Когда земля уходит из-под ног
- 25 февраля 2014 22:07
- Андрей Бородулин, Журналист
Поезд мой идёт вдоль Чёрного моря, по Кубани, скоро уже украинская граница. То, что за окном – москвичи увидят лишь в апреле, а пока наблюдают с обострёнными чувствами то, что за границей. Всего за несколько часов - кипа любопытнейших новостей, одна вызывает стыд, другая - ощущение соратничества, в целом же они приводят к растерянности. А ещё точнее – от них дышится нелегко. Наконец-то до России дошло облако от горевших почти месяц покрышек в центре Киева. Совсем немногим дышится сладко, что побуждает тех к очередному перепосту заметки или плаката «Правого сектора», кому-то с горчинкой, кто-то вовсе задыхается. Стон, причитание «Земля уходит из рук» - заметны в сетевых записочках последних. Так долго не волновавшая, презираемая так многими «Хохляндия» вдруг стала восприниматься некоторыми «своею». Не наблюдавшие ни разу парад Черноморского флота даже по телевизору, вдруг озаботились судьбой Севастополя. Вообще, поговорить на украинскую тему сейчас выстраивается многомиллионная очередь. Даже в поезде, едущем с Олимпиады, эта тема - основная:
- Пусть раскалываются... Мы себе Восток заберем.
- Да вы знаете, что там уж сто человек полегло, как их матери оплакивают…?
- Ну так ведь с обеих сторон..
- Да нечего нам туда впутываться. Россия уже однажды вступилась за сербов перед Первой Мировой, в результате 17-ый год случился.
Но я спорить не буду. И вообще, мне как-то более волнительна судьба и чувства не тех, у кого наблюдаемая лишь в медиа «земля уходит из рук», как тех, у кого эта самая земля уходит из-под ног. Расскажу о возникших в связи со свежими севастопольскими рассказами образах из недавнего прошлого. Отмечу, что проехал я Украину по горизонтали и вертикали неоднократно, зимовал под песни Тараса Чубая в Карпатах, спал на вершинах под Балаклавой и на высохшем лугу в селе Гуляй-поле. На Майдане и около провёл за декабрь-январь уже 20 дней, пару раз даже спал на полу в захваченном Доме профсоюзов. Да и когда я упомяну имена косовских местечек, в том числе албанских, как и название Бендеры (ох уж, сколько раз так несправедливо досталось этому славному приднестровскому городку от незнающих написание фамилии Бандера!), то и это от того, что наблюдал я эти населенные пункты собственными глазами.
Город Митровица, неподалёку от «чисто албанской» Приштины, столицы Косово. Митровица разделена на сербскую и албанскую части рекою. Два моста засыпаны, на третьем – пропускной пункт из миротворческих сил KFOR. Когда там проезжали мы, то их представляли… португальцы. Вот так вот, жителей бывшей Югославии «мирят» португальцы. На албанской стороне строится огромная мечеть. Буквально в 200 метрах сербы на своём берегу, выражаясь плакатами и флагами, до сих пор «хотят русскую армию», размещают на стенах портреты Путина, в кафе к нему прибавляются портреты Иосипа Броз Тито. Помнит ли про этих сербов российская армия? Кто поможет сербам в случае новой попытки албанцев проникнуть на их сторону города? Однажды такая попытка была, так дежурившие на мосту голландские миротворцы попрыгали в воду, прямо с оружием. Вывод: никто сербам и кому-либо в современных постсоветских анклавах не поможет, кроме них самих.
Ещё пример: уже упомянутый городок Бендеры, почти слившийся с Тирасполем, столицей непризнанной многими Приднестровской Молдавской Республики. Около автобусных остановок, за углами продуктовых ларьков разного «дизайна» таблички. Но структура содержания одна: ФИО, погиб, защищая родной город, нередко с указанием точной даты и времени фатального выстрела. Музей, посвященный обороне Бендер, представляет собою довольно жалкое зрелище. По ухоженности и финансированию явно схож с типичным краеведческом музеем в одном из российских райцентров. Никто не сохранит память о прошлом, достоинство приднестровцев, как и других, оказавшихся в изоляции, кроме них самих. Сомневаюсь, что займи молдаване Бендеры, они будут содержать этот музей даже в «краеведческом» виде.
Иллюзий относительно Крыма, пожалуй, предостаточно с трёх сторон: Большой революционной Украины, россиян и, собственно, крымчан. И надо сказать, что пока наиболее слаженна и дальновидна в своих действиях первая сторона. Выжидает, информационно давит, готова к мобилизации. В России, тем временем, часто опускают «татарский» фактор, почему-то уверены в поголовном «восстании» севастопольцев. Последнее не является фактом на настоящий момент. Судя по социальным сетям, да и по составу митинга у памятника Нахимову и городской администрации, большое количество местного студенчества, «хипстеров», в том числе русского происхождения, соблазнено революцией и некоторые даже влюбляются в «Правый сектор». И виной тому иллюзии крымчан повзрослее. Вместо демонстрации русской позиции многие изображают позицию «советскую». Если севастопольцы или ялтинцы сделают попытку защитить от сноса памятники Ленину, как и фигуру Януковича, то они не только не будут поддержаны местной просвещенной молодёжью, но и вряд ли вызовут сопереживание русских патриотов, россиян в целом. И уж тем более, никакой «десант добровольцев» из России, и даже футбольные фанаты из Симферополя, не последуют защищать подобные символы. А значит те, кто не желает вынуть одну ногу из вязкой трясины памяти об идолах СССР, так и застрянут там, пока их будет давить революционная армия имени Степана Бандеры.
Кстати, подобное развитие событий уже было. В 1991 году Севастополь оказался в похожем, подвешенном положении. Жители города вышли на шествие с пророссийскими и «советскими» лозунгами. Но когда в город прибыл эшелон "УНА-УНСО", после их шествия в униформе, севастопольцы рассеялись по домам. Как рассеялся и ряд схожих митингов в Киеве, после атак украинских националистов. Каков теперь уровень пассионарности и тестостерона в крови севастопольских мужчин, поднявшихся на бунт и «третью оборону Севастополя», остаётся неизвестным. Надеюсь, в любом случае, что повышения уровня крови на улицах не последует. Не исключаю также, что чёрно-красные краски знамён УПА в Крыму не будут сгущены, и что всё останется примерно по-прежнему. Не изменилась ведь ситуация на полуострове ключевым образом после "померанчевой" революции 2004-го.
А теперь вернёмся в страну Интернет. Даже по френдлентам многих рядовых граждан социальных сетей поползла трещинка. Завязываются споры о «крымском» вопросе между теми, кто в этом самом Крыму когда-то вместе лежал на песочке. Всё чаще, наряду с ярлыком «бандеровцы», встречаются довольно новые для глаз формулировки: «…дикие пророссийские настроения» или «…уж лучше ЕС, чем ваша Азия». Полагаю, что рецепт от пролития виртуальной крови или слёз обиды здесь простой: не стоит говорить на острополитические вопросы с теми, с кем не полез бы в один окоп. В мокрый, грязный, холодный, да ещё и надолго. А тем более, если этот спор завязывается с другом. Время на «комменты» потратите, да и друга потеряете.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: