+1
Сохранить Сохранено 7
×

Кто завтра может стать президентом Ирана, и к чему это приведет


Кто завтра может стать президентом Ирана, и к чему это приведет

© Алексеев Борис/Коллаж/Ridus.ru

В пятницу, 5 июля, в Иране стартует второй тур внеочередных президентских выборов, объявленных в связи с гибелью в авиакатастрофе действующего президента страны Ибрагима Раиси.

Традиционно современный Иран считается страной с жёсткой авторитарной властью, сосредоточенной в руках аятолл, где нет места даже намёкам на демократические процедуры. Тем не менее, именно нынешние иранские выборы рассматриваются политологами как важный исторический момент, способный определить дальнейший вектор развития страны.

Самое интересное заключается в том, что предсказать их исход, не говоря уже о возможности заранее обеспечить нужный результат, правящий в Иране режим не в состоянии.

Демократия по-ирански

В этой статье мы попытаемся разобраться, что происходит сегодня во власти Ирана в связи с безвременным уходом из жизни президента, не являющегося основой действующего режима. Ответим на вопрос, к чему может прийти страна при том или ином результате досрочных выборов.

Стоит отметить в качестве спойлера, что результаты и последствия нынешних событий сегодня неведомы даже самим лидерам иранского режима.

После того как ни один из кандидатов на пост президента не набрал большинства голосов в первом туре выборов 28 июня, стало окончательно ясно, что имя президента страны будет названо только по окончании второго тура — 5 июля.

Хотя реальная власть в Иране принадлежит верховному лидеру аятолле Али Хаменеи, у президента есть некий набор возможностей, позволяющих влиять на политику, опираясь на поддержку народа, политическую принадлежность и связи с влиятельными институтами. В ряде случаев эта возможность может иметь решающий характер.

© flickr.com

Именно такой «случай» Иран переживает сейчас. Это период обострения напряжённости между Тегераном и Западом, когда иранскому руководству приходится мобилизовывать своих прокси для атаки Израиля, параллельно выстраивая отношения с Россией, вступившей в жёсткое противостояние с противником Ирана в лице всё того же Запада.

Реформист и консерватор

Кандидатом-реформатором является депутат Масуд Пезешкиан, 69 лет. Кардиохирург и бывший министр здравоохранения, выступал за возрождение соглашения 2015 года между Ираном и мировыми державами, согласно которому страна согласилась на ограничения своей ядерной программы в обмен на отмену экономических санкций. Соглашение было сорвано, когда в 2018 году США при тогдашнем президенте Дональде Трампе вышли из него и восстановили санкционный режим.

Масуд Пезешкиан и Саид Джалили.
Масуд Пезешкиан и Саид Джалили. © khamenei.ir /Ayoub Ghaderi

Оппонентом Пезешкиана на выборах является Саид Джалили — бывший переговорщик по ядерной сделке, ныне являющийся её ярым критиком. Джалили утверждает, что экономика Ирана может выжить без восстановления отношений с США и Западом, сосредоточившись исключительно на торговых связях с Россией и Китаем.

Для чего нужен президент Ирана?

Президент выступает в качестве заместителя верховного лидера, консультируя его по вопросам государственного управления и выполняя его указания. В более широком смысле он выступает в качестве проводника его политической повестки.

Официально президент является главой исполнительной ветви власти, в которую входят министры, 12 вице-президентов, ряд департаментов и агентств, участвующих в управлении страной. Он подотчётен парламенту, а это значит, что его могут заставить предстать перед депутатами и заставить отвечать на их вопросы (в авторитарном-то Иране!).

Президент сам назначает членов своего кабинета, но каждое назначение подлежит одобрению парламента. Кандидатуры на посты министров зачастую отклоняются законодателями, особенно когда в палате доминирует оппозиционная политическая фракция.

Какой реальной властью обладает президент?

В зависимости от масштабов народной поддержки, фракционных и институциональных связей, экономической ситуации в стране и уровня личных амбиций президенту в прошлом удавалось влиять на вектор политики правительства и участвовать в её формировании.

Но его компетенция имеет строгие границы. Президент — всего лишь избранный чиновник, гражданский представитель народа, тогда как принимающий важные государственные решения и издающий основополагающие указы верховный лидер назначается палатой юристов и священнослужителей.

Как иранские президенты ладят с Хаменеи?

Покойный Раиси был тесно связан с Хаменеи. Последний в конечном итоге поссорился и отодвинул на второй план всех тех, кто работал под его началом с тех пор, как он стал верховным лидером в 1989 году.

аятолла Али Хаменеи
Аятолла Али Хаменеи. © Khamenei.ir

Аятолла Акбар Хашеми Рафсанджани — президент страны с 1989 по 1997 год, настаивал на более либеральной экономической политике, которая способствовала бы восстановлению Ирана после войны с Ираком 1980–1988 годов. Поначалу он был близким союзником Хаменеи, но затем отодвинулся на обочину политики после того, как выразил обеспокоенность по поводу нападений сил безопасности на протестующих студентов после спорных президентских выборов 2009 года.

Мохаммад Хатами, единственный явно реформистский президент Исламской Республики, курировал период здорового экономического роста и более тёплых отношений с Западом. Тогда миру удалось наблюдать редчайший уровень взаимодействия Ирана с США, когда Тегеран помогал Соединённым Штатам бороться с «Талибаном»* в Афганистане в начале 2000-х годов. Хатами был исключён из официальной жизни Ирана после того, как отбыл два срока, закончившихся в 2005 году. С 2015 года его имя запрещено упоминать в СМИ.

Махмуд Ахмадинежад — популист-консерватор и первый неклерикальный президент Ирана, был настроен агрессивно по отношению к Западу. Отношения ухудшились из-за опасений по поводу ядерной программы Ирана. Европейский союз и США в конечном итоге наложили санкции на иранский экспорт энергоносителей и деятельность иранских банков. Это вызвало первый крупный валютный кризис в стране после окончания ирано-иракской войны, приведший к росту зависимости Ирана от Китая в международной торговле.

После ухода с президентского поста Ахмадинежад избегал участия в государственной политике. Причиной тому послужили столкновения с религиозным истеблишментом Ирана по таким вопросам, как отношения с Израилем и юридические требования к женщинам носить хиджаб.

Хасан Рухани — умеренный священнослужитель, который, как считается, имеет тесные связи с иранской военной элитой и Корпусом стражей исламской революции (КСИР). Стал президентом в 2013 году на волне кампании за улучшение связей с Западом с целью положить конец санкциям. Это обеспечило ему поддержку избирателей среди городского среднего класса, которые обычно поддерживали откровенно более реформистских кандидатов. Рухани использовал свой мандат для продолжения переговоров с Вашингтоном, а в 2015 году было заключено знаменитое ядерное соглашение.

Однако Рухани находился под постоянным давлением сторонников жёсткой линии, а его министры часто сталкивались с блокировкой своих решений парламентом, в котором доминировали консерваторы.

В результате он не смог внести никаких изменений в ограничительные социальные законы Ирана, а тем более отменить домашний арест лидеров оппозиции, как обещал избирателям.

После того как США вышли из ядерного соглашения, ознаменовав конец периода разрядки, Хаменеи дистанцировался от Рухани.

Ранее в этом году экс-президенту запретили баллотироваться на выборах, чтобы сохранить своё место в Ассамблее экспертов — важном консультативном органе, которому поручено назначать верховного лидера.

В конституции страны говорится, что верховный лидер избирается Ассамблеей экспертов, состоящей из 88 членов, избираемой консультативной палатой, состоящей из богословов и высших священнослужителей. Они имеют право уволить верховного лидера, который в противном случае может править пожизненно.

Кто управляет президентскими выборами в Иране?

Состоящий из 12 членов Совет стражей (Исламской революции) решает, кто будет баллотироваться на любых выборах. Половина членов Совета назначается верховным лидером, остальные — парламентом.

В Иране широко распространено мнение, что решения Совета отражают взгляды Хаменеи относительно того, кому следует разрешить баллотироваться.

Совет стражей
Совет стражей (Исламской революции) © flickr.com

Процесс принятия решений Советом мало прозрачен, а некоторые показатели, которые он использует для утверждения кандидатов, могут быть субъективными и расплывчатыми. Например, среди них есть «хорошая репутация, надёжность и благочестие».

Прежний опыт дисквалификации без каких-либо объяснений популярных или известных политиков и высокопоставленных священнослужителей подорвал доверие к справедливости и этого процесса.

Как это работает?

Совет стражей одобрил шесть из 80 зарегистрированных кандидатов, причём Пезешкиан был единственным реформистом, тогда как остальные являлись сторонниками самой жёсткой политической линии. Двое из кандидатов отказались от участия в последние дни перед голосованием, сославшись на желание повысить шансы своих единомышленников — сторонников жёсткой линии.

Согласно конституции Ирана, президент должен происходить из «религиозной и политической элиты» страны, иметь иранское гражданство и «иранское происхождение». Он должен верить в «основы Исламской Республики Иран» и придерживаться официальной религии страны. Это означает, что любой кандидат должен поддерживать иранскую теократическую систему. Немусульмане и даже мусульмане, не принадлежащие к шиитской ветви религии, доминирующей в Иране, не могут баллотироваться на высшие государственные посты.

Кандидаты должны быть в возрасте от 40 до 75 лет, иметь не менее четырёх лет опыта работы на руководящих государственных должностях и не иметь судимостей.

Женщинам формально разрешено подавать заявки в качестве кандидатов во время процесса регистрации, что многие женщины и делали в недалёком прошлом. Однако ни одна из них никогда не получала окончательного разрешения от Совета стражей.

Политическая ситуация в Иране

Общественное недоверие к нынешнему иранскому руководству растёт на протяжении последних нескольких лет. По данным государственного телевидения, 28 июня в голосовании приняли участие 24,5 миллиона из 61,4 миллиона имеющих право голоса избирателей Ирана, что стало рекордно низкой явкой на президентских выборах.

Выборы.
Выборы. © brookings.edu

Недовольство религиозным истеблишментом, коррупцией, суровыми репрессивными законами и состоянием экономики привело к частым протестам со стороны преимущественно представителей среднего класса, образованных иранцев и городских жителей.

Крупнейшее проявление народного недовольства с времён революции 1979 года имело место в 2022 году. Протесты охватили страну в ответ на смерть 22-летней женщины после её ареста «полицией нравов» по обвинению в нарушении исламских дресс-кодов Ирана.

По заявлениям правозащитных организаций, в ходе подавления протестов сотни людей были убиты силами безопасности. По меньшей мере семь человек были казнены за участие в демонстрациях.

Что поставлено на карту?

Смерть Раиси пришлась на наиболее чувствительный политический период как в самом Иране, так и во всём неспокойном регионе. Напряжённость в отношениях с Западом остаётся чрезмерно высокой с тех пор, как США вышли из ядерной сделки и ввели более жёсткие санкции против иранского режима.

С тех пор страна оказалась вовлечённой в серию военных столкновений с США, Израилем и Саудовской Аравией. В апреле этого года Иран и Израиль оказались как никогда близки к полномасштабной войне — Тегеран впервые нанёс прямой военный удар по Израилю после взрыва в его консульстве в Дамаске.

Иран считает себя главным хранителем богатого энергоресурсами Персидского залива и использует своё стратегическое положение, чтобы запугать Запад и его союзников, атакуя и захватывая суда, так или иначе связанные с Израилем.

© iris-france.org

Его обвиняют в использовании йеменских повстанцев-хуситов для нападения на торговые и военные суда в Красном море. В прошлом Тегеран уже угрожал заблокировать Ормузский пролив — ключевой проход для нефтяных танкеров и других торговых судов.

Если Иран выберет президента, выступающего за улучшение отношений с Западом и переговоры о смягчении санкций, мир может воспринять это как позитивный фактор для повышения безопасности в Персидском заливе и надёжности мировых поставок нефти.

В конечном итоге важнее будет не столько политика нового президента, сколько прагматизм самого Хаменеи, так как последующая за этим отмена санкций подстегнёт экономику Ирана и потенциально укрепит стабильность режима, выживание которого является главным приоритетом верховного лидера.

______________

* Решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года движение «Талибан» признано террористической организацией. Его деятельность в России запрещена.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)