+2
Сохранить Сохранено 7
×

Кино за партой: плюсы и минусы «лучшей сотни фильмов»


2 46 1201

Кино за партой: плюсы и минусы «лучшей сотни фильмов»

Кадр из фильма режиссера Ролана Быкова "Чучело".

Как мы уже писали ранее, на прошлой неделе Министерство культуры обнародовало список ста отечественных фильмов, к изучению которых в обозримом будущем приступят современные школьники. Особых претензий список не вызывает: в целом он выглядит обдуманным и если и не вполне соответствует условному идеалу, то довольно близко к нему приближается. Тематически он легко делится на пять подгрупп:

Кадр из фильма "Морозко".

А) Фильмы для детей и юношества: «Илья Муромец», «Морозко», «Золушка», «Чучело», «Школьный вальс», «Доживем до понедельника» и т.п. Принцип отбора понятен: начинать надо с легкого, с «детского»; в дальнейшем истории о сверстниках помогут школьникам в решении проблем, которые с годами отнюдь не теряют в актуальности.

Б) Экранизации классики: «Война и мир», «Тихий Дон», «Гамлет», «Дама с собачкой», «Пиковая дама», «Неоконченная пьеса для механического пианино» и пр. Смотрим фильм – читаем книгу. И без уроков кино всем лентяям давно известно, что легче за день отсидеть все серии эпопеи Бондарчука, нежели месяц корпеть над томами Толстого – так что тут двойная польза.  

Кадр из фильма "Баллада о солдате" режиссера Григория Чухрая. © РИА Новости

В) Ленты о Великой Отечественной войне: «Баллада о солдате», «Восхождение», «Летят журавли», «Радуга», «Проверка на дорогах», «Молодая гвардия». Никто не забыт, ничто не забыто. Но хорошо, что патриотизм без проблем совмещается здесь с искусством: на тему ВОВ у нас и правда сняты шедевры.

Г) Исторические картины: «Петр Первый», «Адмирал Нахимов», «Александр Невский», «Иван Грозный», «Андрей Рублев», «В огне брода нет». Польза также очевидна, но интересно, как нынче в школах будут трактовать революционные события столетней давности?

Кадр из фильма "Курьер".

Д) Фильмы, отражающие современную им эпоху: «Я шагаю по Москве», «Застава Ильича», «Девять дней одного года», «Печки-лавочки», «Курьер» и т.д. Сегодня смотрятся такими же «историческими» картинами – и поражает то, сколь мало наша жизнь, на самом-то деле, изменилась. И огорчает, что аналогичных зарисовок о дне сегодняшнем нынче выходит совсем немного.  

Некоторые из них, разумеется, попадают сразу в две, а то и в три категории:«Подвиг разведчика» - это одновременно А и В, «Они сражались за Родину» - Б и В, «Бег» - Б и Г. Иные, конечно, слегка из этой пятерки «выбиваются», но подобные исключения – «Мечта», «Не горюй» или «Зеркало» - в предложенной сотне редкость. «Авторское» кино как таковое «пострадало», в принципе, обосновано: а стоит ли подросткам с него начинать? Поэтому в списке нет ни одного фильма Киры Муратовой и Александра Сокурова, Сергея Параджанова и Отара Иоселиани. Хотя можно было бы взять «Долгие проводы», «Русский ковчег», «Тени забытых предков» и «Жил певчий дрозд» - и достойно прикрыть зияющую брешь, но ведь надо же что-то и на «внеклассное чтение» оставить!

Кадр из фильма "Зеркало" Тарковского.

В остальном же почти все обязательные классики – на месте. Тремя картинами обозначены десять режиссеров: Сергей Бондарчук, Ролан Быков, Сергей Герасимов, Андрей Кончаловский, Никита Михалков, Яков Протазанов, Михаил Ромм, Александр Роу, Андрей Тарковский, Сергей Эйзенштейн. По две «наснимали» еще четырнадцать – от Ильи Авербаха до Василия Шукшина. Прочие мэтры представлены единичными произведениями. При желании тут можно снова придраться как к именам, так и к названиям – вернее, к отсутствию некоторых из них. Почему нет Ивана Пырьева, Льва Кулиджанова, Александра Зархи, Петра Тодоровского, Владимира Меньшова? Где «Окраина» Барнета, «Комиссар» Аскольдова, «Служили два товарища» Карелова, «Полеты во сне и наяву» Балаяна, «Асса» Соловьева?.. Но это уже частности – в чем-то печальные, но в принципе объяснимые.

Кадр из фильма "Новый Гулливер".

Тем не менее, некоторые пункты вызывают более серьезные сомнения. Не очень, например, понятно, что делают в списке три мультипликационные ленты: «Месть кинематографического оператора» Владислава Старевича, «Новый Гулливер» Александра Птушко (сделанный в сложной технике сочетания игровой игры с кукольной) и «Ёжик в тумане» Юрия Норштейна. Вернее, непонятно, почему их всего три?.. Раз уж включать анимацию, то включили бы тогда целую программу! А выделять из всего нашего наследия только три работы (пусть и этапные) – это уж точно несправедливо. Зато излишен вопрос про документальное кино, представленное двумя названиями: «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма и «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова. Это действительно фильмы, про которые школьникам следует знать.

Кадр из кинофильма "Чук и Гек" по одноименному рассказу Аркадия Гайдара.

Не очень понятно, как оказались в сотне такие ленты как «Белеет парус одинокий» и «Чук и Гек». Вернее, понятно, что они проходят по разряду «детской классики»: категория А призвана в первую очередь заинтересовать ребят нашим кино, а не «надоумить». Но откуда взялись эти фильмы, а не «Дети капитана Гранта», например, не «Два капитана»? И зачем в списке «Красные дьяволята» 1923-го года, когда есть удачный и более подходящий списку ремейк «Неуловимые мстители»? Совсем не очевидными кажутся также фильмы «Звезда» и «Смелые люди» - такое впечатление, что ими просто «добирали» тему войны, словно бы план выполняя.  

А не оказалась ли «Бесприданница» Протазанова в списке исключительно по той причине, что основана на бессмертной пьесе Островского (категория Б)? Понятно, что «Жестокий романс» тут бы не очень подошел, потому как Рязанов в своей экранизации многое, как известно, досочинил; но, может, и не стоило тогда вовсе?.. Вот «Дон Кихоту» места не нашлось – а ведь его и читать дольше, и смотреть интереснее. Похоже, что и «Дворянское гнездо» Кончаловского и «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» Михалкова попали в список во многом благодаря именно классической первооснове – чтобы двух зайцев сразу убить. Но если речь идет все же об уроках кино, то не лучше ли было взять у данных авторов (нет возражений – заслуженных) «Первого учителя» и «Своего среди чужих»?.. Прошли бы по разделу исторических картин – хотя что я говорю, времена же изменились: вдруг теперь придется обосновывать моральную «неправоту» главных героев?..

Кадр из фильма "Бриллиантовая рука".

Эльдар Рязанов, к слову, представлен в сотне фильмом «Берегись автомобиля» - и тут возникает вопрос иного свойства: а разве эту – блистательную, безусловно – ленту не показывают с завидной регулярностью по ТВ? Разве ее надо «заставлять» смотреть?.. Возможно, теперь и надо – и было бы странно, конечно, если бы творчество Рязанова, несмотря на всю его популярность, не представили вовсе. А на месте «Белого солнца пустыни» Мотыля вполне могла бы быть «Звезда пленительного счастья» - или чиновники и правда уверены, что молодежь не знает нынче товарища Сухова?.. Аналогичную «претензию» можно предъявить и к «Бриллиантовой руке» Леонида Гайдая – неужто ее тоже хоть кто-то еще не смотрел?!. Ну, всё возможно; хотя смешно, конечно, от самой мысли, что в школьную программу попадет фильм про «облико морале» - с ресторанным дебошем, гостиничным «флиртом» и прочими, скажем так, разлагающими «излишествами».

Кадр из фильма "Маленькая Вера".

Впрочем, самым вызывающим пунктом с точки зрения «облико морале» выглядит здесь, разумеется, «Маленькая Вера» Василия Пичула – удивительно даже, как по ее поводу не возмутились до сих пор блюстители нравственности! Могли ли себе представить авторы этого фильма, «взорвавшего» на закате советской эпохи пуританское общество, что спустя четверть века их работу буду изучать старшеклассники?!. Хотя надо все же помнить, что список на данном этапе предварительный – и депутаты Железняк и Милонов не сказали пока своего веского слова.

Режиссер и актер Никита Михалков - обладатель приза американской киноакадемии "Оскар" в номинации "Лучший иностранный фильм" за фильм "Утомленные солнцем", и его дочь Надя - исполнительница одной из главных ролей в этом фильме, со статуэткой "Оскара". © М. Гнисюк/РИА Новости

Как многие сразу заметили, хронологически сотня обрывается на 1994-м году, на «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова (язвить тут бессмысленно - будто кто виноват, что эта картина «Оскара» получила). Немного странно, да, но с другой стороны – кино должно же «отстояться». Лишь время выявит несомненных фаворитов – а пока список фильмов, поставленных в уже независимой России, будет явно грешить субъективностью. Впрочем, об этом у нас еще будет повод поговорить отдельно.

Сейчас же следует подытожить: затея с изучением лучших образцов кинематографа в школьных классах – не самая дурная из нововведений последних месяцев. Когда-то, давным-давно, не меньшие споры наверняка велись и вокруг списка книг, которые следует проходить на уроках литературы, и вокруг произведений живописи, репродукции которых рекомендуется воспроизводить в учебниках. И чем «гнобить» начинание, не лучше ли сперва задуматься: а разве плохо, если Кино перейдет в сознании россиян из разряда развлечений в разряд «серьезных» предметов?.. Вообще-то, это очень даже положительная тенденция. Но дождемся теперь еще и иностранного списка.   

 

См. также:

«Вместо ста рублей школам дали сотню фильмов»

«Предложи свой фильм для изучения в школе!»

 

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (31)

  • Gyroscope
    Gyroscope 15 января 2013

    Галопом:
    "Покаяние" Абуладзе очень даже авторское кино. Да и не с авторского кино надо начинать.
    А "Асса" по нонешним временам нельзя показывать. Это же вечно оппозиционное кино, такое в школе ни-ни!
    "Два капитана", что первый, что второй фильм - совершенно проходные картины, к шедеврам кино их трудно отнести.

    В целом, вы хорошо проанализировали список, хотя по некоторым предложенным вами альтернативам позволю себе не согласиться.
    Но совершенно не понял зачем надо чтобы кино для россиян стало не развлечением, а серьезным предметом? За что вы нас так не любите? )) К серьезному кино, как и литературе, и искусству в целом, каждый должен придти самостоятельно.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 15 января 2013

    сразу соглашаюсь по всем пунктам, чтобы не вступать в долгую дискуссию.
    Ваш же вопрос скорее риторический. Да, каждый должен придти самостоятельно. Но не идут ведь, вот в чем беда. Налицо - по-моему - очевидная деградация зрителя. И ведь это надо как-то исправлять. Может, предлагаемый путь и не лучший - но какой тогда еще?

    Ответить
    0 +
  • echo.bjornd
    echo.bjornd 15 января 2013

    Курьер есть - ок. Для меня, родившегося в 1987 - это главный советcкий фильм.

    Ответить
    0 +
  • Товарищ О. Бендер
    Товарищ О. Бендер 15 января 2013

    да... фильм отличный

    Ответить
    0 +
  • Випктория
    Випктория 15 января 2013

    На самом деле список фильмов вполне приличный, например фильм Щит и меч- один из моих любимых, очень нравится -В небе ночные ведьмы ... и другие. Тут ведь дело в том, нельзя заставить смотреть тот или иной фильм или прочитать книгу. Задача учителя заинтересовать, привить ученикам вкус к литературе искусству, истории . и т. д... А вот эта вот абязаловка ни к чему не приведет.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 15 января 2013

    вы абсолютно правы. главная теперь задача - сделать абязаловку абаятельной и превлекательной)

    Ответить
    0 +
  • cikatila
    cikatila 15 января 2013

    Все эти фильмы я смотрел в школьном возрасте, во время своего досуга, а в школе учился. Интересно, а часы какого предмета заберет просмотр кинофильмов?

    Ответить
    0 +
  • Gyroscope
    Gyroscope 15 января 2013

    математики и русского языка. следующим шагом будет введение телевизоросмотрения. и список 100 лучших передач - дом 2 там, пусть говорят и прочие скандалы, интриги, расследования.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 15 января 2013

    ваша правда, тоже важный момент - когда всё это смотреть. ответ на него нам еще предстоит услышать. но пока речь идет о факультативе

    Ответить
    0 +
  • cikatila
    cikatila 15 января 2013

    может лучше привести в порядок телевидение, что бы оно было, преимущественно образовательно- просветительным чем торгово-развлекательным?
    Повторяюсь, но все это я посмотрел по советским центральным каналам, преиущественно в прайм-тайм, и без перерывов на рекламму.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 15 января 2013

    я про это как раз пишу в предыдущей статье - что идеальным решением вопроса мог бы стать специализированный телеканал с регулярными повторами или онлайн-портал со всеми необходимыми материалами. это позволило бы вывести проект за пределы собственно школы, а "отчетность", что фильмы просмотрены, могла бы быть в форме сочинений (хотя, конечно, благодаря интернету их написать сегодня куда легче)

    Ответить
    0 +
  • Mihon
    Mihon 15 января 2013

    Где "Кин-Дза-Дза" и "Убить дракона" можно не спрашивать, видимо...

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 15 января 2013

    Данелия представлен более лирическими произведениями - и входит в число 14 режиссеров, у которых отобрали два фильма. И это нормально. Правильный, конечно, вопрос, почему нет фильмов Захарова. Скорее всего потому, что они проходят по разряду телевизионных. И "Убить дракона" - как раз тот единственный (вроде бы), который выходит в прокат (но можно перепроверить). Но взять "Дракона" - и не взять "Мюнхгаузена" с "Чудом" было бы несправедливо, и потому, видимо, решили "замять". Тем более что... Ну какой сейчас Дракон, а? еще решит кто чего...

    Ответить
    0 +
  • Товарищ О. Бендер
    Товарищ О. Бендер 15 января 2013

    видимо цель просто создать дополнительные рабочие места

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 15 января 2013

    не думаю, что речь идет об этом. пока многие боятся, что всё упрется в дополнительную нагрузку для учителей гуманитарной направленности.

    Ответить
    0 +
  • Товарищ О. Бендер
    Товарищ О. Бендер 15 января 2013

    так за доработки вроде как доплачивают

    Ответить
    0 +
  • Anna-5806
    Anna-5806 15 января 2013

    Список составляли, как и для программы по литературе, как обычно, отъявленные и беспощадные садисты.
    Цель о возбуждении отвращения ко всему русскому у молодежи оправдывает средства.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 16 января 2013

    а как, по-вашему, возбудить у молодежи если не любовь, то хотя бы уважение ко всему русскому?

    Ответить
    0 +
  • Anna-5806
    Anna-5806 16 января 2013

    Уважение? Дайте подумать... Может, показать что-то реально качественное, актуальное, ослепительное, восхитительное, какого нет у других? Не думаю, что кунать кого-то головой в э... нечто неприятное -- единственный и лучший способ заслужить уважение.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 16 января 2013

    я чего-то не вижу в списке ничего принципиально "неприятного". Советский кинематограф занимал лидирующие позиции в мире по художественному качеству - и если вы с этим склонны не согласиться, то скорее всего, вы его просто не очень хорошо знаете.

    Ответить
    0 +
  • Anna-5806
    Anna-5806 16 января 2013

    Вы и школьник (причем не советский, а сегодняшний) -- разные люди. Просто подумайте об этом. Вам нравится какое-то определенное кино, кому-то нравится какая-то определенная литература, но никто не вправе втюхивать свои интересы принудительно. Кино из списка -- далеко не мировая классика, и чем бы оно не являлось по каким-то сомнительным оценкам, его никто не знает за пределами довольно узкого круга почитателей и посему знать это необязательно.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 16 января 2013

    "никто не знает" - это довольно странно сказано. применительно к ряду картин (отмеченных и в статье) - да, согласен. Но как минимум четверть указанных картин - это именно что мировая классика безо всяких "но", и по меньшей мере две трети оставшегося - безусловная классика кино отечественного.
    а про "знать необязательно" - вот в этом-то и беда. вот с этой-то ленивой и упаднической позицией и следует нещадно бороться.

    Ответить
    0 +
  • Anna-5806
    Anna-5806 16 января 2013

    Боюсь, что едва ли многое из того, что есть в списке, ВООБЩЕ было переведено на какие-либо языки.
    Вы не поверите, вно в мире там много восхитительных вещей, что можно выбирать, что узнать. И выбрать что-то, что мне по вкусу и что я считаю полезным для меня, я упаднической позицией не считаю.

    Ответить
    0 +
  • Anna-5806
    Anna-5806 16 января 2013

    -, но в мире так много-

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 16 января 2013

    я поверю про массу восхитительных вещей, если они не касаются кино. Если вы против самого курса как такового потому, что он отнимет у вас время, - это ваше право быть против и оставаться в этом вопросе, простите, немного невеждой. Но ежели вы говорите про восхитительные вещи применительно к фильмам - из Швеции, Японии, Австрии или Австралии, - то тогда совсем уж странно: изучать иностранное кино, презирая свое, в корне пагубно и неправильно

    Ответить
    0 +
  • Anna-5806
    Anna-5806 16 января 2013

    Слава богу, конкретно у меня никто время не отнимает, школа позади и теперь я учусь только тому, что выбираю сама.
    Изучать "свое" только лишь потому, что это "свое", немного презирая и принижая достоинства иностранного за то, что оно "чужое", -- это, на мой взгляд, не совсем правильное проявление патриотизма.
    Лучше поливать цветы в своем саду и сажать лучшие новые сорта, а не пытаться продлить жизнь гнилым пням только потому, что никто на них иначе не обращает внимания, если вы понимаете, о чем я. Благо, цветов на свете хватает, даже и в нашем саду есть они.

    Ответить
    0 +
  • Gyroscope
    Gyroscope 16 января 2013

    Максим, вы надеюсь не националист? )) Почему только русскому?

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 16 января 2013

    советскому?

    Ответить
    0 +
  • Gyroscope
    Gyroscope 16 января 2013

    российскому! )

    Ответить
    0 +
  • Gyroscope
    Gyroscope 16 января 2013

    Из более внимательного прочтения пресс-релиза Минкульта:

    "Все вопросы практической реализации идеи факультативного урока кино – окончательная версия списка фильмов, кто, каким образом и по каким научно-методическим материалам будет вести занятия и т.д. – относятся к компетенции Минобрнауки России. " - вот в Минобре-то все и похоронят, либо задвинут в долгий ящик.

    "Затем сотрудники Министерства занимались получением прав на показ отобранных фильмов, вопрос окончательно не решён. ... Проект списка «100 фильмов» будет официально направлен в Минобрнауки России." - не кажется ли, что странно получать права на фильмы, когда они еще не утверждены всеми сторонами?

    То есть как бы возникает нечто лестное всем взрослым киноманам, но по факту - нет ни методики преподавания, ничего, просто очередная профанация возможно и правильной идеи. Поставили телегу впереди лошади. Возможно более нормальным было бы сделать методику в Минобре, а потом уже решать какие фильмы показывать.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 16 января 2013

    вот абсолютно справедливое замечание - про телегу впереди лошади!

    Ответить
    0 +