+3
Сохранить Сохранено 7
×

Кино: Константин Хабенский выбивает долги


Кино: Константин Хабенский выбивает долги

«Коллектор»

Россия, реж. Алексей Красовский, в главной роли — Константин Хабенский; голоса за кадром: Ксения Буравская, Полина Агуреева, Дарья Мороз, Валентина Лукащук, Татьяна Лазарева, Евгений Стычкин, Александр Тютин, Кирилл Плетнёв, Игорь Золотовицкий, Никита Тюнин, Марина Лисовец.

Фейсбук фильма 

Артур весь день сидит на телефоне, всеми способами напоминая увиливающим от счетов должникам: «Вы взяли деньги, которые обязались вернуть». Для достижения своей цели он готов соврать о чём угодно: и про беременную 16-летнюю дочь, и про бракованный, возможно, парашют. Зная, что его «клиент» находится в данный момент на неприятной медицинской процедуре, он может даже позвонить врачу — чтобы отвлечь того и заставить лишнюю минуту пострадать пациента. У него хорошо получается копаться в чужом грязном белье; он не хочет, но готов при необходимости переступить черту — пока вдруг сам не оказывается на крючке у одной мстительной дамочки, решившей раз и навсегда изгадить его репутацию…

Фрагмент из фильма «Коллектор»

«Коллектор» — отличное доказательство того, что для хорошего фильма многого не надо: достаточно таланта. Бюджет — важная составляющая, но не главная: была бы идея, был бы сюжет, были бы слова, которые актёр должен произносить в камеру — остальное потихоньку приложится. Не будем гадать, но вряд ли эта картина дорого стоила — сняли её, говорят, всего за неделю (плюс монтаж и озвучание). Всё действие сосредоточено, считай, в одном офисе, на экране — один-единственный герой. А между тем — не оторваться. Интересно. Захватывающе. Гадаешь, чем всё закончится.

Важнейшие составляющие успеха — сценарий и актёр. Для Константина Хабенского «Коллектор», разумеется, оказался вызовом: это только кажется, что быть одному в кадре — просто. Тут требуется особый вид энергии — такой, что позволил бы в одиночку вытянуть всю картину, не дав зрителю заскучать, не дав ему повода выскочить из зала. И хотя вокруг героя всё-таки организована некая — и довольно полнокровная — жизнь, но вся она — где-то за кадром: либо за дверью, либо под окнами, либо на другом конце телефонной трубки. Некому, что называется, заглянуть в лицо; но играет Хабенский так, что никакой дисгармонии не чувствуется. Это надо уметь — столь органично заполнить собой всё пространство; это, безусловно, заслуживает аплодисментов.

Кадр из фильма «Коллектор»

Предложенный ему сценарий — очень живой, бойкий, искромётный. Есть и «придумки», и острые словца, и пара нестандартных поворотов. Большой плюс: в какой-то мере ведь этот Артур — герой своего (нашего) времени, нарисовать портрет которого — мечта любого, наверное, писателя и кинематографиста. Не маленький человек, нет — представитель столичной элиты, разговор о зарплате начинающий с 400−500 тысяч (плюс проценты). Далеко не олигарх, не нефтяник — но большой специалист, несомненно, в своей области, работяга, труженик («У меня нет ни одной свободной минуты»). Профессионал, легко сбивающий с панталыку ко многому привыкшего журналиста. Негодяй — если надо по делу, но в душе — миляга-человек (мы узнаём, что сегодня днём он привёз сбитую кем-то собаку в ветеринарную клинику). Везде зван, везде ожидаем. Не звезда, но новость о нём мигом взрывает и интернет, и теле-радиоэфиры.

Трейлер фильма «Коллектор»

Поначалу кажется, что в этом «мигом» — одна из «бед» рассказанной нам истории (увы, совсем уж без претензий не обойдётся). Трансформация «из князи в грязи» происходит с героем как-то очень быстро — быстро даже с учётом существования телеканала «Life» и новостей в интернете. Вот только что он был королём, а спустя час — вынужден искать новую работу и думать, как бы без побоев пробиться сквозь дружный строй внезапно объявившихся ненавистников. Понятно, конечно, что это нагнетание событий — художественная условность, которую просто следовало бы принять на веру, но вот это недоверчивое «так не бывает», тем не менее, постоянно носится в голове, пока на Артура одна за другой обрушиваются всевозможные неприятности.

Хотя… Оглянувшись на события недавних дней, вдруг понимаешь, что у Алексея Красовского, поставившего этот фильм в прошлом году, а придумавшего его и того раньше, получилось в какой-то мере предсказать именно осень 2016-го: ведь сколько понадобилось времени, чтобы раскрутить историю с якобы «педофильской» выставкой?.. Всего ведь какая-то пара дней, если не меньше. Один негодующий выклик обвалил лавину — и вот уже на следующие сутки вся страна, ещё вчера даже не ведавшая, кто такой Джок Стёрджес, всё о нём уже «знает», а людей к его работам не подпускает самоорганизованный «общественный контроль».

В чём именно состоит «грех» Артура — нам толком не говорят, заставляя гадать, но если в чём-то серьёзном — то ему и правда следует посочувствовать: Россия сегодня действительно скора на расправу. Так что заподозренный нами «минус» необходимо честно переправить на «плюс»: за предвидение.

Кадр из фильма «Коллектор»

Но остаётся другая «проблема» — собственно, она связана с тем, что не до конца прояснена сама авторская позиция: грубо говоря, Артур — персонаж положительный или отрицательный?.. Нет, понятно, что в одном человеке добро легко уживается со злом, тем подлинный герой, как правило, и интересен. Но всё-таки: Красовский с Хабенским на чьей стороне?.. Они оправдывают род деятельности своего персонажа — или считают, что «так ему и надо»?.. Сборщик чужих долгов — это нормальная работа или «грязная»?.. Кто он, этот коллектор — беспринципный шакал или «санитар леса»?..

Вот тут однозначного ответа нам никто не даёт. Впрочем, и не должны давать: хороший фильм подразумевает, что зритель сам сделает выводы. Но нет даже направляющей подсказки, и в данном случае подобная отстранённость, граничащая с неопределённостью, заставляет подумать, что авторы и сами не знают, как относиться к герою и к его далеко ведь не невинным «жертвам». («Он получает по заслугам, потому что заигрался», — говорит Хабенский, но уже не в кадре, а на пресс-конференции.)

Фрагмент из фильма «Коллектор»

В остальном же, несмотря на некоторые навязчиво-мелодраматические уклоны, картину хочется только хвалить: за её остроумие (выраженном не только в шутках), за её визуальную составляющую (отменная операторская работа!), за работу со звуком. За то, что этот фильм — со смыслом; а неглупые жанровые вещи — тем более триллеры — в нашем кино, как известно, большая редкость. Пусть здесь не всё идеально, но послевкусие остаётся отменным.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (1)

  • maclen0k
    maclen0k 08 октября 2016

    хороший актер

    Ответить
    0 +