«Киношок» умер, да здравствует «Киношок»!
- 03 октября 2014 11:13
- Александра Жукова
Отшумел, пожалуй, самое точное слово, которое можно подобрать по отношению к «Киношоку». Открывшись шлягерами советских лет (вроде «Лаванды»), организаторы фестиваля в течение всего срока не оставляли попыток музыкально развлечь участников — вроде вечера шансона на открытой веранде. Но в то же время и чему-то настоящему здесь нашлось место. Одним из трогательных эпизодов церемонии открытия стала минута памяти ушедших за последний год актеров, среди которых Александр Леньков, Татьяна Самойлова, Юрий Яковлев, Донатас Банионис и другие. В рамках фестиваля, кстати, прошла специальная ретроспектива «Кино про кино», где можно было посмотреть документальные фильмы об Олеге Янковском или Ларисе Кадочниковой, а также армянскую картину, где запечатлен Андрей Тарковский, 50 лет назад выбиравший натуру для своего фильма.
Однако, как ни удивительно, но программы, придающие «Киношоку» фестивальный уровень, оказались внеконкурсными.
Тяжеловесный, неповоротливый фестиваль по-прежнему во многом напоминает привет из 90-ых в наспех наброшенном платьице современности с прорехами в организации, где кино успеется. Залы были далеко не переполнены, несмотря на огромное количество аккредитованных журналистов и участников, да и с некоторых конкурсных показов уходили плотными рядами.
Несмотря на то, что к российскому кино некоторое настороженное отношение со стороны зрителя (сказываются годы подорванного доверия), но благодаря ему от «Киношока» сложилось кинематографически приятное послевкусие. Ведь специальная программа «В фокусе — Россия», вобравшая в себя фестивальные хиты и лауреатов международных фестивалей, включила такие картины, как «Класс коррекции» (режиссер Иван И. Твердовский), «Дурак» (режиссер Юрий Быков), «Как меня зовут» (режиссер Нигина Сайфуллаева), «Белый ягель» (режиссер Владимир Тумаев), «Братья Ч» (режиссер Михаил Угаров) и другие. Кстати, это одно из успешных обновлений фестиваля — предполагается, что организаторы будут представлять наиболее заметные российские фильмы на «Киношоке» и дальше.
Помимо этой панорамы российского кино, поставленной, как назло, на одиннадцать вечера, другой интересной программой стали показы киноальманахов «Омнибус» (они шли в 10−30 утра, и зрителям-ранним пташкам предлагалось проголосовать за понравившийся фильм). Победителем в этой программе стала тоже российская картина Светланы Быченко «Птицы и люди».
Пожалуй, главный аутсайдер — это конкурс короткого метра. Выбор жюри — картина совместного производства Литвы-Эстонии «Лиза, домой» кажется более чем обоснованным (правда, на некоторых киносайтах фильм почему-то указан как 2012 года). Фильм Оксаны Бурой о хрупкости детской души очень выгодно выделяется на фоне остальных конкурсантов и, по некоторым слухам, сразу занял лидирующую позицию в оценках жюри.
Как и в основном конкурсе, у короткометражек те же проблемы — изматывающий своей неспешностью темпоритм и отсутствие драматургической мотивированности действий. Приехавшая заниматься бизнесом, героиня фильма «Олька» снимает квартиру, и в первую же ночь к ней вламывается мужчина, который раньше сюда к проститутке ходил. Вдохновленная сперва, героиня затем депрессует от отсутствия клиентов и, увидев случайно своего героя на улицах Ульяновска с ребенком, спрашивает: «Почему перестали ко мне ходить?». И, получив ответ, успокоенная, звонит, очевидно, своей второй половине. Любовь, а вернее ее отсутствие, штука страшная. В картине «Зоин день» героиня устала от мужа, который сидит в кресле, пьет виски и слушает Малера. Фамилия Малера, для пущей важности, прозвучала несколько раз в кадре. Режиссер фильма использовала абсолютно безосновательный прием — изображение в картине будто снято в размытом фильтре инстаграмме.
Невероятно скучный док про сложную транспортную ситуацию на Украине «Балажер. Коррекция действительности». Ее показ был оживлен вступительной речью — режиссер Леся Кордонец по неведомым причинам на фестиваль не доехала, но через коллегу попросила передать политическое послание про «освободите Олега Сенцова».
Впрочем, абсурда хватало и в основном конкурсе. Авангардные видения в фильме «Хозяева» — танцы призраков, бегуны в красных и зеленых трусах, покойная мать идет по полю с желтым зонтом, будто в первый раз напившиеся подростки сорокалетние мужики заживо хоронят своего друга («Романтики»), а главный герой фильма «Freerange», которому чуть за 30, выдает философские тексты о смысле жизни и все пишет гениальный роман, однако печатать его отказывается: «Я как проститутка не продаюсь».
Кино стран СНГ, согласно конкурсу фестиваля «Киношок», предстает тоскливым хороводом с редкими вкраплениями сильных картин, как, например, «Племя» (режиссер Мирослав Слабошпицкий), «Кукурузный остров» (режиссер Георгий Овашвили), или опять же, российский фильм «Сын» (режиссер Арсений Гончуков). Кстати, все эти фильмы были отмечены наградами жюри — Алексей Черных («Сын») получил награду за лучшую мужскую роль, Слабошпицкий, получивший в Каннах три награды, среди которых приз прессы, был назван лучшим режиссером, а «Кукурузный остров», уже отмеченный главным призом на фестивале в Карловых Варах, стал обладателем Гран-При фестиваля «Киношок».
Так что, возможно, здесь выбор жюри, возглавляемому фотохудожником и главным редактором журнала «7 дней» Екатериной Рождественской, был отчасти предрешен.
Фото Геннадия Авраменко и Натальи Четвериковой.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: