Кто поедет за «Оскаром»?
- 12 сентября 2012 13:05
- Максим Марков
На днях российский оскаровский комитет назовет фильм, который наряду с картинами от других стран вступит в борьбу за попадание в пятерку лучших иностранных лент года по версии Американской киноакадемии. Киноридус насчитал чертову дюжину потенциальных кандидатов на эту почетную, но изначально невыполнимую миссию.
В прошлом году по этому поводу разгорелся дичайший скандал. Вышеобозначенный комитет выдвинул от России фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2: Цитадель» не потому, что лента того заслуживала, а скорее от того, что значительная часть заседавших в той или иной мере зависела от Михалкова, скажем так, по обстоятельствам служебного толка. Скандал бушевал месяца полтора, но дело закончилось всего лишь реформированием комитета – на принципах, предложенных тем же Михалковым. В ближайшие дни новоявленным членам оскаровской комиссии, среди которых – победители крупнейших фестивалей и номинанты на «Оскар» былых лет, предстоит либо оправдать возложенное на них доверие, либо вновь поднять бучу. Всё будет зависеть не столько от «правильности» их выбора, сколько от того, в какой мере он устроит всех прочих участников кинопроцесса.
Грядущее обсуждение напомнит прошлогоднее и потому, что в числе обсуждаемых кандидатур снова могут оказаться фильмы «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова, «Шапито-шоу» Сергея Лобана и «Фауст» Александра Сокурова. Вернее, именно в этом году они и должны там оказаться – потому как ранее комитет не имел права рассматривать возможность их выдвижения до начала российского проката. А ведь именно наличие такового – одно из главных условий для картин-соискателей. Номинируемый фильм непременно должен выйти на экраны страны за неделю до октября – прокат же этих кинопроизведений начался значительно позже.
Тем не менее, как не было шансов у этих картин год назад, так вряд ли они появятся и сегодня. «Фауст», конечно, получил «Золотого льва» - одну из самых престижных фестивальных наград в мире. Но будем честны: фестивали и «Оскар» - это далеко не одно и то же. Тем более «Оскар» и Сокуров – совершенно очевидно, что им никогда не пересечься. У Сокурова, конечно, была картина, пользовавшаяся в Америке заметным успехом – «Русский ковчег» об Эрмитаже; но его «Фауст» гораздо сложнее и в среднестатистические рамки номинантов просто не вписывается. Наш комитет может, конечно, «уважить» классика – точно так же, как часто делал и до этого, но у заокеанских академиков таковой жест сочувствия точно не вызовет. Зато можно быть уверенным, что «Фауст» возьмет своё у Европейской киноакадемии – и вскоре окажется в числе ее главных номинантов. В этом случае выдвижения от России ему не понадобится.
«Жила-была одна баба» в апреле получила «Нику», старейшую и главную российскую кинопремию, как лучший фильм 2011 года. Но что русскому хорошо – американцу смерть, как известно. Фильм, конечно, масштабный, даже эпический – но страданиями российского крестьянства Америку не прошибешь, к сожалению. Это уж слишком «наша» тема.
У «Шапито-шоу» имеется всего лишь один недостаток. Это всем прекрасный фильм – но идет четыре часа, редкий американец долетит до середины сеанса. Увы. А то бы мы им, конечно, показали!
Но перейдем, наконец, к другим фильмам. Чем плох, допустим, «Высоцкий. Спасибо, что живой» Петра Буслова? Всем плох, ответите вы, – и будете, разумеется, правы. Тем не менее картина – российский «кассовый» лидер, а Михалкова как раз упрекали за то, что его фильм «провалился в прокате». На самом деле, у нас в прокате проваливаются практически все отечественные картины - кроме комедий, названия которых мы в этом списке даже упоминать не будем. Так почему бы и правда не выдвинуть «выбор народа»? Минус один – но существенный: имя Высоцкого в США мало что кому скажет. Это наш герой, не их – и пиетета перед Владимиром Семенычем тамошние академики точно не испытают. Тем более перед таким – резиновым.
Возьмем тогда «Август. Восьмого» Джаника Файзиева! Россию ведь должна представлять «большая картина», демонстрирующая всю ее военную мощь - похожие соображения действовали в прошлом году. Тем более такая тема – политически правильная, до сих пор не утратившая своей актуальности! Сам Путин мог бы приехать в Киноакадемию и поддержать… Но искренне надеемся, что этого не потребуется.
Военной теме посвящен и «Белый тигр» Карена Шахназарова – тем более это вновь, как и у Михалкова, Великая Отечественная! Шахназаров, как известно, входит в «михалковский пул» - и его «Палата №6» уже выдвигалась от России на соискание «Оскара», причем выдвигалась совершенно бессмысленно, так как у нее вообще не было ни единого шанса. Шансов немного и у «Белого тигра» - но ведь мастеру исполнилось 60 лет, он старался… Хуже нету, когда в дело вступают аргументы такого рода – но беда наших ответственных киношников как раз и состоит в том, что «уважить человечка» им порою важнее, нежели оценить реальное положение дел.
Гораздо больше тут «честных» шансов у другой военной драмы - «Матч» Андрея Малюкова. Крепкая профессиональная вещь – с «пробивающим» сюжетом, с историческим размахом (костюмы, интерьеры), с отличными актерскими работами (даже Безрукова попрекнуть нечем). По большому счету – чистый Голливуд, они любят такие картины. С другой стороны – раз любят, то у них и своего такого добра хватает, а для «иноязычной» категории они зачастую предпочитаю нечто другое… Вот был бы этот фильм их – кто знает, может, и пошел бы покорять оскаровские вершины; но оценят ли они нашу попытку?.. Впрочем, скорее всего, наш комитет «зарубит» «Матч» по причине его откровенной «жанровости» - нам бы ведь чего-нибудь «авторское» послать!
По этой же причине нет шансов и у «Шпиона» Алексея Андрианова – жанр! К тому же Андрианов еще и дебютант – молод пока, пусть окрепнет.
Другой дебютант в нашем списке – Ангелина Никонова, прогремевшая в прошлом году с выразительным «Портретом в сумерках». Фильм стал своего рода сенсацией: если исключить тяжеловесного «Фауста», то «Портрет» - едва ли не самая успешная российская картина на европейских кинофестивалях последних лет. Европейцам приглянулся такой взгляд на женщину и на Россию – и в теории есть шанс, что определенные струны он задел бы и в сердцах американцев. Однако это решение, прими его наш комитет, попросту не поймут: в нашей родной стране фильм совершенно «не прозвучал» и обыватель, услышав это название, удивленно вопросит: «А что это такое?!»
А вот Василий Сигарев уже куда более известен, хотя «Жить» - всего лишь вторая его работа. По части «авторского начала» - максимально приближенная в этом списке к «Фаусту»: такая же тяжелая, только гораздо невыносимее. В связи с чем вновь вспоминаем, что фестивали – это одно, а Американская киноакадемия – совершенно другое. Подобный радикализм – совершенно не в духе «Оскара», и незачем нам их пугать, не стоит.
Другое дело - «Дирижер» Павла Лунгина: духовность! Тоска сплошная, но зато речь ведь о Боге!.. Хочется, впрочем, верить, что у членов нового комитета помимо религиозных чувств в душе будет еще и голова на плечах – и они на подобную спекуляцию не позарятся.
В связи со всем вышеизложенным максимальные шансы на почетное выдвижение имеют, на самом деле, всего лишь две картины: «Кококо» Авдотьи Смирновой и «Орда» Андрея Прошкина. Первая, как говорят, страшно понравилась американским дистрибьюторам. Когда они приезжали летом в Москву, то выделили в первую очередь именно фильмы Смирновой как образец того, что можно было бы предложить их закормленному зрителю. Понятная история (встреча интеллигенции и народа), внятное изложение, «рассейский» колорит – простенько и со вкусом. Мнение прокатчиков в данном случае очень важно – потому как именно от их усилий будет зависеть, заметят или нет академики выдвигаемую картину. А прокатчики, как известно, склонны вкладывать деньги только в то, что может потом окупиться и принести прибыль. Так что если победит в итоге «Кококо», то это решение будет как минимум обосновано. Хотя, если честно, не хотелось бы: картина все-таки не самая выдающаяся и гордости за нее никак не испытываешь.
Поэтому наиболее вероятным кандидатом на то, чтобы представлять нашу страну на «Оскаре», является все-таки «Орда» - еще не знакомая широкому зрителю, так как выходит она только через неделю. Это одновременно и последний возможный срок, чтобы попасть в список претендентов, и явный расчет на успех – ведь и в Америке все потенциальные оскаровские хиты стараются выйти буквально за неделю до Нового года (каковым для нас в данном случае является 1 октября).
Оснований считать, что «Орда» победит – хотя бы на данном этапе – много. Во-первых, хорошо памятен международный успех «Монгола» Сергея Бодрова: мало того, что фильм попал в заветную пятерку номинантов, так еще и неплохо заработал в американском прокате (на сегодняшний день это самая успешная в этом отношении российская лента). «Орда» близка к нему если не сюжетно, то интонационно – так что сравнение далеко не случайно. Во-вторых, репутация «Орды» подкреплена успехом на ММКФ, где жюри одарило призами и режиссера, и актрису Розу Хайруллину; для мирового сообщества это не имеет, разумеется, почти никакого значения, но в России традиционно почетно. В-третьих, получится забавно – если в прошлом году «уважили» Михалкова - председателя Союза кинематографистов, то в этом году порадуют Прошкина - председателя альтернативного (оппозиционного) Киносоюза. Того самого Киносоюза, который больше всех и возмущался прошлогоднему решению. Впрочем, этот нюанс – самый несущественный, так как «Орда» - действительно хороший фильм (это в-четвертых). Здесь, правда, опять – вопросы духовности, которые могут вызывать споры и, как следствие, влиять на оценку картины. Но зато в техническом плане «Орда» практически безупречна: эпоха, постановочный масштаб!.. С этой точки зрения показать её миру будет абсолютно не стыдно.
Оправдается ли наш прогноз – вопрос самого ближайшего будущего. Пока же мы можем всласть порассуждать, насколько вообще адекватна предложенная вашему вниманию «чертова дюжина».
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: