Крым: «А земли чьи?»
- 09 июня 2015 19:41
- Ольга Гахокидзе
С бизнесменом Владиславом Грицаком, чье предприятие на протяжении долгих лет обеспечивало автобусную перевозку пассажиров по всей территории Крыма, случилось непредвиденное. В один непрекрасный день в офис «Крымавтотранса» ворвались люди в камуфляже и объявили, что с этого момента предприятию назначена временная администрация. Ополчение с оружием наперевес сообщило, что должно проконтролировать, как частная собственность переходит Республике Крым.
Таким образом Государственный Совет Республики Крым национализировал имущество ПАО «Акционерная компания «Крымавтотранс». В частном акционерном обществе в одночасье были уволены бухгалтер, председатель правления и его заместитель. Сразу же на эти должности были назначены «свои» люди.
В то время, как «новые люди» по-хозяйски делили кабинеты офиса, владеющие теперь уже госсобственностью считали все перешедшее под их крыло движимое и недвижимое имущество «Крымавтотранса» — от автовокзалов и автостанций, до билетных касс и киосков.
Сами чиновники объяснили, что такая модель обеспечит стабильность и более качественную форму пассажирских перевозок в регионе. Представители «Крымавтотранса» и правозащитники в ответ на это заявляют: «на лицо незаконное действие и попытка рейдерского захвата предприятия».
И хотя на крымчанах образ собственника никак не отразится: автотранспорт как ходил, так и будет ходить, этот пример показывает отношение регионального руководства к частному предпринимательству в регионе.
Рули себе
И без того горячую ситуацию накалил арест «смещенного» председателя правления «Крымавтотранс» Владислава Грицака, подозреваемого. по ч.1. ст 201 УК (злоупотребление служебным положением). Сейчас он находится в СИЗО в Симферополе. Вчера была апелляция, но ее отклонили.
«Статья не тяжкая, но, тем не менее, его закрыли под стражу. Никаких предпосылок законных, чтобы его задерживать, тоже нет», — говорит юрист, известный крымский правозащитник Жан Запрута.
Жан Запрута © Facebook.com
«Про «Крымавтотранс» скажу, что это типичный пример захвата. Мы пачками направляем обращения и жалобы в федеральные инстанции, но они снова спускаются в Крым, а там на них ноль внимания. Замкнутый круг получается», — сетует Запрута.
Земельный вопрос на полуострове Крым сегодня стоит особо остро. Власти не заинтересованы в том, чтобы крымчане имели частную собственность, оставшуюся у них с «украинских» времен. Речь идет не только о частном предпринимательстве, но порой и о жилых домах.
Национализация или «прихватизация»
Региональный парламент принял закон «Об особенностях выкупа стратегических объектов в Республике Крым», согласно которому Совет министров Крыма имеет право изымать частную собственность одним постановлением. Национализация, знаете ли…
Национализация угрожает инвестициям, а отношение новой крымской власти к праву частной собственности несколько странное. Такое мнение выразил юрист и правозащитник Жан Запрута. В Москву из Крыма он приехал, чтобы сообщить федералам о некоторых проблемных моментах, не дающих наладить здоровую правовую жизнь в регионе.
© Jorge Campos/flickr.com (CC BY ND 2.0)
«После референдума было установлено, что на территории республики будет действовать законодательство РФ. Однако сегодня в Крыму я не чувствую той правовой мощи Российского государства, которая закреплена в Конституции. Регион живет своей непонятной юридической жизнью, которая может вытворить завтра всё, что угодно. Никакой реакции нет, а идти в суды — бесполезно», — заявил Запрута.
После присоединения Крыма к России на полуострове была проведена масштабная национализация, которая завершилась 1 марта 2015 года. В списке оказался ряд крупных компаний и производственных предприятий. Так, в собственность республики отошло имущество сотового оператора «Киевстар», сеть автостанций «Крымавтотранс», почти половина акций Восточно-Крымской энергетической компании, феодосийский завод «Гидроприбор», ПАО «Бухта Двуякорная», Ялтинская киностудия, завод «Крымхлеб».
Кроме того, в имения региона отошло больше сотни земельных участков. Свое нежелание оформлять крымчанам землю в собственность местные власти объясняют абстрактным «нам разрешили». Некоторые жители полуострова считают, что дело в пришедших к ним на земли крупных инвесторах, которые хотят получить лакомые куски на Южном берегу Крыма.
Однако правозащитник Жан Запрута выразил свое мнение, что инвесторов в Крыму пока не много.
© calflier001/flickr.com (CC BY ND 2.0)
Тем не менее, именно с завлечением инвесторов связана эта самая «национализация»: Крым и его Южный берег — места весьма привлекательные. Однако свободной земли в этих районах уже практически нет, поэтому власти таким образом «освобождают» участки.
Беспредел или «трудности переходного периода»?
Чиновники национализируют частные компании. Под таким вроде бы правильным глаголом скрывается самое просто «отжатие». Под видом проникновения в этот сектор, власти практикуют давление на малый бизнес и частную собственность в целом.
Все это вызывает множество вопросов, ведь согласно российскому законодательству, такое в принципе невозможно.
«Не надо никаких особенностей в Крыму, они нас только отделяют от российского правового поля. Уже много нестыковок в самых разных сферах», — прокомментировал юрист Жан Запрута.
Переход на российское законодательство в сфере регулирования вопросов оформления прав на землю и недвижимость идет непросто.
Земельный вопрос — главная тема писем-обращений, которые жители Крыма так часто теперь пишут в Госдуму и в Общественную палату РФ.
Проходит ли национализация на полуострове с нарушениями российских правовых норм или чиновники все делают правильно — покажет время. Сейчас главная цель сообщества правозащитников Крыма — пригласить в регион федеральных чиновников и экспертов, которые поспособствуют тому, чтобы «власти Крыма растормошились».
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: