Кто мечтает погубить российское музыкальное образование
- 01 июля 2016 19:36
- Дмитрий Строганов, специальный корреспондент «Ридуса»
«Ридус» продолжает цикл статей, посвященных образовательной сфере.
Реформа образования подобно спруту дотянулась до всех без исключения сфер: от детсадов до академий. Не стали исключением и музыкальные школы, которые также подверглись оптимизации и реформированию.
Всему свое время и место, и время это — после двенадцати
Идея о необходимости кардинальных изменений в системе музыкального образования в головы чиновников пришла довольно давно, обсуждать ее начали еще в 2010 году. Два года спустя, в 2012-м, было принято решение, что обучать детей игре на инструменте с пяти-шести лет — крайне негуманная практика, то ли дело — с пятого класса. Музыканты и именитые педагоги тут же грудью встали на защиту школ с давними традициями. Денис Мацуев, Михаил Хохлов, Владимир Овчинников, Мария Максакова, Владимир Спиваков и многие другие деятели искусств с профессиональной точки зрения начали объяснять дилетантам ошибочность данного решения.
«Последствия введения этих поправок могут быть крайне печальными. Всячески надеюсь, что их так и не введут, потому что начинать профессиональное образование с пятого класса — это абсолютно невозможно. Так же, как это невозможно в спорте: не может фигурист заниматься фигурным катанием с 12 лет. Он не станет чемпионом олимпийским, это — невозможно. То же самое в художественном образовании: музыке, балете. Это необходимо начинать в раннем детстве: с четырех, пяти, шести лет. Если допустить такой вариант, что это введено будет, то мы просто потеряем целое поколение талантливейших детей, которые могли бы прославлять нашу страну», — объяснил «Ридусу» данную проблему скрипач Дмитрий Коган.
Шум, поднятый музыкантами и педагогами, оказался весьма громким. В итоге им удалось отстоять право специализированных школ на полноценное десятилетнее обучение детей.
«В этом году эти странные поправки введены не были, — с явной радостью в голосе говорит Дмитрий Коган. — Ситуация хотя бы в специальных музыкальных школах пока не изменилась в худшую сторону. Специальное музыкальное образование, если мы говорим о школах-десятилетках, где готовят с маленького возраста профессионалов, оно вот точно не требует никаких подобных корректив».
Школы, получившие статус любительских, перемен не избежали. В прошлом году по всей стране началось объединение «музыкалок». Так, например, столичные ДМШ имени Андреева, ДМШ имени Голованова, ДМШ имени Флиэра и ДШИ «Надежда» прошлым летом превратились в Московскую городскую объединенную детскую школу искусств «Щукино».
В департаменте образования, понятно, заявили, что «процесс направлен на укрепление административно-финансовой деятельности школ и не повлияет на численность преподавательского состава или контингента учащихся», однако, как это водится, слукавили. Штат каждой школы был сокращен, нагрузка на педагогов — увеличилась, а заработная плата выше не стала. Процессы точно такие же, как и в общеобразовательных учреждениях.
«В музыкальном образовании есть гораздо более существенные проблемы, чем начинать заниматься абсолютно вот таким вот поиском несуществующей оптимизации, которая абсолютно не требуется, — говорит Дмитрий Коган. — Но люди некоторые в министерстве образования, которые считают себя как-то вправе навязывать методики усреднительные, они, почему-то, ставят своей целью заниматься переформатированием вообще процесса образования, нежели заниматься насущными делами и проблемами».
Разумному решению мешает волевое
После информационного скандала из-за панамских офшоров, в рунете родилась шутка: родители юных футболистов и хоккеистов начали массово забирать детей из спортивных секций, чтобы отправить их учиться на виолончелистов. Как это обычно водится, шутка недалеко ушла от истины. Детские музыкальные школы крайне популярны у родителей.
В минувшем январе Владимир Мединский на заседании правительства сообщил, что сегодня в России работают 5,2 тысячи музыкальных школ, где учатся полтора миллиона детей. При этом в последние годы число таких учеников выросло почти на 20 процентов. Министр культуры также заявил, что в колониях для несовершеннолетних преступников нет детей, закончивших «музыкалки».
«Напрашивается вопрос, что выгоднее для государства, если даже отвлечься от духовного здоровья нации — содержать детские музыкальные школы или исправительные учреждения», — отметил министр культуры.
Эти показатели не могут не радовать, тем более, что дети «ломятся» не только в бесплатные музыкальные школы, но и в платные кружки при всевозможных ДК. Вот только все эти миллионы юных поклонников музыки рискуют в ближайшее время столкнуться с серьезными проблемами, вызванными теми самыми нерешенными насущными проблемами, о которых говорил Дмитрий Коган.
Во-первых, это инструменты. «Нет вообще мало-мальски качественных инструментов в учебных заведениях: роялей, духовых, струнных, ударных, никаких нет», — заявил знаменитый скрипач. Министерство образования, занимаясь оптимизацией учебных процессов, пока дистанцируется от решения данного вопроса. Проблемой занимаются меценаты, например, Денис Мацуев.
Я попытался организовать рояльное движение — езжу по регионам и пытаюсь убедить губернаторов закупить для школ, в концертные залы рояли. Приобретено уже более 50 инструментов. Но это — лучшие мировые марки. А зайдите в рядовые музыкальные школы и посмотрите, на чем там играют дети. Это же допотопные разбитые советские инструменты, так как закупать зарубежные школам — очень дорого, а своих новых нет, заявил пианист Мацуев ТАСС в марте месяце.
Своих — это отечественного производства. В советские времена фабрики по производству пианино действовали в Ленинграде, Калуге, Ростове-на-Дону, Вышнем Волочке, Горьком, Краснодаре, Люберцах, Брянске, Владимире, Иваново, Ижевске, Казани, Кемерово, Кирове, Красноярске, Куйбышеве, Новосибирске, Омске, Пензе, Саратове, Свердловске, Смоленске, Магнитогорске… Это если ограничить географию лишь РСФСР. По данным на 1968 год, годовая продукция всех фортепианных фабрик СССР составляла 80 тысяч инструментов. Сегодня — ноль инструментов в год. В России не осталось ни одного подобного производства.
Другой серьезный вопрос — кадровый. «Издалека — слова, а рядом — факты: в конкретно взятой школе (с традициями, достижениями и пр.) самому младшему преподавателю на фортепианном отделении 49 лет, средний возраст 56 лет. В городе 7 городских и больше 10 областных школ. В этом учебном году в областной музыкальный колледж на 9 мест поступило 6 человек. В последние годы немало выпускников колледжа продолжают образование по специальностям, далеким от музыки. Из кого будем готовить специалистов?», — пишет преподаватель музыкальной школы на специализированном форуме.
По словам многих работников музыкально-образовательной сферы, проблем с педагогами нет только в десятке лучших музыкальных школ страны, вроде специальной музыкальной школы имени Гнесиных. В учреждениях попроще ситуация куда хуже. Заработная плата преподавателей в музыкальных школах оставляет желать лучшего даже в Москве. На скриншоте ниже — статистика по столице от сайта труд.ком.
В провинции оплата труда педагогов и того ниже. Прожить на эти деньги весьма непросто, поэтому очередей из молодых и толковых преподавателей в «музыкалки» не наблюдается.
Подтянуть материально-хозяйственный уровень «отстающих» — так провозглашалась одна из главный целей объединения и оптимизации «любительских» музыкальных школ. Однако и эта задача до сих пор не решена.
«Образовательные учреждения находятся в подчас аварийном состоянии», — говорит Дмитрий Коган. Даже в музыкальной школе имени Гнесиных ремонт шел более десяти лет и завершился лишь прошлым летом.
В поисковике можно найти немало новостей о плачевном состоянии музыкальных образовательных учреждений. В Башкирии, например, требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии более 30% «музыкалок», изношенность инструментов в республике составляет от 60 до 100 процентов.
«Пианино без нижней крышки — это как бы норма. Во многих музыкальных школах такие пианино — это ещё не самое страшное. Есть, конечно, и похуже инструменты», — заявила в феврале прошлого года министр культуры Башкирии Амина Шафикова.
Похоже, данные проблемы волнуют Минобр куда меньше, нежели оптимизация расходов. «Школы, не соответствующие новым требованиям, предполагается реформировать в студии, кружки —
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: