желанный результат действительно достигнут. Каким путём — вот что важнее для режиссёра, изумительно работающего с переходами во времени, охватывая тем самым не только настоящее, но прошлое и будущее своей героини. Джой преодолевает не только себя, но и воздвигнутые вокруг неё (в том числе самыми родными людьми) социальные стены — а есть ли срок годности для такого рода истории? По-моему, она актуальна всегда.
«Может, твои мечты стоят пока на паузе?», — говорит ей обаятельный парень при знакомстве, и фильм на самом деле о том, что каждому нужно вовремя нажать кнопку «PLAY», чтобы заиграла его собственная песня. Потом останется только подпевать и подбавлять при необходимости громкость. Но если не запустить процесс — диск так и останется болтаться в лотке непрослушанным.
Кадр из фильма «Джой»
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: